Джон Флейвел. Дивное человечество Христа

Инквизитор Эйзенхорн 2
ДИВНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ХРИСТА
Джон Флейвел (1671)

И Слово стало плотию, и обитало с нами
Иоан.1.14

Мы исходим из завета искупления. Совершение искупления бесконечно превосходит силу любой твари. Тот, Кто берет на Себя удовлетворение Бога за грех человеческим послушанием, должен Сам быть Богом; и Тот, Кто исполняет столь совершенное послушание, пострадав за нас и исполнив все, что требовалось законом от нашей природы, должен быть Человеком. Эти два естества должны быть объединены в одном Лице, чтобы имело место сотрудничество каждого из них в посредническом действии. То, как эти природы объединены в дивной Личности нашего Эммануила, есть великая тайна благочестия, к которой желают лишь приникнуть чтящие ее ангелы, ибо она непостижима для них. В ней мы имеем:
1. Личность. Слово есть Второе Лицо всеславного Бога, и как таковое именуется Словом, или потому, что основное Его действие есть слово творящее и пророческое, или потому, что Он излагает и раскрывает ум и волю Бога людям, как сказано: "Единородный Сын, сущий в лоне Отца, Он явил" (ст.18).
2. Природа. "Плоть" здесь есть весь человеческий характер, состоящий из истинной человеческой души и тела; именно так слово sarx употребляется в Рим.3.20, и соответствующее ему еврейское слово basar согласно обычной для оригинала метонимии используется в Быт.6.12. Слово "плоть", а не просто "человек", используется здесь, чтобы подчеркнуть дивную снисходительность и уничижение Христа, подразумевая всю человеческую низость, слабость и противостояние духу. Поэтому вся человеческая природа, взятая с этой стороны, называется плотью.
3. Самотождественность. Перед нами не плод воплощения (как заключил Социн, отвергая таким образом также  существование прославленного тела Христа теперь на небесах), но факт, то есть Слово или Сын взял или принял истинную человеческую природу в единство Бога с человеком со всеми его составными частями и существенными свойствами, и, таким образом, Он стал истинным и реальным Человеком. Апостол, говоря о том же самом, в Евр.2.16 использует другое слово: "восприемлет". И когда говорится, что Слово стало плотью, следует избежать неверного понимания, что это было превращение Бога в плоть, ибо Он "не перестал быть тем, чем Он был, но при этом стал тем, чем Он не был", как говорит Августин. Точно так же Писание, говоря, что "Он стал грехом" (2 Кор.5.21) или "сделался клятвою" (Гал.3.13), не имеет в виду, что Он  был превращен в грех, или в проклятие, и не в большей степени мы можем думать, что Божество превратилось в плоть и потеряло Свое бытие и природу, потому что сказано, что Слово стало плотью.
Таким образом, утверждение, что Слово стало плотью, получает сильное подтверждение в этих словах. Оно "обитало с нами", и мы видели славу Его. Это не было фантазмом, но это самая реальная и несомненная вещь. Ибо Слово вселилось в наш мир и обитало с нами, и мы стали свидетелями этого. "То, что было от начала, что мы слышали, что мы видели своими очами, на что мы смотрели, и что наши руки осязали, о Слове жизни, возвещаем вам" (1 Иоан.1.3 KJV). Следовательно, Иисус Христос действительно принял истинную и совершенную природу человека в личный союз со Своей Божественной природой, и до сих пор Он остается истинным Богом и истинным Человеком в одном Лице навсегда.
Это утверждение содержит одну из самых глубоких тайн благочестия (1 Тим.3.16). Это тайна, которая ослепляет наше восприятие, потрясает хитроумие и превышает всякое выражение. Если когда-либо языки ангелов и могли должным образом объяснить слово Божие, то никак не здесь. Правильное использование слов имеет большое значение в этом учении. Мы ходим здесь по краю бездны, ибо даже малейшая небрежность может повергнуть нас в трясину заблуждений. Арий был согласен на то, чтобы Никейский собор изменил всего одну букву в своем определении! Это был, казалось бы, небольшой и скромный запрос, но если бы он был исполнен, это нанесло бы огромный ущерб истине. Я желаю поэтому, чтобы читатель приложил величайшее усилие ума, чтобы уразуметь эту истину и приложить ее к себе. Это учение, которое трудно понять, и опасно в нем запутаться. Как хорошо сказал Проспер, "лучше не касаться дна, чем не уложиться в круг".
