От судьбы не уйдешь

Светлана Васильева 18
Я познакомился со Светкой 18 декабря. Мы – трое закадычных друзей: Олег, Дубль-Олег (так мы его звали, чтобы не путать с первым Олегом), Игореха и я, Михаил, которого все почему-то звали на французский манер Мишелем, – отправились в кафе, чтобы отпраздновать 19-летие одного из Олегов. Дата, конечно, не круглая, но нас это не смущало. Дискотек в конце 1980-х даже в крупных городах почти не было, поэтому мы собирались не столько есть и пить, сколько «оттянуться», как сейчас говорят, по полной, в танцах.
Договорились прийти пораньше, чтобы занять наиболее выигрышные места, но оба Олега опоздали, и мы с трудом уговорили швейцара пропустить нас – в субботний вечер в кафе было уже порядочно народу.
Я быстро разделся и пошел разыскивать посадочные места. В дальнем углу сидели три девчонки – по виду студентки – и оживленно болтали. За круглым столиком оставались четыре свободных места – как будто для нас.
Со всей галантностью, на которую был способен, я попросил разрешения присоединиться к ним, и одна из студенток (ее-то, как оказалось позже, и звали Светланой), внимательно посмотрев на меня своими огромными глазами, равнодушно кивнула: «Пожалуйста!».
Я махнул ребятам, стоявшим у входа в зал, и они поспешили ко мне.
Поначалу мне казалось, что вечер будет безнадежно испорчен: девчонки, назвав по нашей просьбе свои имена, явно не стремились продолжить знакомство. Но когда принесли закуски и коктейли, лед понемногу стал таять. Вскоре мы не только нашли массу общих тем для разговоров, но и лихо отплясывали все танцы подряд.
Вообще-то у меня никогда не было проблем познакомиться с девушкой. Я был начитан, писал стихи, играл на гитаре, сочинял музыку. Да и внешностью Бог не обидел. Но тут… я сидел и думал, как заинтересовать собой Свету: сердце гулко билось, в горле стоял ком, мысли путались, хотя я за весь вечер выпил только один слабый коктейль… В общем, я безнадежно и сразу влюбился. Первый раз в жизни!
В конце вечера я робко спросил ее номер телефона, но оказалось, что она живет в новостройках, и телефонную линию к ним еще не проложили. Проводить ее я тоже не успевал – мы с ребятами жили в пригороде, хоть и ближнем, и если бы я опоздал на последнюю электричку, ночевать бы пришлось на холодном вокзале.
– Ты можешь позвонить Ане, – кивнула Света в сторону одной из подруг, – и передать ей информацию. Мы каждый день видимся в институте.
На том и порешили.
Мы стали встречаться – в основном по выходным. Вместе всей компанией справили Новый год, потом Светкин день рождения, выпавший, по иронии судьбы, аккурат на месяц нашего знакомства, 18 января. Ездили за город, где мне очень нравилось писать на снегу ее имя с признаниями в своих чувствах…
Как она ко мне относится – я так и не понимал, а спросить стеснялся. Она отвечала на мои неумелые поцелуи и объятия, но сама ни разу не сделала ни одного шага навстречу...
Иногда Светлана говорила мне, что выросла в семье, где чувства почти не выражали, и она не помнит, чтобы родители ее когда-нибудь обняли, поцеловали, похвалили за что-то…
Я очень надеялся отгореть ее своей любовью, но весной случилось непоправимое.
Светина подруга Анна пригласила всех нас поехать к ней на дачу, чтобы отпраздновать ее день рождения, пообещав, что, кроме нас, будут еще гости, и что нам не придется скучать.
Ее предложение было воспринято с энтузиазмом, и мы стали готовиться к празднику: распределили, кто что купит, кто что будет готовить. Придумывали разные конкурсы и розыгрыши.
День был просто незабываемым! А когда мы нашли на чердаке старую военную форму Анкиного отца (он полковник в отставке), экспромтам не было конца! Парни нарядились военными, взяли в руки игрушечные автоматы и пистолеты, которыми в детстве играл Анкин брат, и стали играть «в войнушку». А девчонки изображали сестер милосердия… Были у нас и бои местного значения, и игра в разведчиков, и военный совет, и даже шуточная полковая свадьба…
Наконец, угомонились и пошли в дом. Основательно подкрепившись, перешли к конкурсам и розыгрышам, на подходе было самое интересное – танцы… И тут… я почувствовал, что вот-вот вырублюсь. Вообще-то я почти не пью, а тут выпил лишнего и понял, что мне нужно срочно где-то прилечь, иначе опозорюсь перед всей честной компанией.
