Будто что-то впереди...

Ольга Огородникова
        Лариса обречённо вглядывалась в ту сторону, откуда теоретически уже минут десять как должен был появиться автобус. Жила она в пригороде, автобусы ходили строго по часам, но сейчас, в неожиданно нагрянувшие морозы, город оказался не готов перевозить на стареньком муниципальном транспорте огромную толпу пассажиров. Да ещё те счастливчики, которые раньше надменно ездили мимо на личном транспорте, сейчас решили поберечь железные бока своих машин - много побилось их в гололёд - и тоже присоединились к страждущим на остановках. Вроде и ехать недалеко, каких-то десять километров, но пешком не уйдёшь, а мороз крепко прихватывает нос.
       Лариса горестно вздохнула и тут же себя одёрнула: хватит охать, у тебя всё прекрасно. Дочка-умница, вот скоро появится новая работа, а с ней забудутся все дурные ассоциации от прежней, некогда горячо любимой.
       «Если б судьбу знали заранее ... » Строчка из песни её самого любимого, безумно популярного в прежние годы ансамбля, как нельзя лучше подходила к нынешней ситуации .
       ... А ведь всего полгода назад она была счастливой, любимой, у неё был муж, непьющий и во всех смыслах положительный. Если бы знать, что произойдёт ...
Впрочем, от судьбы не уйти, как ни пытайся. Попалась её Борису красивая и смелая Надя, задурила голову мужику настолько, что он, науськанный, явился к Ларисе и заявил:
       - Я встретил женщину своей мечты. Дай мне развод и мою долю имущества.
И ведь не постеснялся ни дочку, ни тестя с тёщей. Твердил, как заведённый, что они пусть и не пытаются его вернуть, он хочет жить, наконец, имеет право на личное счастье. В общем, всё это долгое время с Ларисой он не жил, а мучился, а вот с Надей начнётся его настоящая полноценная жизнь, и мешать ему бывшая, уже ставшая обузой семья, не имеет никакого права.
        Сколько слёз она пролила тайком, сколько выслушала гневных речей от мамы, моментально возненавидевшей некогда горячо любимого зятя ... Ночами забывалась в тревожном сне, а утром, проснувшись, внезапно ощущала холодную яму в животе и дикий страх: она без мужа. И никогда больше не будет лежать на соседней подушке черноволосая Борькина голова с наметившейся умилявшей её лысинкой. И не улыбнётся он ей, как обычно, поутру. Правда, ему и виду не показывала, держалась достойно. Долю его определила сама, меньше процентов на тридцать от затребованного, продала машину, насобирала по сусекам - и отдала в присутствии двоих свидетелей под расписку.
        Очень просила его, чтобы купил себе ·какую-нибудь жилплощадь недалеко от города, чтобы не отдавал Наде. Боря то-ли был в состоянии прострации, то-ли от неземной любви крыша поехала не спеша, тихо шифером шурша, но всю свою долю отдал любовнице. Шустрая девица пристроила денежки в банк на депозит да ещё заявила Боре, мол, на такие деньжонки разве что-то купишь!
       В общем, месяца через два Боря с повинной головой караулил Ларису возле работы. Она его увидела - и опять сердце куда-то ухнуло, хоть и постаралась виду не показать. Держалась гордо, независимо, но без спеси. Удивлялась себе, как смогла поддержать светскую беседу, пока душу кошки не то-что скребли, драли на мелкие безнадёжные куски.
       Чувствовалось, что Борю жизнь потрепала, даже лагуна на макушке увеличилась в размерах. Смотрел на Ларису больными глазами. Да и голос стал надтреснутым.
       - Хорошо выглядишь. Даже помолодела как-то.
       Лариса приветливо ответила: - А ты решил, что без тебя жизнь закончилась? Что я теперь от горя совсем старухой стану? Не дождёшься.
        Боря стушевался, обиженно пробормотал:
       - Ничего я плохого не думал. Ты всегда была очень красивой. И умной тоже. А ты нашла себе кого-нибудь?
       Лариса хотела гордо отмолчаться, мол, не твоего это ума дело. Ты теперь вообще никто и звать никак. Но ответила:
       - Я же не как ты, не могу по чужим постелям без подготовки прыгать. И вообще я себя ценю. С кем попало не буду спать. А ты пришёл мне рассказать, что скоро будешь счастливым отцом?
