Игра в слова

Тамара Сологуб -Кримонт
               

               
                ( Миниатюра)

Первый день зимы. Вернее, уже ранняя ночь. На улице  темно. Дождь. Потопы. Террористы с ножами бегают. Стрельба. В общем, будни. Никуда не пойдем. Сели у камина. Рон пришел позже всех.   На физиономии – еще улица. Начал серьезно. Новые стихи:

          ПОСЕЛЕНЦЫ
"Когда  истина-весть  со - единяется с душой,
                мы получаем -  со-весть.
            Заповеди – это и есть Совесть»

Луны   неспокойная тень
на глади неласковых вод.
Как быстро закончился день.
Как,  разве прошел уже год?
Как быстро проносится жизнь!
Качается мостик. Держись!

Ведь все поселенцы мы здесь
Откуда идем – в никуда?
Душа вечно ищет  со – весть.
Сливаются  в вечность года.
Мир сложен, но слаженно прост:
Куда он ведет, этот мост?


«Со-весть» Рона разбудила в нас аппетит словословия.
По очереди. Quickly!  - быстро. Один за другим пробуем на вкус слова. Иногда, опережая друг - друга. Эта странная «Со» обнажает семантику привычных слов: раздевает слово, и одевает его в ту же одежду, но будто в новую:
 
Со - вмещаться – Мы теснее сдвинулись на диване, словно кому - то в него надо  еще вмещаться.
Со - глашаться – Захотелось выйти на улицу и глашатаем поорать в мегафон. Жаль - льёт. Даже град стучит время от времени
 Со – браться -   Почувствовали, что пора браться за руки. Как братьям.
 Со - блазнять – Каждому – в меру неиспорченности.
 Со –блюдать  -  неблагозвучно, как и «блазнять». Даже острее.
 Со – болезновать -  Существо скукоженное,  решило, что пора БОЛЕЗНО -вать.
 Со – временник – Морис заявил: «Это президент!» - «Эй! Болтун! Опять ты не в очередь! А может, - это проще?  часы!»
  Со-греться  -      Придвинулись к камину. Греться. Но без особенной радости. Не ново!
 Со-докладчик - (Хм!) Докладывает о тебе, факт не очень хороший,
  Но он не один, у него еще кто-то, кто соЗакладывает… Ладно! Шутка!
 Со- всем  -  Со всем, что у тебя есть в чемодане – уйти! Уйти – совсем, навсегда. Со всем согласиться, совсем ослепнуть… Дело совсем – не в этом.
 Со- единить -  Это уже подразумевает множественное число. Точнее  - «Двойственное». Раньше, говорят, существовала такая, третья  категория  числа, кроме единственного и множественного.  Руки, ноги, глаза, уши, рога… – существительные двойственного числа. Валенки! Да? Рукава! Здорово!
 Со- знание. - Вот оно! Знание, полученное из вне, соединенное с  твоим Я.
 Со - общать - Делать Весть – общей!
 Со - прикосновенье   - какое трепетное слово!
 Со- ревнование. - Совершенно по - другому  нарядившееся слово!  Понимаешь, откуда оно: Ревнуют! Потому и доказывают, кто лучше.
 Со-путник.  - Оказывается, есть  и такое слово в словаре, недалеко от слова «спутник» Но какие они разные! Спутник шел, шел, просто как спутник, а потом отстал, свернул. А СОПУТНИК – он   с путником  СОпутничает.  Общее дело!  Общая цель. Этот не свернет.
Со - патка. -  А что? Значит, есть, или было когда-то слово «патка»?

 Кто – к компьютеру, кто к смартфону. Проверить.
Сандра хохочет. Все – ждут. Пусть скажет. Всем не вредно посмеяться! Тем более, опять  за окном воет Маген - Давид (скорая). невольно все внутри сжимается.
А по новостям видео – запись убийства ножом старика 80-ти лет... И ликвидации малолетнего террориста.
- Ну!
Сандра телевизор не сморит, она – в Гугле:
 - Выключите телик! Не видели, как убивают?
   Объясняет:
-  Тут спрашивают.
- «Что такое ЛОПАТКА?»
Ответ:
 – Это «патка» без «ЛО»
Смешно. Именно потому, что - и правда! А что! Логично. Ну, нет такого слова, что привязались! «Сопатка» есть,  потому что  сопит, а «патка» без «со» не сопит. Вот такой закон языка. 
- Ага! Значит, не только мы ищем эту «патка»!
   Сандра останавливает:
  - Это еще не все! Слушайте дальше следующий вопрос:
-  А что такое « патка»?
 Ответ: патка – это ОДНА патка, а две – патки = это СОПАТКА.
   - Во, дают!
            Она уже решила нажать на «удалить», но опять улыбнулась.
  - Что?
 - А тут опять вопрос:
.Что такое "сорго", и что из него изготовляют?..
Сорго (лат. Sorghum) разновидность Дурра, род однолетних и многолетних травянистых растений семейства Злаки, Зерно сорго перерабатывают на крупу, муку и крахмал, из соломы изготовляют плетёные изделия, бумагу, веники.

