1. Together

Любушка 2
          О том, что в классе трое новеньких, она узнала на школьной линейке в начале учебного года.
          Но не с этой новостью поспешила домой.
          Свою фамилию Наташа услышала явно, когда объявили о награждении путёвками в пионерский лагерь «Артек» двоих учеников школы, а вот фамилию Владимира из параллельного седьмого «б», чуть уловив, повторила «про себя», но никаких ассоциаций не возникло. Лицо мальчика не всплыло в памяти. «Может, папа знает его родителей?» Захотелось домой... Промелькнувшая мысль о папе, маме, - как они будут рады, что это им награда за беспокойства, старания и заботу, разволновала, - сердце застучало как-то громко, защипало в носу, на глаза готовы были навернуться слёзы, щёки грозили заалеть.
          Как ни старалась, она не могла справиться с волнением. Внимание к происходящему рассеялось. Смотрела вокруг невидящим взглядом. Машинально прошла за всеми в класс и односложно отвечала, когда обращались к ней…
          –  Ты знала?
          –  Нет…
          –  Наверно, родителям сказали?
          –  Нет… Они не знают.

          Удивляясь, не веря и думая, что кто-то спохватится и отменит награждение семиклассников путёвками в пионерский лагерь: «Какой отдых? Лето же кончилось!», Наташа, улучив момент, спросила у классной:
          –  Нина Петровна, а как же учёба? 
          –  Всесоюзный пионерский лагерь работает круглый год. В Артеке дети так же учатся в школе.
          Ответила Нина Петровна строго, но Наташа почему-то не смутилась от своего незнания и, как только стало возможно, поспешила домой.

          Перебегая улицу Энергетиков, она рассмеялась, вспомнив как в последнюю смену в «Строителе» совершенно незнакомый парень из отряда старшеклассников подошёл, когда она ракеткой отбивала шарик у стенки и, постукивая мячом об асфальт около неё, заговорил:
          –  Привет! …Сама с собой играешь?
          –  …Привет! …Все столы заняты, а «на вылет» долго ждать. …И вылетаю я быстро.
          –  Давай в волейбол? У меня хороший мяч. Я накачал. Потрогай. 
          –  Давай… Но я не очень…
          –  Ничего. Я покажу, как правильно принимать мяч, отбивать. С шестого класса хожу в волейбольную секцию в школе. А ты, в какую секцию ходишь?
          –  Ни в какую. На физкультуру хожу…
          Они поиграли волейбольным мячом, а когда расходились на ужин, он вдруг сказал:
          –  Ты молодец! 
          –  О чём ты?
          –  Да, на зарядке все посматривают на тебя, улыбаются. А  ты ноль внимания, - продолжаешь заниматься.
          После этого разговора Наташа перестала надевать на зарядку бриджи, что мама пошила из чёрного сатина по выкройке из журнала. Не захотев возиться с поясом и манжетами на пуговицах, она сделала их на резинке и заузила к коленкам, но не сильно, а чтобы «легко было надевать, и не стеснять движения».
          «Отсталые все в твоём лагере были, - сказала мама, узнав, почему обновка пролежала в тумбочке.  -  Модные бриджи им не нравятся, а трико с вытянутыми коленками  - нравится».
          Настроение поднялось, и Наташа, поискав в памяти «трудную» фамилию, произнесённую директором школы на линейке, чтобы не забыть и сказать маме с папой повторяла её время от времени «про себя» по дороге до дома.
          «Надо было посмотреть, как пишется», – засомневалась она вдруг, что затвердит и произнесёт правильно. Буквы «з» и «ж» следовали одна за другой, и слово, казалось, «зжузжало» в голове и смешно путалось. 
          «Только бы мама с папой были дома… –   так хотелось поскорее услышать, что они скажут,  ехать-то надо без них и очень далеко.  –  Хорошо, что вдвоём!»
          Наташа припустилась бежать зигзагами по тротуару вдоль забора детских яслей, что были рядом с домом. Кусты разросшейся за лето жёлтой акации скрывали от посторонних глаз смешной бег в новой школьной форме с белым фартуком и чуть сползшими белыми гольфами.
          «Зачем только надела? Это мама уговорила, мол, не сотру пятки новыми туфлями. Выросла за лето на 14 сэмэ,  вот и пришлось в школу всё новое покупать…»  - Наташа, подтянув гольфы в который раз, срезала угол по газону и побежала по отмостке вдоль торца дома под окнами, смотрящими на жёлтенькое одноэтажное здание детских яслей за зелёным дощатым забором. Здесь всегда была тень. На эту северную сторону дома выходило окно кухни и одно окно маленькой комнаты их квартиры на втором этаже. Отбежала к забору и, закинув голову, увидела в окнах второго этажа белые, розовые и красные цветы герани – мамины любимые.