       Боря смутился:
       - С чего ты взяла? У меня есть ребёнок - наша дочка. И жениться я больше не буду никогда, у меня есть жена - это ты.
       Лариса даже засмеялась от такого наива.
        - Милый, у тебя больше нет жены, по крайней мере, это не я, а дочку свою ты продал без жалости. У тебя очень удобная память!
        Боря помолчал. Потом сказал:
        - Ну что мы тут стоим, как пионеры. Пошли хоть в кафе зайдём, что ли. Лариса сделала удивлённое лицо:
       - А не боишься, что Надя увидит? Выгонит тебя и лишишься ты женщины своей
мечты.
       - Я ничего не боюсь. Пожалуйста, пойдём посидим, тут рядом.
       Лариса вздохнула, поглядела на часы. Всё-равно на этот автобус она опоздала,теперь ждать следующего почти час. Да и странное у неё было чувство: вроде и злость на Борьку, и одновременно дикая тоска по нему. Если бы всё вернуть - ни за что бы не стала отпускать. Легла бы на пороге, подсыпала бы приворотного зелья - только бы не уходил, не ломал их привычный устоявшийся мир. Кстати припомнилась строка из стихотворения, Лариса не ручалась за автора или правильность, но стихи эти всплывали в памяти часто: «Остановись, мгновенье, я молю. Ведь я в мгновенье том тебя ещё люблю» ...
       Они молча пошли к небольшому кафе «Три лимона>. Ларису умиляло название­почему именно три лимона, а не поросёнка, например, или толстяка. Кафе оказалось уютным. Выбрали столик у окошка, Боря отодвинул ей стул, будто невзначай прижавшись к боку. Лариса строго на него оглянулась. Сел напротив, осмотрелся в поисках официантки. Подошла молоденькая девчушка в симпатичной жёлтой униформе:
       - Что будем заказывать?
       Боря вопросительно посмотрел на Ларису: - Давай с тобой поужинаем нормально?
       - Я не хочу. Да и меня дома ждут, Маринка ужин приготовила, сам знаешь, как она вкусно стряпает. Пожалуйста, мороженое и кофе.
       Боря откашлялся.
       - Ну ладно. Девушка, мне' лангет и салат какой-нибудь. Повкуснее. И грамм сто коньяку.
       Поймал вопросительный взгляд Ларисы и огрызнулся:
       - Да, меня дома никто не ждёт и вкусно не кормит. Некогда ей. Красоту свою холит и лелеет.
       Немного помолчал, потом добавил:
       - Знаешь, я ведь только сейчас понял, как, оказывается, хорошо я жил. Не оценил. И продулся. Но и ты виновата. Не надо было мужика отпускать. Гордая очень, не плакала, не уговаривала меня. Тёща ещё масла в огонь подлила, всё мерзавцем да подлецом обзывала. Тебе надо было бороться за мужика.
       Лариса даже захлебнулась от этакой наглости:- Ты опять по привычке меня обвиняешь во всех своих грехах? А мама моя что, должна была за тебя горой стоять? Может, ты всех нас облагодетельствовал? Это ты, понимаешь, ты, а не я, порушил нашу жизнь. Я хотела с тобой прожить остаток жизни, засыпать с тобой и просыпаться с тобой. И я поступила как человек порядочный. Я отдала тебе твои деньги, конечно, меньше, чем ты заказывал, но извини - это именно твоя доля. Я хотела тебе помочь что-то приобрести, хотя бы вложить деньги в долевое строительство - ты знаешь, это было бы реально, я никогда не ввязываюсь в тухлые авантюры, но ты решил распорядиться сам. А как я просила тебя не отдавать эти деньги своей большой любви - ты не послушался. И что? На старость лет останешься нищим бомжем. И это жизнь, ради которой ты меня растоптал? Маринка тебя знать не хочет ...
        Боря заёрзал на стуле.
