Усталость металла

Валерий Леонов 2
          Очередная  трагедия  произошла, случилась.  На  этот раз  в небе  над  Синаем.  Слезы, ком в горле, невозможно  без  содрогания и ужаса  видеть  кадры  катастрофы, эти обломки  самолета, личные вещи пассажиров,  чемоданы, паспорта , детские  книжки и игрушки, фото  счастливых, еще  живых  пассажиров,  десятимесячного  ребенка в аэропорту. Через  час он станет ангелом…  Он  уже – ангел, в свои  безгрешные  десять месяцев  жизни на Земле. 
        На место катастрофы  прибыли все  министры, так или иначе  причастные  к трагедии. Не покидает ощущение некой суетливой реакции на случившуюся трагедию. Ну постояли они над обломками самолета, дали краткие интервью корреспондентам телевидения, дальше что? Что, на месте катастрофы нет специалистов, в том числе, мы видим это, генералов МЧС с большими звездами на погонах.  Ваше место,господа министры,- в Москве!  Организуйте, руководите !  И, главное, - анализируйте!  Совершенно ясно ведь,  что катастрофы имеют системный характер!  Усталость металла, усталость души, непрофессионализм, дилетантство, алчность,  кумовство, коррупция.   Как часто, (почти всегда!)  подвигу предшествует  непрофессионализм, преступная халатность, пресловутое русское авось,  алчность.   Летчик  Андрей Ламанов, посадивший обесточенный самолет ТУ-154  на заброшенной полосе в Ижме, - герой. Но задумаемся, вспомним!  В полете  отказали  аккумуляторы, закоротив всю электрическую цепь самолета. А ведь это не могло произойти внезапно! Это я знаю абсолютно точно, как инженер-электрик с сорокалетним стажем.  Кто-то, обслуживавший, проверявший эти аккумуляторы был либо преступно халатен ,  либо  неграмотен.  А, может быть, просто пожалели денег на замену  аккумуляторов?  И что-то не слышно  было глубокого анализа причин чуть было не случившейся тогда трагедии.
           И “ Булгарию “ вспомним… Не буду перечислять всех выявленных в процессе следствия причин.  Они удручающе  просты и, простите за это слово, -  повседневны. Это - алчность и коррупция. Не могло это судно эксплуатироваться в таком техническом состоянии, но кто-то хотел заработать, а кто-то закрыл равнодушно глаза и за толику малую подписал документы…
         Но меня  поразило  тогда  интервью судового электромеханика, выжившего в той страшной аварии.  Ничтоже  сумняшеся,  что называется на голубом глазу, поведал нам , что в момент аварии на судне не запустился  аварийный  дизель –генератор, что усугубило ситуацию и привело к большему числу жертв!   А спрошу я сейчас своего коллегу ( я тоже судовой электрик):
 - Совесть не  беспокоит? Это ведь ваша прямая и безусловная обязанность была, чтобы аварийный дизель-генератор запускался.  А если он не запускается, то не должны вы были ни есть, ни спать, пока не устраните неисправность. Да и не могло судно быть выпущено в плавание имея такую неисправность.   Пресловутый человеческий фактор.
         А Саяно-Шушенская ГЭС?  Неужели забыли? На протяжении более десяти минут неисправный подшипник  выпрыгивал из своей постели!  А что в это время делал персонал?  Не поверю, что в течение десяти минут нельзя было перекрыть воду на неисправную турбину!    
               И вот –новая трагедия… Уже понятно, что причина- либо бомба, либо усталость металла.
            И , знаете, как это странно ни прозвучит, бомба в самолете- это  чуточку легче, яснее, определеннее.  Потому что враг известен, с ним можно бороться и боремся, в Сирии, на Кавказе.
           С усталостью металла бороться  труднее, потому что в этом случае враг рядом, он среди нас. Он многолик и вездесущ, разнообразен и часто респектабелен. Пользуется нашим равнодушием и долготерпением. Мы миримся с действительностью и обстоятельствами, мы прощаем и входим в положение. Мы часто  беспечны, ленивы и нелюбопытны, и позволяем сажать нас в старые, разваливающиеся в небе самолеты. 
         Что делать?   Не знаю. Наверное,  становиться гражданами,  научиться спрашивать с тех, кого выбираем, с тех, кто каждый день с телевизионных экранов денно и нощно заботится о нас, о России.  Дай, Господи, им политической воли и сил побороть усталость металла.