Нашел какую-то комнату, лег на кровать… Я проснулся оттого, что кто-то на меня смотрит. Это была моя Светка. Я поймал этот взгляд, по ее лицу текли слезы.
– Что, что случилось? – спросил я хриплым голосом.
Она не ответила. Просто повернулась и вышла из комнаты.
Когда я окончательно пришел в себя, то понял весь ужас случившегося. Я был полураздет, а рядом на кровати почти в неглиже спала одна из девиц, которую Аня пригласила к себе на праздник, и которую лично я видел первый раз в жизни.
Похоже, Светлана подумала, что мы тут с ней предавались сексуальным утехам и обиделась. Но я точно помнил, что ничего между нами не было, и намеревался, объяснив все моему Светику, обратить эту нелепую ситуацию в шутку.
Как же я ошибался! Она больше не желала меня знать, и я после тщетных попыток вымолить у нее прощение, оставил ее в покое.
Сердце ныло и болело, не было дня, чтобы я не думал о ней, не перебирал в памяти наши встречи… Забросил учебу, пошел работать на завод, а тут и повестка из военкомата пришла. Я воспринял перемены в моей жизни почти с радостью: мне казалось, что суровые армейские будни помогут мне начать жизнь с белого листа.
Так, в общем-то, и вышло. Отслужив, я вернулся в родной город, узнал, что Светлана вышла замуж, и у нее родился сын. Мне хотелось хоть одним глазком взглянуть, как она там, чем дышит, что чувствует, но, в конце концов, решил закрыть дверь в прошлое.
По комсомольскому набору пошел работать в милицию, и скоро у меня не осталось свободного времени предаваться воспоминаниям – больше того, долгие годы у меня вообще не было нормальных выходных. Потом были «горячие точки», где я получил ранение, длительные командировки, учеба. Два раза был женат, и оба раза неудачно.
Иногда я доставал с дальнего стеллажа коробку со старыми фотографиями и думал о Светке: интересно, как бы сложились наши отношения, если бы не этот нелепый случай на даче?
…В тот первый день нового года один из моих коллег заболел, и мне пришлось подменить его на работе. Я шел на службу буквально на автопилоте – за последние три недели у меня не было толковых выходных: то кража, то убийство, то еще что-нибудь. «Господи, только бы сегодня было поспокойнее», – подумал я, переступая порог кабинета. Но все вышло с точностью наоборот: не успел я снять куртку, раздался телефонный звонок: «На выезд, кража со взломом!».
Мы прибыли по адресу в многоэтажку на окраине города. К сожалению, проникновение в квартиру произошла как минимум двое суток назад. Хозяйка была в отъезде, а когда вернулась, обнаружила взлом входной двери со всеми вытекающими отсюда последствиями…
Я остался у парадной покурить, ребята поднялись в квартиру.
Через несколько минут я к ним присоединился, прошел в комнату, осмотрелся. Там, как и ожидалось, царил беспорядок: двери шкафа открыты, вещи на полу, ящики перевернуты, всюду валяются книги, журналы и… много, очень много черно-белых фото.
Нагнулся, поднял несколько и… сердце у меня екнуло: это были наши старые студенческие фото: мы с ребятами, Светка, Анка… Вся фотолетопись нашего недолгого общения.
– А где хозяйка? – хриплым от волнения голосом спросил я коллегу, который был занят тем, что по расположению следов взлома и их характеру пытался определить, одним или несколькими лицами совершался взлом, а также сколько времени на это затрачено.
– На кухне, – кивнул он в сторону двери. – Надо бы ее опросить.
Я направился в кухню: женщина стояла лицом к окну и нервно теребила занавеску.
Легонько кашлянул, привлекая ее внимание, она обернулась…
Да, это была Светка, моя первая любовь. Надо же, почти не изменилась. Только очень грустная… Впрочем, с чего веселиться-то, когда твое жилье обчистили?
Она узнала меня, кивнула:
– Привет, Мишель! Вот и встретились…
Я задавал ей стандартные вопросы, она послушно отвечала.
Удивительно, но из квартиры ничего не пропало. Мебель воришки выносить не стали, телевизор был непрестижной марки, и его тоже не тронули, драгоценностей и денег в доме также не оказалось, а ноутбук у Светланы был с собой. На полках остались даже старинные книги – видимо, преступники не разобрались в их ценности.
Пока я заполнял протокол, ребята закончили с осмотром квартиры. Отпечатков пальцев не было, орудий взлома – тоже. Не было и следов обуви. В общем, типичный «глухарь».
Что ж, пора обратно в отдел.
– Послушай, обратился я к Светке, – тебе есть, к кому пойти?