       - Я понимаю, я подло с вами поступил. Ну, с каждым бывает. Что теперь, нет мне прощения? А помнишь, ты мне ещё давала статью почитать, там психолог говорил, что у мужиков в сорок три года бзик случается? Я посмеялся, а потом поразмыслил. Правда, захотелось перемен, думаю, жизнь проходит, каждый день одно и то же. И не всё у нас с тобой было гладко. Я всё время чувствовал, что ты меня не любишь. Ты всю жизнь любишь его. Не отпирайся. Я тебя устраивал. А Надька влюбилась в меня, понимаешь, именно в меня. Я и подумал: а почему бы и нет? Ты пойми, Лара, я ведь живой человек. Я с тобой спал, а рядом с нами будто он находился. Я же всё понимаю.
        Он помолчал. В это время подошла официантка, начала расставлять на столике аппетитные на вид блюда. Борис взглянул на девушку:
        - Девушка, а вы любили когда-нибудь?
        Та смущённо засмеялась:
        - Я и сейчас люблю! Его просто нельзя не любить, он такой хороший!
        Лариса с улыбкой вмешалась, девочка ей понравилась, этакая непосредственность, ещё не успела стать стервой. А может, и не станет, сохранит свойство очаровательно краснеть и смущаться.
        - А разве любят, потому что хороший?
        Официантка очень удивилась:
        - Конечно, а почему ещё? Вот мой сосед Витька, он красивый, любит меня, ну, хулиганистый немного, но подсел на наркотики: Разве я могу его любить? Страшно, мама говорит, что он дурной. А Денис хороший, он студент, и семья у него хорошая.
        Лариса вздохнула:
        - Милая девушка, вы слыхали поговорку «не по хорошу мил, а по милу хорош»?
        - В смысле как?
        Девочка нахмурилась и зашевелила губами, проговаривая про себя странную фразу.
        - В смысле, когда накинется любовь на человека, уже не смотришь, хорош ли объект этой любви, всё в нём мило И всё нравится. А есть так, что хоть наизнанку вывернись, будь трижды хорошим, но ты не можешь человека полюбить.
        - Да?
        Борис только крякнул. Официантка в глубокой задумчивости отошла, пробормотав про себя что-то вроде «интересно». Запишет, наверное.
        Лариса отпила кофе - надо же, умеют готовить. Борис резал свой лангет. Она исподтишка его разглядывала. А он симпатичный, подумала вдруг. Они больше двадцати лет жили вместе, она настолько привыкла к нему, что воспринимала как должное, неизменное. И когда он исчез, сначала было недоумение - он не должен был её бросить! - а потом обида: почему именно с ней на старости лет случилось это? Конечно, до старости было ещё неблизко, но Лариса физически не находила в себе сил искать другого, привыкать к его привычкам. И вообще, было так утомительно и неинтересно грузить себя чужими проблемами, выслушивать чужие истории, проникаться чужой памятью. Ненужный прицеп чужих воспоминаний. Ей захотелось, чтобы тот кусок жизни, где они  расстались, просто выпал. Чтобы не было разлуки и противной Нади. Чтобы они, муж и жена, просто зашли поужинать в кафе. А потом вместе поехали домой. И их радостно встретили её родители, Маринка бы высунулась из комнаты с радостным «Привет!». И вместе бы сидели у телевизора. И легли бы в одну постель. И занялись бы любовью, как всегда, долго и с удовольствием.
Но этого больше никогда не будет. Какое грустное, безнадёжное слово «никогда». Ларисе стало очень жалко себя. Почему именно её бросили? Она так старалась быть хорошей женой, хозяйкой и матерью. От этой детской жалости к себе защипало в носу и в глазах набухли слёзы.
       Борис поднял глаза от тарелки. Увидел «слёзки на колёсиках». Подцепил вилкой кусочек мяса, отправил в рот и, пожевав немного, язвительно спросил:
       - Что, жалко бесцельно прожитые годы с нелюбимым мужем?
       Лариса почувствовала, что сейчас разрыдается в голос. Порылась в сумке. Ну вот, платка носового нет, как всегда, по той причине, что она умеет держать себя в руках. Борис вытащил свой платок в клетку (новый, отметила краем глаза Лариса, видно, Надя покупала), протянул ей. Она отмахнулась, взял салфетку со стола и промокнула глаза. Хорошо, хоть не пользуется тушью, природа не обделила красками, обычно она только подводила глаза, пользовалась тональным кремом и помадой. В студенчестве старуха­-преподавательница по высшей математике называла её куклой. Сначала это оскорбляло, тем более, она не была безмозглой, отнюдь, а потом привыкла. Куклы не бывают некрасивыми, куклы нравятся всем.
