Человек родился 2я часть

Татьяна Самань
Дочку я родила в 1976 году, сына в 1981, с тех пор прошло немало лет, и вот в 2003 году, по стечению обстоятельств (закрыли мою любимую птицефабрику) мне посчастливилось временно поработать в святая святых, том самом родильном доме, где, когда то появились на свет мои дети.

Я ходила по отделению и пыталась вспомнить, что то знакомое…..
 Конечно, многое здесь изменилось с тех пор, в палатах рядом с постелью для мамочек, стояли детские кроватки, и роженицы сами должны были ухаживать за ребеночком. С одной стороны это хорошо, но когда женщины после тяжелых родов с разрывами, или находятся после операции по кесареву сечению, то тяжеловато и кормить и пеленать младенца, ведь садиться им нельзя.

Детские медсестры с двухтысячного года и теперь (в связи с огромным сокращением) не дежурят ночами! А акушерки часто заняты, и приходится беспомощным мамочкам самим управляться с малышами. Ребеночек часто плачет, что-то его беспокоит, она же не может иной раз даже подняться без помощи постороннего с кровати.

Вот тут-то и приходила на помощь я – подмывала и пеленала младенцев (хотя нянечки этого делать не должны), помогала женщинам помыться, переодеться, помочь при кормлении. Я очень жалела молоденьких мамочек, особенно после операций. Некоторые из них вообще ничего не знали и не умели совсем обращаться с новорожденными детьми.
Их некому было учить дома, а в больнице у детского врача они боялись о чем-то спросить. Такая она была строгая! Наоборот часто их ругала, за то, что являлись в роддом не подготовленными….

С каким трепетом я брала на руки этих малюсеньких, хрупких мальчиков и девочек, с  нежностью и любовью поправляла складочки на распашонках, аккуратно обмакивала промежность стерильной пеленкой после подмывания. Учила первородящих мамочек, правильно подготовить грудь к кормлению, чтобы ребеночку было легче сосать. А  главное объясняла, как правильно массировать тугую грудь, дабы избежать мастита, что  случается довольно часто, если ребенок плохо ест, а молока много.

Теперь гораздо меньше стало медперсонала в больницах (здравоохранению у нас сейчас ОЧЕНЬ не хватает средств),  женщинам в отделении  уделяется меньше внимания, и помощи, чем надо. Вот и обращаются они с вопросами к санитаркам….. У меня спрашивали совета чаще, чем у других, наверно замечая во мне материнское к ним отношение. Я как могла, старалась помочь растерявшимся девчонкам, искренне жалея их.

Обратила внимание на то, что беременным, как и раньше, так и теперь ничего не объясняют про роды. Ни в нашей консультации, ни в больнице, нет специальных занятий, и будущие мамы ложатся на родильный стол многие совершенно не подготовленные, не знают, как правильно тужиться и дышать. Все это затрудняет и тормозит процесс родов. В какой-то момент женщина так устает, что вообще теряет силы, а это уже чревато разными последствиями.

Хочу рассказать немного о родильном зале и об известном таинстве, которое тут происходит.
Ясное дело, что это самое стерильное место в отделении. После каждых родов санитарки производят здесь тщательную уборку, а раз в месяц – генеральную, это значит, моют специальным дезинфицирующим раствором все стены от пола до потолка, ту же процедуру делают во всех помещениях отделения. Из зала, палат и процедурных кабинетов вытаскивается вся мебель в коридор, Кровати и тумбочки также скрупулезно намываются, помещения кварцуются.

Роженицу, после того, как у нее отойдут воды, сначала кладут на предродовую кровать  (стоит здесь же в зале, за ширмой), там она находится до начала родов. Время от времени акушерка проводит с ней медицинский осмотр, который помогает определить степень раскрытия матки. Женщины, ведут перед родами себя по-разному. Первородящие молодки чаще всего стонут и плачут,  иногда кричат, ругаются, а те, что пришли за вторым ребеночком ведут себя гораздо сдержаннее. Некоторые не лежат, а все время ходят взад и вперед, в общем, выбирают позу более удобную при схватках, менее для них болезненную. Сидеть ни в коем случае нельзя! Чем ближе роды, тем чаще и длительнее схватки и конечно мучительнее. Обычно все это длится до двух часов. Когда женщина слышит слова: «Пора на стол» - на ее лице появляется блаженная радостная улыбка, она понимает, что скоро все закончится, вот только бы хватило сил самой родить. С нее снимают всю одежду и облачают в стерильную специальную рубашку, на голову колпачок, на правую ступню одевают такой же стерильный чулок, т. к. нога с гинекологического кресла свисает как раз над столиком с комплектом  медицинских инструментов.