Она покачала головой:
– Зачем? У всех – своя жизнь, праздник, не хочу никому мешать. Я давно живу одна, и я справлюсь. Я сильная.
Сколько раз я слышал от нее эту последнюю фразу!
– Так. Я сменюсь завтра утром и сразу же приеду. Помогу поменять замок и привести квартиру в порядок. Обязательно дождись меня. Диктуй номер мобильного!
…Потом были еще вызовы, и еще. К концу дежурства я уже совершенно не стоял на ногах и мечтал только о теплом душе и мягкой постели. Но меня ждала Светка, и я не мог ее подвести.
Светлана открыла дверь и жестом пригласила меня войти. В квартире уже был относительный порядок, и даже пахло пирогами.
– Сначала – в душ, потом – за стол, потом – спать! – скомандовала Светка, даже не поинтересовавшись на этот счет моим мнением.
Я послушно пошел в ванную, а затем с аппетитом позавтракал.
– Отдохни, – настойчиво попросила Светлана, – а потом мы с тобой обо всем поговорим.
Я дал уложить себя на диван, она накрыла меня пледом.
– Посиди со мной, – попросил я ее.
Она послушно присела на край дивана. Закрыв глаза, я тут же провалился в сон.
Проснулся от звуков петард – народ на улице вовсю развлекался. В комнате было темно, а на диване рядом со мной все так же сидела моя Светка.
– Который час? – спросил я, с трудом разлепляя глаза.
– Уже вечер. Ты так сладко спал… Очень устаешь?
– Ничего. Обычная работа. Как ты жила все эти годы? Почему одна?
– Я не одна, у меня сын, взрослый уже. Это, наверное, самое главное мое достижение в жизни. А вот близкий человек мне так и не встретился… Это нелепое замужество, после того как мы расстались… Зачем? Сама не знаю. Себе жизнь сломала, ему жизнь сломала… А тебе?
– Сначала я еще надеялся помириться с тобой, но ты была такая упрямая… А потом решил, что всё – не судьба, махнул на все рукой, сам просился в командировки в «горячие точки» – там некогда переживать, выжить бы!
– Я часто молилась о тебе, мысленно разговаривала… Наверное, ты меня услышал? Иначе как объяснить нашу встречу?
– Не иначе как судьба, – нелепо пошутил я.
– Конечно, судьба, – серьезно ответила Светка. – А от нее, как известно, не уйдешь.
Я сел и обнял ее. Она не сопротивлялась.
– Ты простила меня? За тот вечер на даче?
– Конечно, простила. Я ведь уже большая девочка и понимаю, что никто ничего никому не должен. И каждый делает свой выбор. Правильно ли? Другой вопрос. Это узнаешь не сразу. Теперь я могу признаться: мой выбор оказался не верен. У меня могла бы быть совсем другая жизнь, пусть даже мы бы и не стали мужем и женой, но у меня еще были бы несколько месяцев… или лет… рядом с тобой. А теперь… Теперь все в прошлом. Ужасно несправедливо!
Она замолчала, и краем глаза я увидел, как она украдкой смахивает слезы.
– Нет-нет, я ни о чем не жалею, – вдруг торопливо, будто оправдываясь, продолжила Светка, – ты понимаешь, мир вокруг нас, в общем-то, нейтрален. Это мы своими мыслями делаем его отвратным или восхитительным. А ведь, если вдуматься, в любом событии можно найти что-то хорошее.
– Что ж хорошего в том, что мы так нелепо расстались?
– Мы помудрели, и каждый прошел свой урок. Жизнь – не только «черное» или «белое», а неудача – еще не признак постоянного провала.
– Но ведь наши чувства, что ни говори, были истинными?
– Да, но они не есть истина. Жизнь – всего лишь путь! Весь вопрос в том, кто твой попутчик…
– Легко тебе рассуждать! А как быть с тем, что оба мы к пятидесяти годам остались, в общем-то, в одиночестве?
– Не знаю, что тебе на это ответить. Интересно было бы посмотреть кино на тему «Что было бы, если бы…». Но жизнь, как известно, не любит сослагательного наклонения.
– Ты не устала философствовать? По мне так все просто: мы снова вместе, и это правильно. Мы ступили, наконец, на ту дорогу, по которой должны идти вместе. Забудь про правила. В каждой жизненной истории они свои. Ты слишком дорого мне досталась, чтобы вновь потерять тебя. Забудь о том, что было в прошлом. Оно не имеет никакого отношения к будущему. И я… я делаю тебе предложение…
– Какое же?
– Неужели не догадываешься? Давай поженимся!