       Но голос предательски дрожал, когда она заговорила:
       - Зачем ты так. Я любила тебя. По-своему, в глубине души.
       - Ага, так глубоко, что даже не видно. Ты, Лариска, всегда была тёмной лошадкой. Ты и ребёнка от меня не захотела, чтобы тебе легче жилось. Я не настаивал. Маринку я люблю, как свою. Но ты женщина, могла бы и догадаться, что мне ребёнок тоже нужен. Что я, урод какой? Ты всегда жила в своём мире, я тебе был не особенно интересен. Вроде есть муж, по дому помогает, мужскую работу делает, вы с Маринкой по отпускам ездите - я дом стерегу. С твоими как стали жить, я ведь к ним «мама-папа», всегда делал, что надо. Надёжно. И всегда предсказуемыЙ. А потом вдруг раз - и стал другим.
      - Я тебя никогда не обманывала. А ребёнка ты сам не хотел, ты же говорил.
      - Я знаю, что ты меня не обманывала. Но если бы у нас был ребёнок, мой ребёнок, я бы зубами держался за тебя, скрипел бы, но никогда не ушёл. Понимаешь?
      Борис в сердцах отодвинул тарелку.
      Лариса сидела, оглушённая жёсткими словами. Потом медленно спросила:
      - Ты хочешь сказать, что я сломала твою жизнь? Но ведь это ты умолял, чтобы я вышла за тебя замуж! Ты помнишь, как Володя десять лет ходил под нашими окнами, как он меня ждал. Но я его не простила, потому что он поднял на меня руку. Мама всегда говорила: если мужчина ударит раз, потом будет бить всегда. Я этого очень испугалась... А ведь я была тебе честной женой. Я никогда бы не принесла грязь в семью. Моя семья - это святое. Я и отпустила тебя потому, что хотела, чтобы ты создал себе новую жизнь. Ты ещё в состоянии родить и воспитать ребёнка. И всё у тебя будет замечательно. Я правда этого хочу!
       Борис вытащил пачку сигарет, закурил. Сказал задумчиво и с болью:
       - Я знаю, что ты мне хотела только добра. Но как-то не сложилось у нас. А я ведь безумно тебя любил, Лариска. А потом что-то как щёлкнуло. Вроде как я просто при тебе. А детей мне больше не надо. У меня есть Маринка. Ты ей, конечно, всё рассказала?
       - Ты о чём?
       - Ты знаешь о чём. Ты ей сказала, что у неё есть родной отец?
       Лариса подумала. Нужна ли ему эта правда? Потом неохотно произнесла:
       - Как-то в сердцах сказала. Она обрадовалась, вот и хорошо, говорит, мама, значит во мне нет его предательских генов!
        Борис с силой вдавил окурок в пепельницу.
        - Ну, значит путей назад нет. Тесть с тёщей меня ненавидят. Маринка теперь за чужого дядю считает. Ладно, Лариска, буду нести свой крест. Извини, что побеспокоил. Я тебя не буду провожать. Пойду.
       Он тяжело встал, потом спохватился, вытащил бумажник и протянул купюру. - Заплати сама, пожалуйста.
       В каком-то оцепенении Лариса смотрела, как он уходит. И ясно поняла: он уходит из её жизни окончательно. Она хотела его окликнуть, сказать, что всё ещё можно исправить, если он этого хочет. Что она его любит и, наверное, всегда будет любить. Что она будет больше обращать на него внимания, да что там, он вообще теперь от неё не отвяжется. Что она не станет слушать свою маму и будет советоваться только с ним. Но язык стал ватным. Её охватило чувство нереальности происходящего. Иногда такое бывало - как во сне. Она силилась что-то сказать - и не могла.
        Неслышно подошла девочка-официантка, положила счёт. Лариса не глядя
протянула ей деньги.
       - Дама, возьмите сдачу.
       Голос шёл сквозь оцепенение.
       - С вами всё в порядке, дама?
       Девочка участливо смотрела на Ларису. Она встрепенулась:
       - Да, спасибо, со мной всё будет в порядке. Просто ... «Одно существо, уходя, унесло с собой небо».