Христос принял истинное человеческое тело, о чем говорится явно (Фил.2.7-8, Евр.2.14-16). Он назван приемлющим семя Авраамово, что есть то же самое, что и плоть. Он также имеет истинную человеческую душу с ее действиями и безгрешными страстями (Мтф.26.38, 27.50). И то, что обе эти природы составляют одну Личность, видно из Рим.1.3-4: "Который родился от семени Давидова по плоти  и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых"."От них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь" (Рим.9.5). Давайте теперь рассмотрим характер, действие, причины и цели этого дивного союза.
I. Характер этого союза.
Состояние, о котором я говорю - это то, благодаря чему Второе Лицо Троицы берет человеческую природу в личностный союз с Собой, в силу чего человечность пребывает в Его Личности, не смешиваясь с тварью, но в одной Личности Того, Кто есть Эммануил, Бог с нами.
Иначе говоря, хотя мы действительно усваиваем Христу двойственную природу, это не двойственность Личности; ибо человеческая природа Христа никогда не существовала отдельно и четко, и не имела какого-либо собственного личного существования, как это имеет место со всеми остальными людьми, но уже с момента зачатия она существовала в союзе со Вторым Лицом Троицы.
Чтобы объяснить эту тайну, рассмотрим, в частности, следующее.
1. Человеческая природа была объединена со Вторым Лицом чудесным и необычайным образом, будучи сверхъестественно оформлена в утробе Девы силой Всевышнего (Лк.1.34-35). И это было необходимо, чтобы освободить замысленную природу Христа от загрязнения и пятна греха Адама, которого Он полностью избежал, поскольку Он не получил его, как все остальные люди, посредством обычного родословия, через которое распространяется первородный грех, но, будучи рожден необычайным образом, Он был самым чистым и святым (Лк.1.35). И, в самом деле, то идеальное сияние святости, которое Он обрел как Человек, было абсолютно необходимо, и для самого союза человеческой природы с Божественной Личностью, и для целей этого союза, в которые входило не только обрести за нас полное удовлетворение, но и освятить нас.  Две природы не могли бы соединиться в Лице Христа, если бы зараза греха оставалась на Его человеческой природе. Бог не может иметь никакого общения с грехом, тем более соединиться с ним. Если бы такой союз с греховной человеческой природой имел место, Христос, будучи грешен Сам,  никогда не мог бы удовлетворить за грехи других, и никто нечестивый не смог бы сделать нас святыми. "Наш Первосвященник... святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников" (Евр.7.26). И именно такова человеческая природа, которая была уникальным образом освящена Святым Духом.
2. Именно посредством этого чуда состоялось соединение двух природ в единое целое, то есть, Христос взял полную и совершенную человеческую душу и тело, со всеми и каждой способностью и качеством, относящимися к нему. И это было необходимо (как хорошо отметили Августин и Фульгенций), чтобы, таким образом, Он исцелил всю нашу природу от проказы греха, который овладел всеми ее частями и способностями и заразил их. "Он воспринял все, чтобы все освятить", говорит Иоанн Дамаскин.  Он разработал идеальное восстановление, освящая нас полностью в душе, теле и духе, и только такой можно мыслить Его цель.
3. Он принял на Себя нашу природу, как и все ее составные части, со всеми ее безгрешными немощами. И поэтому сказано, что Ему "надлежало во всем" (что естественно, но не греховно) "уподобиться братьям Своим" (Евр.2.17). Богословы тщательно различают немощи личные и естественные. Личные немощи постигают конкретных людей по конкретным причинам; таковы немота, слепота, хромота, проказа и всякого рода уродства. Принимать это на Себя Христу не было никакой необходимости, и мы не можем предположить, что Он это сделал. Но есть естественные безгрешные немощи, такие как голод, жажда, усталость, потливость, кровотечение, смертность, и они, хотя по сути своей и не греховны, являются тем не менее последствиями греха. Это те отметины, которые грех оставил на нашей природе, и именно поэтому о Христе сказано, что Он стал жертвой "в подобии плоти греховной" (Рим.8.3). В этом отношении милостивое снисхождение Христа является особенно удивительным, ибо Он не принял на Себя нашу невинную природу, какова она была в Адаме до грехопадения, когда она стояла во всей своей первобытной красе и совершенстве, но после того, как грех вполне испортил, разрушил и разграбил ее.
2. Его человеческая природа таким образом едина с Божественной, что каждая природа по-прежнему сохраняет свои существенные свойства различными, и это различие не исчезает и не может быть утрачено через этот союз.
