Т. М. Нэмени. Вопросы идентификации

Тибор Нэмени
                Т.М.Нэмени.

                Вопросы идентификации.


    Из работы Ф.Анкерсмита «Возвышенный исторический опыт».

«Таким образом, нам следует различать два вида травмы: с одной стороны, есть травма, связанная с третьим видом забвения (травма-1), которая при всей своей драматичности оставляет идентичность невредимой, с другой стороны, имеется травма, относящаяся к четвертому типу забвения (травма-2), которая предполагает переход от прежней к новой идентичности. В последнем случае травматическая утрата поистине является утратой (прежнего) самого себя. А что может быть больше такой утраты, максимально приближающей нас к смерти?»

Здесь автор словно как бы по ходу изложения вскрывает нам глубинный смысл, который он вкладывает в понятие идентичности.
Вот настолько человек является общественным существом (грубо выражаясь, животным).
Если он  не может отнести себя хоть к какой-то группе людей – единомышленников, то его как будто и нет как человека.
Любопытно.
В этом аспекте гордое заявление поэта относительно толпы
- Ты сам свой высший суд
И пусть толпа
- В глупой резвости колеблет твой треножник
есть всего лишь скрытое заявление поэта о том, что он относит себя к некой другой общности «избранных» людей, эстетов, если хотите.
Утрата же идентичности, хотя бы и не совсем полная, ведет к отчаянию одиночества. Ее человек стремится скорей хоть как-то восстановить.
Замена же на новую, если она все же возможна, даром не проходит и в известном смысле калечит человека. Если это произошло с ним во взрослом состоянии, он будет в психологическом смысле вечным инвалидом.
Поэтому в бурные периоды истории многие не могут удержаться от той или иной мании (в простейшем виде – пьянства).
Это часто упускают из виду, что человек – в первую очередь стадное, коллективное существо.
А как же вечные толки о личной свободе?
Увы, это миф.
В принципе в любом случае при любом обществе в каждый исторический момент ты свободен только в смысле возможности выбора своего места в этом человеческом стаде, своего локального сообщества, в котором ты мог бы чувствовать себя наиболее комфортно.
И не более того!
Но ведь от этого пахнет идеализмом-коммунизмом!
Действительно, нам, каждому из нас, может быть по-настоящему хорошо, только если всему стаду хорошо!
Но люди, с другой стороны, настолько все разные во всех смыслах: и умные и дураки, и проходимцы и простофили, и альтруисты и  эгоисты, и высокие и низкие, и хилые и здоровяки, и жадные и щедрые, и не претенциозные и честолюбивые, что дело представляется безнадежным.

Но, уважаемые господа, на этот локомотив истории, по мере развития человеческого общества, сейчас накладывается новая главная особенность.
Раньше внизу общественной пирамиды, в основе ее, размещались производители пропитания, можно назвать их крестьянами.
Они так или иначе кормили себя и остальных верхних нахлебников, включая королей, царей, их армии и их многочисленную челядь.
Т.е., основная часть населения занималась неустанной и неусыпной заботой о пропитании, что решающим образом сказывалось на проблеме ее самоидентификации.
Сегодня во второй половине двадцатого  и первой четверти двадцать первого века благодаря невероятно быстрому развитию и совершенствованию практически всех видов промышленного производства производством пищи занята сравнительно небольшая часть населения.
Дело обстоит так, что в развитых странах все население так или иначе крутится и кормится около и вокруг общественного пирога, стараясь делать поменьше, а урвать от этого пирога побольше.
Рушится традиционный патриархальный семейный уклад существования, в разрушении которого все большую роль играют компьютерные социальные сети, разного рода твиттеры и фейсбуки, а также вовлечение масс людей в компьютерную игроманию, своего рода наркозависимость, по новому разделяющие людей на совместные группы по интересам, с серьезным отрывом от реальной действительности.
В связи с этим вопросы техники и практики взаимной (общественной) идентификации и самоидентификации современного цивилизованного человека стоят очень остро и по существу остаются открытыми и требующими своего анализа.

Вы, я надеюсь, не думаете, что я вот прямо сейчас собираюсь этим заняться.
Например, так:
Я становлюсь перед вами анфас в нужную позу, воздеваю вверх указательный палец и глаголю:
- Во-первых, друзья мои…..
- Во-вторых, тем не менее, …
И так далее.

Но все же согласитесь, что тема эта очень актуальна, так как касается всех, и, как показывает мой опыт, задевает буквально каждого, ибо мало ангелов в своем отечестве.
А вот вам практическое задание по данной теме.
Как вы сами себя идентифицируете?
Так сказать, с кем вы, деятели культуры, как однажды ударил по литаврам Алексей Максимович!
Вы в клике чиновников, или отчасти из припудренного ныне мафиозного клана, или относите себя, так сказать, к инженерной прослойке, или просто сам по себе никакой, не знаю какой.
Или вы «успешный» менеджер?
Или, может быть, жуликоватый «небожитель» миллионер-миллиардер,  который сам себе назначает не слабый оклад жалованья.
Как это звучит -
Сам себе плачу,
Сколько хочу!
Кто для вас «в авторитете», выражась по-блатному, а на кого вы «чихали» бы, да не получается?
Заметьте, я не перечислил здесь несчастных игроманов, которых  море, поскольку не знаю, о чем таком  их можно было бы спросить.

Но заметьте все же, друзья мои:
Если вам некого обнять,
Или слегка побить,
Или обменяться парой ласковых,
То это плохая симптоматика
Вашего душевного здоровья.