Глава девятая или компьютерная игра

Надежда Хаппи
Первые впечатления или компьютерная игра.

Первые дни, конечно, были заняты прогулками по улицам новой страны, знакомством с магазинами, кафе, ресторанами и, конечно, наблюдением за людьми. В Америке я уже живу три с половиной года, но еще свежи первые впечатления от сказочной страны. Я совсем не преувеличиваю.

Первое впечатление, которое неотрывно преследовало меня в Америке, – это ощущение того, что я попала в какую-то компьютерную игру, настолько все вокруг казалось совершенным и аккуратным. Все вокруг, как будто нарисовано кистью художника в идеальном варианте. Куда ни посмотришь, - красивые клумбы с цветами, подстриженные газоны, чистые дороги, кукольные домики и рабочие здания. Все выглядит новым, только что построенным, без единой трещинки на стене.. Улицы – совершенные картинки, будто только что художник вывел рисунок свежими масляными красками, сочными и яркими.

А как пахнет свежескошенная трава... Я вдыхаю воздух глубоко и не могу надышаться... Напоминает русскую деревню, утопающую в пушистой зелени, так хорошо пахнет вокруг! А сколько прудов и озер кругом! Нереально низкое и насыщенное ярко-голубыми красками небо отражается в них, сливаются две поверхности: водная и воздушная на одном сказочном дыхании и так и существуют, как единое целое, мирно покачиваясь в зеленых берегах. Только утки, постоянные гости, беспокоят тишину прудов. Но и это беспокойство необыкновенно красиво в своем естестве, где цивилизация гармонично сосуществует с природными инстинктами.

Проезжают машины, проходят редкие прохожие, а гуси, покачивая круглыми брюшками, ходят важно по бережку, как ни в чем не бывало. Не боятся приветливых прохожих.
Я улыбаюсь птицам. Я - одна из них.

Прогуливаюсь с широко раскрытыми глазами и стараюсь заметить и запомнить все вокруг. Со мной, конечно, фотокамера, и я не забываю фотографировать.

Первое, что я делаю, – фотографируюсь на фоне американского флага. Я собираюсь послать фотографии родственникам, и это будет одна из многих, указывающих на то, что я в стране американской мечты. Со временем я замечаю, что это не был единственный флаг на улице – флаги здесь, как цветы, они возвышаются над каждым домом, а иногда даже по несколько штук над крышей или на балконе. Американцы гордятся своей страной. Это заметно сразу, хотя (как я заметила после) постоянно ее критикуют. Критика своей страны и своего президента — это залог лучшей жизни.

Но моя прогулка продолжается. К моему великому сожалению, Америка оказывается совсем не такой, как мы видим ее в фильмах. Величественные и пугающие своей высотой небоскребы - это только небольшая часть крупных городов, а все остальное пространство занимают невысокие, но просторные по объему здания - магазины, дороги, парки и, в основном, - дома, в один, два или три этажа.

 Жилой сектор - это огромная часть Америки: дома расположены довольно близко друг к другу и тянутся бесконечной полосой. Только уютные американские домики и ни одного магазина на протяжении мили и более. Но это не проблема для страны, где каждый житель имеет машину, поэтому люди практически не ходят пешком, я бы даже сказала, что здесь нет пешеходов. Хотя иногда можно встретить одного - двух бегущих американцев, сбрасывающих вес или прогуливающихся пожилых людей или подростков. Но и это редкость. Улицы Америки пустынны, но полны вкусных запахов, распространяемых ресторанами, кафе и Макдоналдсами. И если вы очень голодны, то я бы посоветовала вам заглянуть в один из них.

Надо сказать, что моя новая американская жизнь потекла потихоньку, без особенных приливов и отливов, со своими плюсами и минусами.

Первое достижение, самое главное, получение разрешения на работу, которое пришло в январе, на три месяца позже. Оно, видите ли, затерялось по пути и несколько месяцев гуляло где-то. Хотя мне кажется, что оно просто пролежало где-то в укромном месте на столе у нерадивого чиновника.