       ... Рядом мягко затормозила машина, кажется, иномарка. Лариса с трудом вернулась в реальный мир из своих мыслей. Краем сознания отметила, что кто-то из пассажиров устал ждать и решил поймать частника. Но окно плавно опустилось и мужчина с добродушным лицом и усами «а-ля песняры» спросил, обращаясь к ней:
      - Довезти до Удачного?
      Лариса на всякий случай оглянулась. Остальные потенциальные пассажиры
топтались невдалеке, видно, решили, что это её знакомый. 
      - А сколько возьмёте?
      Водитель засмеялся:
      - Садитесь, просто улыбнитесь мне, этого достаточно.
      Лариса обошла машину и села в мягкий салон рядом с водителем. Пахло свеженьким и вкусненьким. Только сейчас она поняла, как промёрзла на остановке.   Спросила из вежливости:
       - Это японская машина? Правый руль.
       Водитель ответил, не переставая улыбаться и поглядывать на Ларису:
       - Совершенно верно. Разбираетесь.
       Лариса спохватилась:
       - Кстати, а почему вы решили подвезти именно меня? Я не смогу вам много
заплатить.
Мужчина развеселился: .
       - Лучшая оплата - это подольше побыть с вами рядом.
       Лариса смутилась. Ну не привыкла она флиртовать с мужчинами. Характер у неё какой-то прямолинейный, самой иногда тошно. Опять спросила:
       - Настоящая японская или где-нибудь в Узбекистане собирали. Или на ЗАЗе?     Мужчина удивился:
      - На каком зазе? А, вы имеете в виду на Украине? Да нет, я просто моряк, в
отставке, правда. Из Владика себе красотку пригнал.
      Лариса немного осмелела:
      - Ну и как там, во Владике?
      - Там нормально. Гайморитников много и с водой плохо, но люди живут.
      - А вы, значит, там жить не захотели?
      Мужчина помрачнел. Потом нехотя произнёс:
      - Это со мной там жить не захотели. Пока я в моря ходил, жена нашла мою замену. Сын уже взрослый. А я не ко двору пришёлся. Вот, решил уехать и начать новую жизнь.
      Лариса поймала себя на том, что ей нравится разглядывать этого мужчину. Что-то в нём было, харизма какая-то. Поинтересовалась:
       - Получается? Новая жизнь, имею в виду?
       - А что делать? К старой возврата нет!
       Лариса вдруг остро поняла: это же про неё. Она судорожно цепляется за своё
прошлое. Поэтому оно её не хочет отпускать. Поэтому и Борька мучается. Просил ведь её: Отпусти меня!
       А она гордо отвечала:  Я тебя не держу!
        Но в душе постоянно надеялась: он одумается, он вернётся к ней. Пусть даже Надя подавится его деньгами. Лишь бы у них всё было как раньше. Или нет: пусть всё будет по-­другому. И они будут любить друг друга и ценить каждую минуту жизни друг с другом. А ей просто надо дать ему шанс жить своей жизнью. И пусть у него правда, без тайного злорадства, всё будет хорошо.
        Она засмеялась этому своему новому решению. Водитель удивлённо посмотрел на неё, но ничего не сказал. А Лариса звонко сказала:
       - Вы правы. К старой жизни возврата нет. Как та река, в которую не войти дважды. Той реки просто нет, она утекла. И знаете, я тоже буду начинать новую жизнь. Если нас лишили старой, значит это было кому-нибудь нужно?
        За окнами машины пейзаж с унылыми полями сменился на занесённые снегом домики посёлка. Ларисе не хотелось выходить из машины. Ехать бы так с этим добродушным дядькой, слушать его неторопливые речи. Как-то мирно и спокойно. Но машина уже заехала на центральную площадь.
       - Здесь, пожалуйста, остановите. Зайду в магазин.
       Мужчина заглушил мотор и всем корпусом повернулся к ней.
       - А если в качестве оплаты вы мне дадите свой номер мобильного? Меня, кстати, Володя зовут. А вы - Лариса, я в автобусе слыхал, как вас подруга называла. Вы мне понравились. Честно. А вы свободны сегодня вечером?
Лариса озорно улыбнулась и сказала:
- Я могу и номер домашнего дать. А зовут меня правда Лариса. По-гречески - чайка, птица свободная. И я действительно свободна.