Богадельня

Василий Холминин
Как бы недавно обнаруженная комедия Островского.

Богадельня

Действующие лица:

Сила Фролыч Хрюкин, купец-меценат
Егор-приказчик
Пафнутьич
Приживалка-воровка
Приживала старухи и инвалиды

Эпиграф:

Известно всем, что жизнь-злодейка
Так переменчива подчас -
Одних возносит, лиходейка,
Другим же - редька, кислый квас.

Одни всегда по горло сыты,
Кутят и деньгами сорят.
Другие ж, жизнию побиты,
Как мошки жалкие корпят.

Отчаявшись найти свободу
И чувства смелые обресть,
Они довольны, что пить воду
И хлеб им черствый можно есть.

Купец-благодетель:
Я, чай, сегодня спал отменно
И сон видал: я на коленах
Пред Божьей Матерью стою
И всё молитвы ей творю…
К чему бы это, сны такие?
Намедни нищий инвалид
Мне: «Вы - святые» - говорит.
А что, и впрямь, для них, каналий,
Как есть отец - сирот люблю.
Ведь вот построил богадельню
И их, убогих, всех кормлю.
Пойду проверю, как живут,
Почтительны ль, себя ль блюдут?

Богадельня, разговор двух старух:
- Петровна, слышишь, Мать!
У Брякиных блины давали,
По рюмке водки наливали.
В среду опять должны давать.

- Я, мать моя, их не люблю.
У Хрюкиных куды привольней:
Хоть проще стол, но нрав здесь скромный.
Я благочестие ценю.

Два инвалида:
- Я, слышь ты, брат, простой солдат!?
Нет, брат, шалишь, а я скажу:
Царю служил, царю служу.
Вот, водкой балуюся, брат,
А что, на то я и солдат.
Идёшь, бывало - вихорь, пламя,
А крови - не приведь Господь!
А ты одно - держись на знамя,
Спаси нас Бог! А сам - вперёд!!!

- Ты где ж, сермяжный, пропадал?
Про турку нехристя слыхал?

- Слыхать слыхал от божьих странниц,
Есть-де - неверная страна.
Мужчины - низки и рогаты,
А жёны ихни - бородаты,
А правит всеми салтана.
И в драке, будто б нет им равных,
Окромя наших, православных.
Всё потому, когда с молитвой
И Словом Божьим подойдёшь,
У них рога тотчас поникнут,
И начинается падёж.

- Идёт сюда наш благодетель!

- Что говорить, отец родной!
Пафнутьич, у дверей постой,
чтоб Силу Фролыча приветить.

- Не подойти ли нам с докладом
К нему сейчас – как есть, вдвоём.
Сперва доложим всё как надо,
Потом за здравие споём.

Купец-благодетель:
- Ну как дела? Все ль живы, сыты?
Инвалиды:
- Уж благодарны, слова нет!
- Ну полно... Вот вам мой совет:
Из денег, что на Паску дал,
Купите водки да лафита...
А где Егор, приказчик мой?
Пущай расчёты мне представит:
На что и сколько я даю -
Пусть непременно озаглавит.

Появляется Егор.
Купец-благодетель:

-Ты где ж, мерзавец, пропадал?

-Я, Сила Фролыч, наблюдал.

- И что, за кем ты наблюдал?

- За мерзкой рожей.

- Изволь подробней объяснить.

- Я завсегда готов служить.
Я, Сила Фролыч, за добро,
За честь хозяйскую радею,
И не спущу ни в жисть злодею!
А тут, помилте-к... серебро!!!
Я, эдак, знаете ль, в людскую
Зашёл порядки посмотреть.
Гляжу: одна старуха - в клеть.
Ну я - за ней. Гляжу: нечисто!
Гляжу - хозяйская посуда!!!
Ну думаю, постой, паскуда,
Не смеешь ложки воровать!..
Ну и прибил. Она - кричать..!
Вот, Сила Фролыч, и она.

Старуха-воровка:

- Прости, попутал сатана!..
Да я всего взяла две ложки.
Пафнутьич, тот пять ложек взял
И в кабаке их ухнул сразу...

Сила Фролыч:
Ну и мерзавец! Вот зараза!

Пафнутьич:
Да! Взял! Иначе не прожить!!!
Не я один, а все таскают.
Вот счас, к примеру бы, в кабак -
Михалыч с Кузькой выпивают.
Ну а на что? Известно дело!
Известно - барское добро,
А первым делом - серебро...

Сила Фролыч:
Ах, вот вы как! Гони всех вон!!!
И чтобы ни одной собаки..!

Старуха:
Уйду тихохонько от драки,
Да к Брякиным тотчас пойду.
Всё угол свой да шти мясные.
По воскресеньям – пирожок!
Пройдут и эти дни лихие…
Петровна! Где мой сундучок?..