Второе достижение - это получение прав. По законам США сначала нужно сдать письменный тест по правилам дорожного движения, а через три месяца можно сдавать финальный экзамен за рулем машины и, наконец, получить желанный документ. В промежутке же выдается разрешение на вождение машины с кем-нибудь, кто уже имеет права.

Получив разрешение, моя неугомонная душа, как и тело, потянулись к машинному рулю и тут же получили осечку. От мужа, конечно. О том, как внимательна я должна быть, и как многие поначалу в аварию попадают и так далее. Но в одно  ухо влетает, а из другого, известное дело, вылетает. Так было и со мной.

Мой первый дорожный маршрут случился, как по насмешке, не в нашем тихом и маленьком городке, а в столице Миннесоты. Была я с мамой мужа, и она так и сказала мне: « Садись за руль, едем заправляться». У меня волосы дыбом встали и коленки затряслись. «Как я поведу? Я боюсь!»

 А она уверена во мне и настаивает на своем. Пришлось ехать. Затаив дыхание, я дала газу и помчалась вперед, заехав на линию встречного движения. Хорошо, что машин не было впереди. Еду, на педаль жму, а в голове все мысли, как будто скукожились и в одной точке пересеклись. Мной завладела одна единственная мысль - впереди дорога. Еду, по сторонам смотрю, знаки замечаю, с линии не съезжаю, сигналы включаю - ну, прямо, наука целая, куда мне все это одолеть!

Но, к моему удивлению, приезжаем благополучно, в сохранности. Это был мой первый опыт. Потом было проще и спокойнее.

Третье мое достижение не заставило себя ждать. Я получила работу, причем с первого раза! С достоинством выдержала собеседование (на английском языке, естественно). Получив кучу комплиментов о моем свободном владении языка, пошла домой. Работу нашла рядом с домом, специально выбирала место, куда могу дойти пешком.

Магазин под названием «Все на свете» располагался рядом с домом, в десяти минутах ходьбы. Я должна была продавать женскую одежду и получать поначалу восемь долларов в час. Помню, перевела на русские рубли и ужаснулась. Так много получилось! Я еще по привычке иногда переводила деньги. Но это плохая привычка и я от нее избавилась. Жизнь тут намного дороже.

В общем, все вышеописанное было обо мне, а сейчас хочется больше рассказать об Америке. Много писать не буду, а так, самое главное, что в душу запало. Это, конечно же, люди, культура и воспитание.

Я люблю американцев с самого первого дня приезда, точнее прилета. Такие милые улыбчивые существа, у которых и проблем-то нет никаких, на первый взгляд. Они их просто умело скрывают под дружелюбной личиной. Многие говорят, что это лицемерие, но меня это не волнует. Уж пусть лучше лицемерие, чем открытая грубость. Такие воспоминания как грубые невоспитанные комментарии в России в публичных местах становятся архаическими в Америке. Мы иногда собираемся нашим русским кружком на 43 этаже американского небоскреба и под звонкое постукивание чайных кружек о блюдца вспоминаем всякие истории русской действительности. Такой острый парадокс несоответствия двух стран вызывает иногда смех, но в самом-то смехе всегда скрывается двойное дно. После становится грустно. Грустно за свою страну, которую я все-таки безмерно люблю. Мне очень хочется, чтобы я когда-нибудь вернулась домой, к людям, которые безмятежно счастливы и воспитаны.
На самом деле улыбка — это часть культуры, показатель хорошего воспитания.. Улыбающийся человек и чувствует себя лучше и людей вокруг себя делает счастливее.. Это факт.

В последнее время я много думаю о ностальгии. Она, жестокая, практически отпустила меня уже, но какой-то гнетущий осадок остался, и, как предатель-червь, подтачивает иногда мое и без того уже немолодое тело. Многие путают ностальгию с нелюбовью к новой стране. Но это совсем не так! Я люблю Америку, по-своему, по-особому, но и о русских полях скучаю, о мамином с папой теплом домике и воздушной подушке из лебединого меха.