          Познакомилась с Володей в дороге. Долго ехали поездом через Москву в Симферополь и дальше на автобусе с другими детьми и сопровождающими.      
          Оказалось, что в поселковой школе Владимир и его сестра Оля учатся не так давно, а приехали они с родителями с севера. Наташе было удивительно, что он никогда не видел коров до переезда на Южный Урал. Из больших домашних животных ему привычными были олени. Она, наоборот, знала про оленей из книг, по картинкам и кино, а коров боялась, хоть встречались они только тогда, когда она мимо бараков ходила в клуб "8 Марта" по улице с таким же названием. Начиналась улица за железной дорогой, как бы разделяющей посёлок на две части.
          – На том посёлке, – говорила мама.
          Там только и разрешалось пасти коров, а Наташа обходила их стороной, увидев издали.
          Что-то не понравилось в тоне, с каким Володя говорил про коров и посёлок.

          Да, клуб на «том посёлке» - деревянный, но Наташе нравился скрип половиц пола под ногами зрителей, когда кто-то опаздывал и в темноте искал своё место. Необычным казалось и то, что, купив билет в кассе, все входили в зрительный зал через фойе в одни двери за зелёными шторами, а выходили после фильма в другие и сразу оказывались на улице около высокого забора, ограждающего большой стадион, на котором тренировались солдаты воинской части, что была рядом.   
          На «этом посёлке», где Наташа жила с родителями и младшей сестрой Дашей, и где не было ни бараков, ни коров, Дом Культуры был большим красивым и двухэтажным, а входили в кинозал и выходили из него зрители в одни двери, так как был он на втором этаже. 
 
          И всё же с Володей было очень интересно. Он оказался хорошим рассказчиком и все, не только Наташа, внимательно слушали, когда он вступал в разговор, поражая эрудицией и простым спокойным толкованием того, что вызывало споры у других детей. 
          В Симферополе при посадке в автобусы, потеряв из вида Володю, Наташа даже несколько забыла про него, стараясь занять место около окна. Очень хотелось увидеть море! 
          «Какое оно, море?»
          Мелькавший за окнами пейзаж, извилистая круто уходящая вниз дорога, всё было непривычно, и когда впереди далеко-далеко меж деревьев засверкала на солнце полоса водной глади до самого горизонта, дети закричали:
          –  Море!
          –  Где? Где?
          –  Вон там!
          –  Точно! Море!
          –  Мо-о-ре-е!
          Все вскакивали с мест, кричали, махали руками морю...

          Когда приехали на место и всех распределяли по дружинам и отрядам, кто-то из взрослых спросил:
          –  Хотите быть вместе в лагере?
          –  Это не обязательно.
          Занятая своими мыслями, Наташа не успела обернуться, как за спиной прозвучал голос Володи.
          Она недолго удивлялась его ответу, так как в это время выдавали форму, и, кроме того, объявили, что желающие могут сдать в стирку свои вещи, если они замарались в поезде. Наташа никак не могла определиться со своими размерами, чтобы без примерки получить форму, и решить второй вопрос. 
          «Надо бы постирать, что носила в дороге», - думала Наташа и прикладывала шорты и юбочки к себе, но в примерочной кабинке не могла натянуть или застегнуть их на поясе. Когда же предложили больший размер, то шорты показались огромными, но легко наделись и застегнулись.
          –  Дети, обратите внимание. Чьи это вещи? Заберите.
          –  Нет… Не мои...
          Наташа покачала головой, а узнав среди вывешенных вещей свой новенький белый лифчик, старалась изо всех сил скрыть бросившее почти в жар смущение и неподдельное удивление: «Почему? Я же положила в мешочек для стирки, написала фамилию и имя. Ничего не понимаю… Жалко… - был в самый раз». Заметив улыбки и любопытство на лицах детей, она прошла мимо.

