Я вышла замуж без любви

Светлана Васильева 18
...Я вышла замуж не по любви – просто время пришло. И еще мне очень хотелось детей: мальчика и девочку. Мой парень, с которым я встречалась, не посмел жениться на мне – родители не разрешили. А раз так, то мне было, в общем-то, все равно, за кого выходить. В том смысле, что думала я уже не о любви, а о «счастье». В дачном поселке Дибуны (под тогда еще Ленинградом), где мои родители каждое лето снимали дачу, я познакомилась с человеком, который, как мне тогда казалось, сможет не только стать для меня тем самым «плечом», иметь которое мечтают все женщины, но и достойным отцом моих будущих детей. Но все оказалось не так сладко – скорее наоборот.
Родились дети – сначала дочь, а через два года – сын, но... все заботы о них легли сугубо на мои плечи. Муж оказался эгоистичным, деспотичным человеком, ревнующим меня чуть ли не к фонарному столбу. К тому же мы жили в многонаселенной ленинградской коммуналке без удобств – все вместе в одной комнате. Я терпела лишения во имя будущего моих детей. Думала, подрастут, станут мне опорой, а я, наконец, смогу отдохнуть оптом за все эти годы, целиком отданные семье.
Муж часто менял работу: с таким характером у него постоянно случались конфликты с начальством и коллегами. В 90-е годы стало совсем худо. Зарплату задерживали, все накопления съела павловская реформа. Дети подросли, но вопреки моим ожиданиям, с ними не было никакого сладу: то дочь ночевать не придет, то сын в милицию попадет...
Единственное, что радовало, – к этому времени у нас появилась квартира: подошла наша очередь. Переехали, стали обживаться. Но долгожданного покоя не настало. Сын окончательно ушел из дома и прижился в общежитии у женщины старше его лет на 7, с ребенком. Дочь, окончив швейное ПТУ, стала работать на фабрике, а в свободное время мечтала только о том, как выйти замуж. С мужем отношения совсем разладились...
Однажды дочь заявила, что беременна, и будет, несмотря ни на что, рожать. Это было совсем некстати: как раз в это время я узнала, что тяжело больна – онкология! – и мне предстоит операция и долгая реабилитация. Однако тревога за будущее дочери и моего будущего внука совершенно выбивала меня из колеи, не давала трезво взглянуть на ситуацию, полноценно пройти все обследования.
Муж же, узнав о моей болезни и о том, что станет дедом, вообще как с цепи сорвался: оскорблял меня, дочь, мы не слышали от него ни одного теплого слова, порой и до рукоприкладства дело доходило...
Я легла в больницу, перенесла тяжелую операцию, химиотерапию. Казалось, у меня нет никаких шансов, но мои молитвы, видимо, все же дошли до Бога: я должна была жить, потому что, я это точно знала, моя дочь одна ребенка не вытянет. Нет, не потому, что я ее ничему не учила! Но, видимо, судьба человека зависит не только от воспитания... Несмотря на все мои усилия, Ольга выросла заносчивой, ленивой, ее не интересовали ни книги, ни музыка. Глядя на меня, она не мечтала о любви, а думала только о выгодном замужестве и постоянно искала себе подходящую партию...
В результате забеременела случайно, после какой-то вечеринки, проведя ночь с малознакомым парнем.
Болезнь многому меня научила, я многое переоценила. Я все больше понимала, что мои несчастья – плата за то, что хотела стать счастливой, а столько лет жила с нелюбимым человеком...
Едва оправившись после болезни, я рассталась с мужем, мы разменяли квартиру. Сын и бывший теперь уже муж стали жить отдельно, мы с дочерью переехали в небольшую двухкомнатную квартирку в области.
Родился внук, дочь долго болела после родов. Уж и не знаю, как мы выжили втроем на мою мизерную зарплату, но – выжили.
Сейчас внуку 13, мне за шестьдесят, но я по-прежнему не могу бросить работу. У дочери постоянно всё, как говорится, не слава богу: меняет работу, меняет мужчин... Она так и не вышла замуж, и это еще одна проблема. Ольга, которой сегодня за тридцать, стала нервная, постоянно срывает зло на ребенке, виня его за свою неустроенную судьбу, и совершенно им не интересуется. У внука – проблемы в школе и в общении со сверстниками. И все потому, что он неожиданно серьезно набрал вес (весит уже более 120 кг!). И это – еще одна причина, по которой мою дочь раздражает собственный сын. А врачи только руками разводят. Обследовали внука, но никакой патологии не нашли…
Я понимаю, что должна, должна вопреки всему жить дальше. Потому что некому сделать с внуком уроки, накормить его обедом и ужином, сводить в цирк и детский театр...
Милые девушки и женщины! Я заклинаю вас: ни при каких обстоятельствах не выходите замуж без любви, просто потому, что вам хочется устроить свою жизнь. Это может иметь непредсказуемые отдаленные последствия – как для вас, так и для ваших близких.
Будьте честны перед собой: невозможно годами играть любящую жену. Это разрушает, это приводит к болезням. В семьях, где нет любви – нет и настоящего счастья, в них не рождается счастливые дети, у них со временем тоже разрушается судьба... Так вправе ли мы обрекать на такое будущее наших потомков?