Цыганская кровь Софьи Ковалевской

Пётр Деметр
Знаменитый математик и астроном Федор Иванович Шуберт лукаво посмотрел на внучку Лизоньку и засмеялся: "Математик у тебя родится. Мое дело продолжит". Лизонька ахнула и проснулась. Какой чудесный сон! Со дня на день она ждала второго ребенка. Дочка уже есть, хочется мальчика. И вот вещий сон - покойный дедушка не может ошибиться, ему с того света виднее. Раз математик, значит, точно мальчик! Но в ночь на 3 января 1850 года в семье Василия Васильевича Крюковского и его жены Елизаветы Федоровны родилась дочка Софья. Мать, едва увидев новорожденную, сразу же отослала ее к няньке в детскую - так расстроилась, что не долгожданный сыночек. Ведь уже и приданое для него готово было - все в голубых тонах, а тут - девочка! Вот и верь после этого "вещим" снам....               
 И   ТАК :  Софья Ковалевская родилась третьего января 1850 года в Москве, где ее отец, артиллерийский генерал Василий Корвин Круковский занимал должность начальника арсенала. Мать, Елизавета Шуберт, была на 20 лет моложе отца. Впоследствии Ковалевская говорила о себе: "Я получила в наследство страсть к науке от предка, венгерского короля Матвея Корвина; любовь к математике, музыке, поэзии - от деда по матери, астронома Шуберта; личную свободу - от Польши; от цыганки-прабабки - любовь к бродяжничеству и неумение подчиняться принятым обычаям; остальное - от России".  Прабабушка Ковалевской была цыганской гадалкой, и Софья верила, что унаследовала ее мистический дар. ... Софья верила, что «цыганский глаз прабабки» позволяет ей видеть то, что скрыто от других. Оказалось, что Софья была  не только математик, но и мистик. Она верила в знаки судьбы и вещие сны, часто предвидя грядущие события жизни. На протяжении всей жизни Софья встречала надежных покровителей, которые помогали ей идти вперед и открывать двери, которые для других женщин-ученых в 19 веке оставались закрыты. Она обладала каким-то особым обаянием, влияющим на людей.
Софья не видела противоречий между увлечениями наукой и мистическими размышлениями: «Многие, которым никогда не представлялось случая более узнать математику, смешивают её с арифметикой и считают её наукой сухой. В сущности же эта наука, требующая наиболее фантазии... Нельзя быть математиком, не будучи в то же время поэтом в душе»— писала она. От прадеда Фёдора Шуберта — математика и астронома, Софья унаследовала талант к точным наукам, который и принес ей мировую славу.