Случай из детства

Иванушка Дурачков
Это случилось летом, место действия - берег маленькой речки в Подмосковье, названия речки уже не помню, а пионерский наш лагерь назывался "Радуга", это был лагерь отца, лагерь мамы назывался "Василёк", там речки не было, а был большой бассейн, но воспоминаний от "Василька" у меня не много осталось, ибо ездил я туда только первые три года своей школьной жизни, потом пришло время "Радуги". В маленьких советских городах все взрослые работали на каком-нибудь местном заводе или фабрике, завод этот строил для своих работников дома, в которых мы жили, да и сейчас живём, хотя заводы те уже давно закончили своё существование, а для детей своих работников завод строил пионерский лагерь, и так получалось, что все всё про всех знали, все везде были вместе и это казалось нормальным, твои родители знали всё про родителей твоих друзей, а дружба между взрослыми передавалась и их детям. Летом большая часть нашей дворовой компании перекочёвывала в пионерский лагерь, не сказать, что нам с братом это сильно нравилось, гораздо больше нам нравилось проводить летние дни в деревне, но отец с нами ездил туда только в свой отпуск, поэтому два остальных летних месяца мы были вынуждены проводить в "Радуге" или "Васильке".

Развлечения пионерского лагеря всем известны, список литературы которую надо прочитать за лето был весьма объёмист, днями можно было до одури играть в настольный теннис, можно было пить воду из фонтанчиков, натыканных по всей территории лагеря, вода в них всегда отдавала железом, но было прикольно уйти от всех к фонтанчику с парой шоколадных конфет в кармане или пачкой печенья и устроить себе маленький пикник, а можно было ещё поставить на струйку фонтанчика шарик для пинг-понга и долго за ним наблюдать, шарик крутился на струе и не падал, ну и конечно мы ходили купаться. Бассейн был и в "Радуге", но с ним часто были какие - то проблемы, поэтому купались мы в маленькой речушке, которая текла недалеко от лагеря, речка размерами была совсем небольшая, глубина везде по пояс, из рыбы одни пескари, которых мы любили ловить без всяких удочек, купаясь мы загоняли их в заранее положенную на дно  стеклянную литровую банку. Таким вот солнечным и жарким летним днём и произошла со мной эта история.

Всё было как всегда, нас было несколько мальчишек, почему-то взрослых никого не оказалось поблизости, я и мой дружок Андрюха были в воде, остальные резвились на берегу, плавать из нас ещё никто не умел почти, я так точно не умел, Андрюха кажется мог, да и из тех кто на берегу тоже могли многие наверное, вполне возможно, что только я и не умел плавать из всех нас, но здесь и плавать-то было негде, воды я никогда не боялся, и поэтому всё дальнейшее мне зачли как жестокий розыгрыш. Течение в этой речке было местами довольно сильным, и вот бродя с Андрюхой по пояс в воде я неожиданно  попал на глубокое место, воды вдруг стало по грудь, течение толкало меня вперёд, воды уже было по шейку, я встал на цыпочки и не мог остановится, течение толкало меня всё вперёд и вперёд и я вдруг почувствовал, что под ногами у меня Глубина, такая Глубина из которой мне не выбраться если она меня потянет к  себе, ужас который мной тогда овладел трудно описать, яма на дне была совершенно неожиданной, на берегу никто не обращал на меня внимания, а я тонул самым натуральным образом, я так и сказал не обращаясь ни к кому конкретно, тихо и жалобно сказал - "Тону", сказал наверное не чтобы привлечь к себе внимание, а чтобы оправдать свои дальнейшие действия, а что мне делать дальше я уже знал чётко, рядом со мной была голова моего хорошего друга, кряжистого и плотно сбитого Андрюхи, она, голова эта, как ни в чём не бывало покачивалась и отфыркивалась рядом со мной, Андрюха спокойно плыл по-лягушачьи и ни о чём не думал, ширины в нашей речке было метра три, и на одном и на другом берегу были наши весело гомонящие дружки, всё было пропитано радостью и беззаботностью, и только мной владел смертный ужас, я перестал чувствовать дно, и сделав несколько судорожных гребков и начиная уже захлёбываться, и в последней попытке достать до дна ногами и не достав его, я метнулся в сторону Андрюхиной головы и повис на ней всем своим телом, голова исчезла под водой, но со мной было всё хорошо, я мог спокойно дышать и я больше не тонул, а на берегу, глядя на нас, весело ржали наши пацаны. Андрюха попытался вынырнуть, но это было бесполезно, я крепко вцепился в него и каждое его движение воспринимал как угрозу своей безопасности, он попытался ещё раз, результат был тот же, всё происходило быстро, на берегу смеялись и радовались за нас и не понимали, что мы стоим на грани, что наши жизни оказались вдруг в зависимости одна от другой и висят на волоске, каждому из нас был брошен выбор, я спасая свою жизнь, топил своего друга и ничего не мог с этим поделать, а перед Андрюхой стоял совсем другой выбор, чтобы спасти свою жизнь, он должен был спасти и мою, и он это понял, других шансов у него не было, и тогда он пошёл по дну реки со мной на плечах и почти уже без воздуха в лёгких, один раз ему неимоверным усилием удалось на миг поднять голову из воды и сделать вдох, но я тут же опять навалился на него, как будто позволил ему лишнего, и он опять медленно двинулся под водой вперёд по течению реки со мной на плечах, но речка была на самом деле мелкой, эта яма была там совершенной случайностью, через несколько шагов вода стала отступать от нас и висеть на Андрюхе и дальше мне стало совершенно бессмысленным делом, я почувствовал что уже достану до дна и соскочил с моего спасителя. Освободившись от меня, Андрей сделал три или четыре больших и глубоких вдоха, я никогда не забуду его лица тогда, он лёг спиной на воду и с хрипом вбирал в себя воздух, потом он выпрямился и с короткого размаха ударил меня по скуле. Веселье на берегу достигло своего пика, все хохотали, никто не мог подумать, что я не умею плавать, никто не мог подумать, что я тонул на самом деле, все думали, что я прикололся, и Андрюха тоже, глядя на меня совершенно очумелыми глазами спросил наконец - "Ты зачем это сделал?" Ну что я мог ему на это ответить?

Дружбе нашей пришёл конец, его родители очень переживали по этому поводу, я всегда был желанным гостем в их доме, да и мои родители тоже не могли понять, что случилось, а про то, что на самом деле случилось мы им так и не сказали. Андрей потом стал офицером, или прапорщиком, но это не суть важно, армия для таких, как он, для тех, кто спасая себя, спасает других. Хотя сейчас, через много десятилетий после того жаркого дня, мне иногда кажется, что ни яма та, ни мы в этой яме не были случайны, случайностей вообще не бывает, если подумать, и что одному из нас был тогда преподан некий урок и вряд ли этот урок был предназначен мне, плавать я научился очень скоро после того случая, а супруга моя, услышав эту историю, сказала с ухмылкой мне только одно - "Да ты всю жизнь на чужом горбу выезжаешь."