Я поняла одно: ностальгия – чувство необъяснимое, ее излечивает только время. Причем у всех она проходит одинаковые стадии. И главное место в этой болезни занимает сон. Снится все давно забытое, казалось бы, навсегда исчезнувшее из памяти, все, что, как я думала, давно потеряло значение. Снится даже то, что раньше вызывало чувство отвращения, а теперь кажется таким милым и родным.  Приснился, допустим, грязный и нечесаный одноклассник, с которым сидела за одной партой и о котором давно позабыла, да и никогда не хотела вспоминать. Снятся трещинки на домах и гуковские аллеи, снится свет из окна, падающий на противоположную побеленную стенку в старом бабушкином доме, и я вижу на нем тени шевелящихся деревьев. Сны сумбурные, непонятные иногда. Вот я и додумалась, что это – болезнь, признаки одинаковые у всех, кто ею болел когда-то. Жаль, что таблеток не придумали от нее, а то наглоталась бы, и от всяких ненужных воспоминаний и след простыл бы.

Хотя я опять отвлеклась. Вернемся к Америке. Люблю американских бабушек. Надо сказать, безумно. Такие они сердобольные, аккуратные, все в цветочках, шляпках и рюшах. Ну, прямо, как со страниц романов Агаты Кристи сошли. Здесь никто не понимает моей любви к ним. А я вспоминаю наших бабушек, замученных, в платках и калошах, уставших, больных и бедных. Вспоминаю и чувствую эту пропасть.

Люблю то, что можно сказать «привет» незнакомому человеку и запросто разговориться с ним по душам, люблю то, что мимо проходящие лица мужского пола не пытаются схватить меня за локоть и, ухмыляясь, предложить известное со стаканом дешевой водки, наоборот, они, как пружинки, отскакивают, если нечаянно задели локтем и извиняются. Улыбаются, конечно.

Люблю то, что в магазинах можно трогать, нюхать, щупать, примерять абсолютно все. В общем, люблю я многое в новой стране, но старую от этого меньше любить не начинаю.

Люблю то, как тут относятся к человеку. Человек- это главная ценность страны. Это видно везде: на работе, в школах, садиках, магазинах, больницах. К человеку относятся с уважением и пониманием. Человек- это личность, свободная в своих правах.. Человек имеет права выбора. Человека с рождения воспитывают независимым и самостоятельным. Главное, человеку прививают мысль, что он может все: быть ученым, писателем, инженером.. Воспитание культуры — на первом месте, уважение к человеку рядом с тобой. Ты- личность и человек рядом с тобой — личность. Его надо уважать , как ты хочешь, чтобы уважали тебя.. Воспитывают в основном хорошим примером.. Например, в фастфудах люди сами за собой убирают. Меня это удивило. Людей не учат уступать место старикам, они это делают сами собой, потому что … ну а как же по-другому? Я была поражена, что тут дверь человеку позади тебя открывает тот, кто впереди, независимо от пола или возраста... Просто вежливо открыть дверь человеку позади тебя и пропустить первым... Удивительные люди...

А какие тут папы.... С детьми везде гуляю папы.... Играют, кормят, нянчат, пока мымы отдыхают.  Американские мужчины — лучшие папы на свете. Уверена.

С приобретением дома вообще жить стало хорошо. Хотя пришли и новые проблемы: ремонт, покупка занавесок, штор, прибивание гвоздей, перестановка мебели. Хожу за мужем кругами и подстраиваю ему каждодневную каверзу: прибить, перетащить, упаковать, просверлить и так далее. Но каверз с каждым днем становится меньше и меньше, а мужу жить спокойнее.

Вечера у меня особенные, ностальгические. Читаю русские книжки. Причем добываю их по-разному. Иные купим, когда в русский магазин завернем с мужем по пути, иные подружки дают. Так и ходят книги по рукам, смакуются преданными читателями. В таком дефиците книг каждая из них кажется ценной и, главное, вкусной. Лежишь, читаешь, каждое слово, как ягодка, сладкое. Все надо прочитать, ничего не упустить, а то закончится это ценное издание, подойдет последняя страничка, что потом читать-то?

