Мотив — наименьший элемент музыкальной структуры, простейшая ритмическая единица мелодии, состоящая из короткой последовательности звуков, объединённой одним логическим акцентом и имеющей самостоятельное выразительное значение. (Википедия).
В задумке автора - четыре самостоятельных миниатюры объединены одним логическим акцентом - Отечество.
***
Хотелось закрыть глаза и слушать, слушать, слушать...
Дневная суета деревенской жизни уходящего лета будоражила память. Перед глазами возникали картинки привычной жизни селян.
И чем больше физическая усталость от переделанных с утра огородных дел наваливалась, наливая мышцы свинцом, тем слаще было погружение в дремоту.
Веки медленно наползали на глаза, смыкая пространство до размеров щели. Затем и вовсе превратив его в одну светлую линию где-то там, за горизонтом сознания.
Только одинокий писк последнего летнего комара возле уха связывал уплывающее сознание с реальностью. Но и он скоро затих...
*
Пронзительно зажужжала бензопила. Сосед пилил дрова для бани.
Осенью в деревне все запасались дровами. Закончив летние огородные дела, сельчане занимались распиловкой дров. Перед каждым домом устанавливались "кОзлы" из брёвен, на которые укладывались стволы деревьев. Такое нехитрое приспособление имелось в каждом доме.
Все трудоспособные члены семьи по очереди пилили брёвна металлической пилой с двумя ручками. Потом уже, пеньки, кололи топором с дутым профилем. Такой топор так и назывался, колун.
Помнится, нас, малышню, тоже учили пилить и колоть. Иначе будем сами пробовать, а это, без помощи взрослых, не безопасно.
Пилу надо держать прямо и тянуть на себя. Затем отпускать её, и уже стоящий с противоположной стороны человек должен тянуть на себя.
Свежераспиленные брёвна издавали приятный запах, а мы, малышня, любили играть с опилками. Иногда хулиганили и бросались ими. Потом родители долго вычёсывали опилки из головы.
В детстве мы всей ватагой ходили смотреть на распил дров. И уж если у кого-то была бензопила "Дружба", то для нас это было целое представление. А за один вечер ею можно было распилить машину дров.
*
Где-то неподалёку послышались голоса детей. Это соседские Нонна и Сева качают на качелях своих младших братьев.
- А у тебя какого цвета портфель? - спросил девичий голос.
- Зелёный, бабушка мне купила с крокодилом. Я два года относил с солнышком, решил на зверей поменять, - на полном серьёзе отвечал Сева.
- А-а! А у меня розовый с мишкой. А учебники вам в школе выдадут, или за ними самим надо идти? - любопытствовала Нонна.
- Мы с бабулей уже сходили сами. Я все учебники уже обернул в красивые обложки, - отозвался Сева. - Давай поиграем в магазин? А малыши нам будут рвать листья. Это будут деньги.
- Давай. А то к вечеру за нами приедет отчим, и уже будет не поиграть до самой школы.
Память вновь унесла в далёкое детство.
Зимой электричество было нечастым гостем. В непогоду трансформатор, что стоял на задах улицы, залеплялся снегом, и свет гас. Ждать приезда бригады электриков, обслуживающих всю округу, приходилось подолгу. Иногда мы с папой, вооружившись куском медной проволоки и керосиновым фонарём, брели сквозь сугробы на зады.
Отключив рубильник трансформатора, папа сам менял медную вставку. А я держала фонарь. И было вдвойне радостно, когда трансформатор оживал, а в окнах домов загорался свет. Мы с папой заговорщически молчали. Никто не знал о том, что мы в тот вечер работали "добрыми ангелами". Даже мама.
Но бывало, что свет не загорался, ведь материалы в те времена были простецкие. И тогда приходилось ждать приезда аварийной бригады, иногда несколько дней.
Такие морозные и тёмные вечера коротали с керосиновой лампой.
Вспомнилось, как однажды в такой вечер без электричества мы сидели за большим столом, и каждый занимался своим делом. Я раскрашивала цветными карандашами снегиря в книжке-раскраске. Днём он прилетал к нам в сад, клевал ягоды рябины. Вдохновившись увиденным, я тщательно разрисовывала его оперение.
Мама со старшей сестрой, старшеклассницей, готовили сценарий школьного КВНа. Они негромко переговаривались, записывали что-то по-ролям в тетрадь и напевали песенки, которые будут использованы в спектакле: "Жил отважный капитан, он объездил много стран, и не раз он бороздил океан..."
Папа с братом оформляли школьную стенгазету. И о чём-то крепко спорили. Стенгазета должна была информировать о полном солнечном затмении, которое ожидалось в том году.
Такие вечера , когда свет керосиновой лампы объединял нас за одним столом, запомнились больше всего.
*
Сквозь дрёму донёсся пронзительный писк газонокосилки. Опять сосед косит траву в своём палисаднике! Напрягшийся от звука мозг сравнил его палисадник с лужайками в замках Шотландии.
Да, современная жизнь здорово изменила облик сельской местности. Теперь каждый косит траву вот такими легко управляемыми косилками, а луг возле каждого дома подстрижен и засажен цветами. Чем не аглицкий Гайдн-парк?
И память снова вернула в детство. И тогда возле каждого дома был палисадник. В семьях было много детей. У кого четверо, у кого пятеро. И каждый ребёнок в семье знал свои обязанности. Один отвечал за воду из колодца и дрова. Другой за дойку коровы и кормление кур. Третий за уборку.
Ну, а летом все трудились в огороде без разбора! И каждый знал, что вечером он должен наносить воды и полить свои грядки. А ещё прополоть цветы в палисаднике. Но после всех огородных дел дружной ватагой отправлялись "на зады", где до позднего вечера играли в войну, лапту и казаки-разбойники.
Так вот, всей дружной гурьбой и вели хозяйство. И, хоть не было тогда газонокосилок, но с косой, обыкновенной косой на шесте, и серпом, каждый с малолетства умел управляться.
*
И последним звуком, пробудившем от дрёмы, был настойчивый гудок машины. Это фермеры в конце лета развозят комбикорма для живности по сёлам. И, когда они проезжают по улицам, то беспрестанно "би-бикают", как шаловливые дети, привлекая внимание сельчан.
Вновь сознание окружила действительность, вернула из детства. Наша память прочно хранит те эпизоды. Это и есть НАШЕ прошлое и настоящее, НАШЕ Отечество.
***
http://www.proza.ru/2016/01/02/1087 - Часть 3. "Храм"