II. Следствия и непосредственные результаты этого чудесного союза. 
1. Две природы, таким образом, будучи едины в Лице Посредника, в силу характера свойств каждой из них относятся к Его Личности, будучи взятыми в целом, так что уместно сказать, что Господь славы был распят (1 Кор.2.8), и кровь Бога искупила Церковь (Деян.20.28), и что Христос был на небе и на земле в одно и то же время (Иоан.3.13). Тем не менее, мы не считаем, что одна природа обязательно распространяет свои свойства на другую, или что будет правильно сказать, что Божественная природа пострадала, пролила кровь или умерла, или что как человек Христос является всезнающим, всемогущим и вездесущим, но, что свойства обоих естеств так усваиваются Личности, что уместно будет утверждать, что они так или иначе применимы к ней все, хотя и не абстрактно, а в разных отношениях. Правильное понимание этого может значительно помочь в постижении Божия замысла и Его имен, как и  многих темных мест в Писании.
2. Другой плод этого союза есть особое возвышение человеческой природы во Христе, далеко превышающее все, к чему она способна в любом другом человеке, ибо Он исполнен  уникальной меры Божественных милостей и превосходства, почему Он и назван "помазанным выше братьев Своих" (Пс.45.7 KJV), и потому Он достоин поклонения как Бог (Деян.7.59).
3. Отсюда следует, как еще один превосходный плод этого союза, сотрудничество характера каждой из Его природ в Его посредническом деле, ибо в нем Он действует в соответствии с характером обоих Своих природ. Его человеческая природа делает то, что свойственно Ему как Человеку, а именно страдает, истекает кровью и умирает, и Его Божественная природа придает всему этому бесконечную ценность, и сладкое согласие той и другой в Его славном деле совершает замысел посредничества. Католики, как правило, отрицают, что Он исполняет Свое посредническое дело как Бог, но только как человек, но этим они дерзко противоречат Писанию (2 Кор.5.10, Евр.9.14-15).
III. Основания и причины этого союза.
Бог принял на Себя человеческую природу не по обязанности, но добровольно; не из бедности, но по щедрости Своей, не потому, что Он мог бы усовершенствовать Себя через нее, но чтобы усовершенствовать нас через Христа, Который в Своем посредничестве исполнил служения Пророка, Священника и Царя. Если бы Он не обладал двумя природами в единстве Своей Личности, Он не мог бы быть нашим Пророком, ибо как Бог Он знает  ум и волю Бога (Иоан.1.18, 3.13), и как Человек Он способен передать их нам (Втор.18.15-18, ср. Деян.20.22). Как Священник, если бы Он не был человеком, Он не мог пролить ни капли крови; и если Он не Бог, это не имело бы должного значения для нас (Евр.2.17, Деян.3.28). Как Царь,  если бы Он не был человеком, Он был бы совершенно чужд нам, и потому не подходил бы нам как наш Глава, и если бы Он не был Богом, Он не смог бы защитить Свое Тело, Церковь.

Выводы

1. Пусть все христиане по справедливости проверят, что они думают об этой великой истине своей религии, и немедленно отвергнут всех тонких противников, которые хотят похитить ее у них. Хукер указывает, что разделение Личности Христа, которая едина, и смешение Его природ, которых две, есть повод к большинству ошибок, которые так сильно нарушают покой Церкви. Ариане отрицали Божество Христа, уравнивая Его с тварью. Аполлинариане уродовали Его человечество. Савеллиане сочли, что воплотились и Сын, и Отец, и Святой Дух, и на этом абсурде построили другую ошибку, отрицая три отдельных лица в Божестве и считая, что это только три имени. Евтихиане срамили две природы Христа, отрицая любое различие их. Монофизиты сочли, что Он избавился от Своей человечности, будучи вознесен, и не имеет человеческого тела на небесах. Несториане разделили Христа таким образом, что фактически признали в Нем две отдельные личности.
Но вы, возлюбленные, не так познали Христа. Вы знаете, что Он есть Истинный Бог и истинный человек, что эти две природы в одной Личности объединены неразрывно, и что они не смешаны и не поглощены одна другой, но остаются отличными в Личности Христа. Держитесь же этого крепкого основания, и вы не будете осуждены. Великие вещи зависят от этой истины; пусть же ни один камень не будет вынут из фундамента! 
