Две мысли о школе и воспитании

Константин Берёзин
Сегодня думал о том, почему во время школьных уроков слушал по большей части учителя, но мало слушал ответы учеников? Почему слушать ответы учеников было неинтересно?

И решил, что две основных причины — это: 1) слишком разнородные и перемешанные уроки (об этой проблеме говорил В. В. Розанов в блестящем труде «Сумерки просвещения», в главе «Три главные принципа образования»), 2) внимание (в масштабе длительных отрезков времени — недели, месяцы) отвлекается на фильмы, музыку, мультфильмы и прочее постороннее. Если больше думать именно об учебном материале, то было бы более интересно слушать на уроке (и то, что говорит учитель, и то, как отвечают ученики).

Слушать ответы учеников — очень поспособствовало бы правильному развитию мышления (теоретического мышления). Это внесло бы большое разнообразие в урок: обращаешь внимание не только на учителя, но и на учеников.

К. Д. Ушинский говорил, что нахождение на лоне природы имеет чрезвычайно важное воспитательное значение. (Об этом — в его рукописи, позднее озаглавленной «Воспоминания об обучении в Новгород-Северской гимназии». См. ссылку.)

Лично я с этим не согласен. Наоборот — очень пожалел, что в детстве слишком много времени растратил и растранжирил на прогулки по лесу. Надо было заниматься совершенно другими делами! Совершенно другими! Надо было по книгам учиться праву (т. е. законам, прежде всего — Конституции). Вот это — подготовка к взрослой жизни! Во всяком случае, прочитать в детстве Конституцию было бы в 1000 раз полезнее, чем какие-то «Дети капитана Гранта» или «Евгений Онегин». Это — несовременно! А Конституция — это современно! А прогулки по лесу были пустой тратой времени. Я растранжирил детство попусту, всё это прошло зря... Из прогулок по лесу невозможно было извлечь урок: как устроено общество? Как отличить честного человека от мошенника? Как научиться быть уверенным в себе и не допускать, чтобы окружающие люди относились к тебе как к лоху? В чём цель жизни? В чём смысл поступления на работу? Как выбрать профессию? Все эти вопросы поможет решить наша незаменимая Конституция РФ.

Вот если рядом со школой будет расположен парк, это будет очень хорошо. А просто ходить-бродить на природе — это нехорошо. Почему нехорошо? Потому что на это тратится драгоценное время.

Может быть, в XIX в. ситуация была другой.

Советую всем вот эти сочинения:



Розанов В. В. Сумерки просвещения. Сост. В. Н. Щербаков. — М.: Педагогика, 1990.

Хилько М. Е., Ткачева М. С. Возрастная психология. Краткий курс лекций. — Изд. 2-е. — М.: Юрайт, 2014.

Фотография — это вид из нашего окна.





.