          За сорок дней пребывания в Горном лагере, три корпуса которого напоминали большие белые корабли в море зелени недалеко от горы Аю-Даг, Наташа встретилась с Володей лишь однажды на тенистой аллее среди южных раскидистых деревьев. Рядом с ним навстречу Наташе шла девочка с короткой стрижкой. Она не остановилась, а свернула на дорожку, ведущую к корпусам Морского лагеря, Володя же подошёл, поздоровался и сразу поинтересовался:
          –  Как учёба? Пятёрки получаешь?
          –  Нет. Не всегда. Очень непривычно отсутствие домашних заданий. …К тому же, все тетрадки и учебники после уроков оставляем в классе. У вас тоже так? …Каждый день пять уроков по сорок, а не сорок пять минут, и всё надо успеть сделать. Так и хочется перед каждым уроком хоть одним глазком заглянуть в учебник или тетрадь, ведь малейшая помарка, - и оценка снижается. Строгие здесь учителя…
          Володя кивал, а Наташа, радуясь встрече, весело рассказывала о трудностях, а посмотрев в сторону удаляющейся девочки и, откинув косы за плечи, вдруг неожиданно для себя пожалела:
          –  Не подстриглась я перед поездкой, приходится теперь пораньше вставать, чтобы заплести косы до зарядки, и поправлять их надо после  купания в море. Вы, наверно, чаще нас купаетесь?
          –  Да, мы и вечером наиграемся в мяч на берегу, а потом ещё и поплаваем. А один раз даже ночью ходили купаться.
          –  С вожатыми?
          –  Зачем? Одни…
          Парень засмеялся и весело глянул на девушку.

          И Наташа не созналась Володе, что поняла, что её успешная учёба в поселковой школе, здесь оценивается в лучшем случае на «хорошо», если не на «удовлетворительно».
          Не рассказала, как однажды на уроке русского языка вызвали к доске и продиктовали предложение, в котором было незнакомое слово «гуманный». Мало того, что слышала слово впервые, - написала его с двумя «м» и одним «н».
          Когда же Ирина, девочка из  Москвы, исправила её ошибки на доске, учительница попросила объяснить значение слова. Все в классе тянули руки, чтобы ответить на вопрос, а она попыталась это сделать, исходя из смысла, написанного на доске предложения.
          Не получилось!
          Учительница каждому дала высказаться, а потом попросила Наташу привести свой пример. 
          Здесь на берегу Чёрного моря Наташе стало ясно, что можно на пятёрки сдать экзамены в поселковой музыкальной школе и без ошибки исполнить экзаменационные вещи на концерте на сцене ДК, а вот сыграть по памяти в кругу ровесников на крыше корпуса дружины «Хрустальная», где стояло пианино, не суметь.

          – Кстати, мы ведь идём на репетицию  к вам на костровую площадь. Не додумалась взять из дома с собой ноты и учебники по главным предметам,  –  посетовала Наташа. – Вожатый предложил аккомпанировать или выступить с самостоятельным номером на концерте. Без «знакомых» нот ничего не получается.
          – Можно готовиться к урокам по книгам из библиотеки и ноты там, наверняка, есть.
          – Да, конечно, но новую вещь не успею выучить, лучше бы вспомнить по нотам ранее разученную. Ты же знаешь, кроме занятий в школе все дни расписаны различными мероприятиями, и времени на всё интересное просто не хватает. Мы завтра на Аю-Даг идём!
          …Побегу?..
          Наташа попрощалась с Володей и побежала догонять ребят из своего третьего отряда.
          Оглянувшись, увидела, что он смотрит ей вслед. Помахала.
          Не сказал Владимир, что после седьмого собирается поступать в суворовское училище. Узнала у ребят, когда училась в старших классах, удивляясь, что не видит его в школе.

(Продолжение – http://www.proza.ru/2015/11/05/1269)