Развитие социальной философии 3

Виталий Шолохов
Развитие социальной философии в рамках самоорганизующейся картины мира и синергетики

Для диалектического материализма выход из отмеченной тупиковой ситуации с каузализмом (лапласовским детерминизмом) заключается в признании случайности, которое не затрагивало бы других постулатов диалектического материализма. Это может быть только переход от линейного мира к нелинейному (самоорганизация), в котором случайность лежит в основе принципа самоорганизации. Одновременно самоорганизация удовлетворяет онтологическому статусу материальности бытия, хотя меняет ряд точек зрения. Например, она позволяет дать новую интерпретация второму закону термодинамики  (рост энтропии), позволяет скорректировать вопросы познаваемости и индетерминированности так, что не возникает логических проблем. Самое главное – самоорганизация ведёт к иерархии мироздания. Основной вопрос философии  теперь - не субъект - объектное отношение познания к миру, а объект - объектное отношение. Главным вопросом философии становится выяснение диалектики развития объект - объектных отношений в субъект - субъектные отношения. Переосмыслению в данном контексте подлежат все основные категории философии. При этом меняется последовательность основных категорий. Человек является не единственным субъектом познания. Такими субъектами являются даже не полностью развитые (в диалектическом плане) полусубъекты. С другой стороны, коллектив субъектов также становится субъектом познания. И весь мир также приобретает черты разумности.
Универсальность самоорганизации проявляется не только в бытии, но и в теории. Философия подчиняется этой же структурной закономерности. Академик В.С.Стёпин утверждает, что основные исторические типы научной рациональности соответствуют отдельным частям обобщенной структуры самоорганизации [234,С.26]. Если учесть иерархическое строение бытия, то каждый уровень бытия имеет три определяющих его воздействия: «снизу» - элементы материи; «сверху» - условия, системы материи; «на одном уровне» - другие организмы, организации. Классическая философия была «элементной», что выразилось в поиске первоначал. Конечно, её специфическими чертами были и теория познания, и «требование универсальной обоснованности знания» (категории бытия, философия как наука). Неклассические формы философствования, появившиеся в XIX в., явились следствием подхода к исследуемым проблемам «сверху» - со стороны условий и систем. Организация (в том числе, общество) стали не только основным предметом исследований, но и были объявлены имеющими первичное значение в сравнении с элементами. Так, марксизм развил идею об «определяющей роли материального производства в жизни общества» [«Философия», с.106]. Этим было заложено две фундаментальные позиции: 1) определяющее влияние внешней среды и 2) первичность общества и вторичность людей в качестве его элементов. Неустойчивость условий (на что уже потом сделала упор синергетика) привела к появлению теории революций, необходимых для приведения общества на определённом этапе его развития в соответствие с условиями его существования.
Абсолютизация роли общества (организации) представляет собой материализм наизнанку, т.е. ведёт вспять к идеализму. Эти идеи высказывал уже Гегель, однако, его критики – материалисты стояли на тех же позициях идеализма. В этой ситуации появляется позитивизм, который выдвинул претенциозную идею преодоления противоположности материализма и идеализма. Позитивисты самонадеянно предложили отказаться от решения метафизических проблем вообще и объявили решение основного вопроса философии невозможным. Понятно, что такая позиция встретила резкую критику и неприятие со стороны представителей диалектического материализма.
Иррационалистические течения XIX в., претендовавшие на объяснение внутренней природы человека, души, страстей, эмоций и т.д. и связанные с психологией, ещё более усложнили и без того пёструю мозаику многочисленных направлений философии. Завершает структурный подход (в рамках модели самоорганизации) философский прагматизм. Между тем, сам подход ещё не даёт окончательного решения задачи классификации типов философии, так как каждый структурный элемент представляет собой опять-таки определённую систему самоорганизации и порождает в принципе подобную же структурную модель для классификации.
Для современной философии, особенно той, которая излагается в учебниках, характерно стремление привести в систему многообразные философские учения, источником которых являются, как правило, доклады на конгрессах, статьи в научных журналах и диссертации. Эти постоянные попытки классификации свидетельствуют о том, что в самой природе есть нечто, что даёт основание для таких попыток.
При изучении общества исторически сформировалось несколько социально-философских направлений, в которых даже основные понятия определяются по-разному. Каждая социально-философская парадигма выделяет различные стороны структуры общества, общественного прогресса и движущих сил общественного развития. Однако реальность оказывается богаче этих теорий. Правда, исторически социально-философские парадигмы появлялись последовательно и имели логическую взаимосвязь. «В этой связи – пишет С.В.Соколов – возникает естественное стремление к синтезу различных направлений социально-философского знания»  [226, С.34]. Так, например, В.С.Стёпин в своём докладе на III Российском философском конгрессе в основание классификации положил уровни рефлексии: «Классическая, неклассическая, постнеклассическая наука предполагают различные типы рефлексии над деятельностью: от элиминации из процедур объяснения всего, что не относится к объекту (классика), к осмыслению соотнесенности объясняемых характеристик объекта с особенностью средств и операций деятельности (неклассика), до осмысления ценностно-целевых ориентаций субъекта научной деятельности в их соотнесении с социальными целями и ценностями (постнеклассика). Важно, что каждый из этих уровней рефлексии и стратегий - корреляты тем системным особенностям исследуемых объектов и выступает условием их эффективного освоения (простых систем как доминирующих объектов - в классической науке, сложных саморегулирующихся систем - в неклассической, сложных саморазвивающихся - в постнеклассической). Объективность исследования как основная установка науки достигается каждый раз только благодаря соответствующему уровню рефлексии, а не вопреки ему» [234, С.25-26].

234 Стёпин В.С. Самоорганизующиеся системы: новые стратегии деятельности //Пленарный доклад на Третьем Российском философском конгрессе «Рационализм и культура на пороге III тысячелетия», Вестник Российского Философского Общества, №2, 2003
226 Соколов С.В. Социальная философия //Юнити-UNITY, М., 2003, С.34.