А подруг у меня появилось несколько. Как-то сразу появились. Мой муж Ричард нашел через газету. Дал смешное объявление, о том, что русская жена срочно нуждается в подруге, но не в друге (боже упаси). Через какое-то время позвонила женщина по имени Светлана и пригласила меня в гости.

Выдался красивый теплый осенний вечер. Света с мужем развели костер, включили русскую музыку, открыли бутылочку красного вина. Быстро создалась русская атмосфера, подчеркнутая березами, посаженными хозяйкой вокруг особняка.
В тот вечер я сильно захмелела то ли от забористого вина, то ли от безмерного ощущения счастья в кругу раскидистых пятнистых деревьев. Так началось мое знакомство с русской общиной в Миннесоте.
 Самое интересное, что здесь нет различия в возрасте, как будто он незаметно стирается. С людьми, не достигшими шестидесяти лет, можно запросто общаться на ты. Никаких «вы» здесь не принято.

Позже через Светлану я познакомилась с Лизой, девушкой с сорок третьего этажа небоскреба и любительницей бесед за чашкой чая. Мы иногда собираемся у нее в гостях, часы летят незаметно в упоительной беседе. Вот скоро наступит лето, и мы будем ездить на озера: загорать, купаться и вообще - наслаждаться природой. Миннесота по официальной статистике - штат десяти тысяч озер, а по неофициальной - около ста.

Место, конечно, красивое. Особенно осенью, когда густые леса блистают в шикарных разноцветных нарядах. А что за воздух! Пахнет сеном и Черным морем. Не странно ли? Сеном, потому что работники подстригают траву чуть ли не каждый день. Надломанные зеленые стебельки наполняют воздух сочным ароматом, а огромное количество пихтовых деревьев напоминает Черное море. Даже сосны необычные здесь, пушистые, как венчики, а ветки с иголками, как мягкие кисточки, отливающие поразительно нежным голубым цветом. Деревья растут не поодиночке, а семьями, и в каждой такой семье живут серые шустрые белки и пугливые зайчата. Я им частенько оставляю корм (кукурузные хлопья) на улице . Особенно зимой. На утро я знаю, мои зверята были здесь, оставили следы и смылись поскорее в теплое убежище под землей, снегом или в дупле.
А еще с нами мирно обитают два кота-бегемота: Профессор и Капитан. Толку от них никакого, а вот внимание, как к королевским особам знатного происхождения. Спят только в постели и даже утром к еде без нас не спустятся. Как это так? Хозяева должны видеть, как они уминают дорогую еду!

Ну что еще интересного? Может то, что Америка, в основном, представляет собой жилой сектор маленьких городков, как паутина, раскинутых вокруг крупных центров. Мы как раз и живем в одном из таких городков. Но, несмотря на провинциальность, в городе есть все, что угодно душе человеческой от магазинов до кинотеатров и развлечений.


Вот уже несколько дней, как я печатаю эти записки, каждый день по чуть - чуть. Просидела сегодня дома целый день, не пошла на прогулку, как обычно, смотрела кино, навела порядок в шкафах на кухне, опять всякие банки и пакеты переставила, а потом раскрыла мой любимый детектив Марининой. Так вот сижу, читаю, солнышко последних зимних дней греет сквозь окошко, коты развалились рядом и урчат любимую мелодию, и я так себя замечательно чувствую.. Ну вот, кажется, оно, счастье, непонятно откуда свалилось. И я так хорошо и замечательно себя чувствую. Что еще нужно? Такое ощущение спокойствия и безмятежности, никуда не надо нестись сломя голову, некуда спешить, некому портить нервы, можно дышать полной грудью, вдыхая воздух глубоко и наполняя им легкие до отказа. Такое блаженство!

 Сегодня я поняла, что люблю эту страну и не только привыкаю, но и нравится мне здесь жить. Подумала и потянулась от всей души. Красота….