Примерно за час до родов (если это происходит ночью) скорая помощь привозит врача и детскую сестричку. В зале начинается подготовка к родам, у каждого медработника свои обязанности. Все действуют согласованно и четко. Ведь может случиться всякое, поэтому присутствие врача обязательно, но бывали случаи, что молодые акушерки принимали роды самостоятельно, и прекрасно справлялись. Я не могу рассказывать все подробности, которые происходят на родах, но то, что там часто спасают жизнь новорожденного – это точно.

 Не всегда младенцы родятся как должно, часто бывают непредвиденные ситуации, тут каждая минута на счету. Так случилось и у меня, когда появился на свет мой сын. Я, уставшая от затянувшихся схваток, совсем ослабла, и в самый ответственный момент, когда  показалась синюшная  головка новорожденного,  услышала тревожный крик акушерки: «Пуповиной обмотан, тужься сильней, иначе дите задушишь!» И видно поняв, что помощи от меня мало –  медсестра всем своим телом навалилась мне на живот, тем самым она спасла жизнь моего сыночка, просто….выдавив его….

Потом, когда я уже работала в больнице,  не один раз наблюдала такую же картину, когда сестры и акушерки с помощью своей силы помогали женщинам при родах……
Сразу после рождения, и проведения всех обязательных процедур – младенца показывают матери и прикладывают его к груди. Помогают ребеночку взять грудь, и вот он, тоже измученный родами, уже тянет молочко…..
 И как же приятно смотреть на счастливую, хоть и ослабевшую мамочку, которая прижимает свое долгожданное чадо к сердцу и устало улыбается.

Я очень сдружилась с коллективом родильного отделения. Здесь работают замечательные люди, влюбленные в свою профессию. Ведь в большей степени от них зависит, удачно ли пройдут роды. Они настоящие профессионалы! Врачи нашей районной больницы в начале двухтысячных годов,  сделали ни одну операцию по кесареву сечению, и все они были  удачными. Мамочек сначала выхаживали в восстановительной палате хирургического отделения, а потом переводили в родильное, где они очень быстро шли на поправку, не залеживались.

В нашей смене работали молодые девушки, они прекрасно справлялись со сложными родами (конечно и не без помощи врачей). Книга жалоб и предложений всегда пестрела благодарностями. День выписки – это праздник для всех! Как интересно наблюдать за новоявленными папочками, которые робко и неумело принимали из рук детской медсестры своих долгожданных малышей! Какие счастливые лица были у близких людей! А мамочки стояли с охапками цветов, пока еще смущенные, но и радостные одновременно -  принимали многочисленные поздравления. Кто-то обязательно снимал на видео, и это правильно! Такое важное и волнующее событие должно навсегда остаться в памяти у всех.

Однажды случилось интересное событие - как раз на Рождество! В смене, где я работала, принимали роды одни Татьяны! Врач Татьяна Леонидовна, акушерка Татьяна Михайловна, детская медсестра тоже Таня и я, даже роженицу звали Татьяна! Не знаю, какое имя дали родившейся девочке, но согласитесь – это случай не ординарный!

Я даже написала маленькую заметку в местную газету, этому рождественскому  веселому событию многие тогда удивлялись…..А еще мой приход в роддом принес радостную весть о долгожданной беременности сразу четырем медицинским работницам нашего отделения! Я и мои новые подруги были сильно расстроены, когда мне пришлось поменять работу. Ушла по банальной причине – очень упала зарплата (в то время страна переживала не лучшие времена), того мизера, что получала, катастрофически не хватало на жизнь.

И все же, как приятно было, потом видеть на улице в городе симпатичных молодых  мамочек с красивыми колясками.
 В  наряженных модных девчонках трудно узнавались, недавние страдалицы роддома. Они здоровались и улыбались мне, как родной, «хвастаясь» своими милыми очаровательными мальчиками и девочками!

Жаль, что мне недолго пришлось поработать в родильном доме, но это время всегда вспоминаю с благодарностью! Ведь я имела возможность прикоснуться к величайшему таинству на земле – рождению человека!!!


рs: Узнала неприятную новость:В нашем городе закрыли полностью родильное отделение. Теперь за "ребеночком" придется ездить в столицу Карелии -  г.Петрозаводск, до которого добираться по ухабам и ямам три часа.....Грустно!
Еще раньше закрыли детское отделение и гинекологию, одна палата для больных малышей есть в  терапии, а женщины со своими проблемами теперь лечатся в хирургии....
Просто нет слов!!! Куда мы катимся!?