- Я знаю! Я видел! У нас дома в Ташкенте всегда такие веники на Алайском рынке покупали – быстро вмешался рыжий Венька. И покраснел: Увидел, как усмехнулась Мира. А она  не преминула тут  же  добродушно съязвить:
- Ну, так на то ты и Веник, чтоб вспомнить про веник!
 Он понял, что она поддела его только ради «красного словца», поэтому только смущенно улыбнулся. Однако, и огрызнулся беззлобно, даже чуточку восторженно. «Надо же! Поймала на словах – омонимах»:
 -Ну, Мирра! Ну, ты, точно, дурррочка!- почти ласково  прорррыкал, отошел от камина к столу и уже спокойнее закончил свои детские воспоминания,- веники  с такими упругими точками - «дуррами» Коричневые пупырышки, как почки  на деревьях.
 А Сандра продолжает читать в Гугле:
- Так , а  тогда, что такое Дурра? Именно с двумя РР: ДУРРА?
 Вот ответ:
- «Это разновидность сорго, которая возделывается в Африке, в Юго – Вост. Азии, в США, в Средней Азии, как кормовое  хлебное растение» О! Класс! Тут еще один ответ, по – моему, самый правильный, - читает Сандра:
                «Дурра» - ОНА И В АФРИКЕ ПРИБАНБАХНУТАЯ!!!»
Посмеялись. Помолчали. Шутки- шутками… А там старика…Но вслух никто не стал напоминать.

                Хозяйка, белолицая уютная Алена, принесла свежеиспеченный, свой, хлеб,  добавила в вазу фрукты, поставила на стол всем знакомый, любимый  самовар. Потом  сходила на кухню за пузатым заварным чайником.  Морис принял его из ее нежных рук, стал наливать в чашки и громко спросил:
- Кто мне точно скажет, чем отличается рассказ от новеллы?
 Ответы посыпались сразу же:
- Новелла суше, без особых литературных украшений.
- Её  персонажи не вырисованы подробно, читателю дается право самому дорисовать их портреты, как внешности, так и  характеров,  по своему видению.
-Автор дает лишь легкие штрихи. Чаше всего  в  виде диалогов или  через поступки героев.
-Новеллы меньше по размеру.
- В них превалирует одна, ну, не больше двух главных мыслей, так сказать, - идей.
Мирав привычно собрала свои блестящие роскошные волосы в кулак и небрежно заколола их на затылке большой красивой заколкой:
- Вы забыли самое важное:
 Новелла заканчивается, чаще всего, не  доведя сюжет до полной развязки, как принято, до свадьбы или до смерти. Она ошарашивает читателя неожиданной, порой парадоксальной концовкой.
 - А что скажете о новелле в стихах? – Морис доволен. Ему удалось удивить всех.
- Это что-то новенькое, - улыбнулась Алена,  нежная, притягательная, цветущая, со здоровым естественным,  румянцем на щеках. От ее насмешливого говорка у Мориса  тайно сжалось сердце. Он поправил двумя руками свои поредевшие седые волосы и примирительно пояснил:
-Я, собственно, хотел поиграть в слова, как мы все это любим. Вернее даже не в слова, а в словесные рифмы. А потом  само собой у меня получилось то, самое важное, о чем сказала Мирав!
 - Неожиданная концовка? – догадалась Алена.
  - Ну да.
  - Так что ты тянешь? Выкладывай свою игру рифм и все «самое важное».
Её слова одобрили негромкими и непродолжительными, но сдержанно вежливыми аплодисментами.
- Моя главная задача – чтобы рифмовались омонимы. Ну, вы помните, вас не надо учить, слова одинакового звучания, но разного значения. «Лук острый – лук меткий. Коса девичья – коса траву косит».
 - Да! Веник- веник!- укоризненно напомнил Вениамин.
 Мира посмотрела на него покорным взглядом, слегка коснулась плеча:
- Не дуйся!- шепнула, - это же …
 - Да знаю! Шуточки!
- Прошу прощения, что напоминаю,- бормотал Морис. Это я так, по дурной преподавательской привычке: «Повторение- мать… и тэ дэ, и те пе.
- Морис!
- Ах, да!- Зажмурился, как перед прыжком в холодную воду. И внезапно отважился:

           ПУСЬКА
 Ничего, что пожилая.
 Я люблю тебя. Желая
 утра доброго и дня,
 глажу спинку. Что же, лая,
 зубы скалишь на меня?
 Ты чего ж такая злая?
 Что? Тебе желаю зла я?
 Причешу кудрявый хвостик,
 разомну массажем кости,
 а  затем поедем в гости.
 Ты ведь любишь ездить к Рае,
 что живет в прелестном крае.
 Там река течет. А с края -
 берега в цвету, как в Рае.
 Подскажу я Рае, пусть-ка
 пожурит   тебя, лапуська,
 моя седенькая злючка,
 что кусалась, как колючка,
 Чтобы   вспомнила ты, Пуська,
  как вести себя должна,   
  и была  со мной нежна,
  ты – законная жена.

Он закончил и обессиленный сел на диванчик.
Теперь одобрение было неподдельным. Все прекрасно знали «Пуську», неугомонную жену Мориса. Штрихи поданы виртуозно, легко и точно. Портрет дорисовали сами. Морис, кроме замечательных рифм, постарался выдержать требования новеллы.
 Все просили прислать текст. Он обещал.
Морис как первооткрыватель стал королем вечера. Но тут появилась королева.
Из спальни сверху по лестнице спустилась трехлетняя  Рахель в длинной ночной рубашке:
 -Мне там скучно одной и страшно. А вы тут смеетесь. Я тоже хочу.
-Тебе спать пора, сладкая!
- А я стишок знаю! Рассказать?
- Давай.
-  А тогда…
 - Ладно, договорились!
  Рахель потеребила пушистые оборочки на ночной рубашке и с выражением начала:
Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
Толя пел, Борис молчал,
Николай ногой качал.
Дело было вечером,
Делать было нечего.

И замолчала. Поклонилась, отставив ножку.
- А дальше? – Потребовали все хором.
  Рахель снова вдохновенно продекламировала:
 - Дело было вечером. Делать было нечего.
И развела в стороны нежные, как у мамы, ручки:
- Всё!
На улице начался новый ливень. Под окном  раздался выстрел.