2. Почтите любовь Отца и Сына, ибо Бог оценил ваши души столь высоко, что оказался готов спасти вас такой ценой. Любовь Отца, как было прекрасно замечено, столь желает вашего спасения, что Он готов был низвести Возлюбленного души Своей до столь низкого и презренного состояния. И как удивительна любовь Христа, Который сошел до такой глубины, чтобы возвысить нас! О, пусть ваши сердца будут впечатлены этой любовью Отца и Сына. Мужество многих знатных героев отмечено в истории, но они никогда не могли снизойти так, как Христос, будучи бесконечно ниже Его в личном достоинстве.
3. Бесконечная Мудрость предоставила нам дивный вечный дар, превосходящий все помышления людей и ангелов. Если бы все ангелы собрались, чтобы разработать способ восстановления бедных грешников, они навсегда утонули бы в спорах и сомнениях. Сколь бы они ни были умны и прозорливы, они не измыслили бы способа, которым милость, прощение и благодать могли бы прийти из самого сердца Бога к сердцам грешников. О, как дивен этот способ нашего восстановления! Поистине Христос заслуживает того, чтобы быть назван Божией силой и Божией премудростью (1 Кор.1.24), ибо в Нем Божия премудрость более прославлена, чем во всех других делах Божиих, столь впечатляющих нас.
4. Отсюда мы делаем вывод также о несравненном превосходстве христианской религии, которая показывает бедным грешникам столь надежное основание, на котором может отдохнуть их трепещущая совесть. Когда бедные отягощенные души смотрят на самих себя, они постоянно находятся во тьме. Измученная естественная совесть вопит: с чем мне предстать пред Господом? Совесть видит, как Бог вооружает Себя гневом, чтобы отомстить за грех, и кричит: как мне предотвратить кару за грех души моей? Но теперь мы видим, как Бог явился во плоти и столь тесно соединил нашу природу с Самим Собой, что при этом не возникло никакой новой отдельной личности, но появился Богочеловек; следовательно,  легко себе представить, как через пролитую Кровь Христа Божия вечная любовь может процветать в помиловании, благодати и мире. Вот способ, которым грешник может видеть, как справедливость и милосердие лобызают друг друга, и одно реализуется свободно и без ущерба для другого. Без этого любая совесть либо лежит в глубоком сне в руках дьявола, либо колеблется на волнах своих страхов и мрачных предвестий. О, как счастливы те, кто бросил якорь на этой земле, и не только знают, что у них есть мир, но почему он есть!
5. О, как величественно то, что Христос может иметь союз с нами лично, а также с общей нам природой! Ибо только через союз с природой, а никак не с отдельными личностями, мы можем быть спасены. Но при этом позвольте мне добавить, что этот союз с нашей природой будет совершенно напрасен для нас и не принесет никакой пользы, если кроме него не будет иметь место союз с нами лично по вере. Это действительно бесконечное милосердие, что Бог пришел к нам, чтобы жить в нашей плоти, и что Он разработал и осуществил столь дивный способ спасти бедных грешников. И как Он совершил все это? Разве Он не пришел действительно под кров нашего дома, чтобы дать нам мир? Разве Он не облачил Свою непостижимую славу завесой плоти, чтобы стать ближе к нам? Почему же мы отказываемся от Него и закрываем свое сердце от Него? Пусть же в наших ушах гремит истина о Нем, чтобы наш грех не усугубился до того, чтобы стать хуже бесов, которые никогда не грешили против посредника в их собственной природе, не презирали Его даров и не отказывались от Него, ибо им никогда не была предложена милость, как нам. И я не сомневаюсь, что сами бесы, которые ныне искушают нас отказаться от спасения,  всю вечность будут смеяться и зубоскалить над глупостью тех, кто отверг его, хотя оно стояло у их собственных дверей!   
6. Если Иисус Христос принял на Себя нашу природу, то мы можем быть уверены, что немощи, которые коснулись нас, посетили и Его, и что Он может оказать жалость и сострадание к нам во всяком нашем бремени. И на самом деле важнейшей целью Его воплощения было то, что Он хотел оказать сострадание нам. "Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь" (Евр.2.17-18). Какое же это утешение для нас - что Тот, Кто является нашим Первосвященником на небесах, имеет нашу природу, что позволяет Ему оказать сострадание к нам!
7. Отсюда мы видим, как высоко Бог ставит счастье человека, если Он положил его основания в таком глубоком замысле, как воплощение Своего Сына. Те, кто желают построить на твердом основании счастье и славу своей души и тела, должны основывать их на том, что в принятии Христом на Себя нашей плоти  , Бог намеревался показать, что со временем Он преобразит наши уничиженные тела и сделает их подобными славному телу Иисуса Христа (Фил.3.21). Таким образом, эта плоть была возложена на Христа, чтобы показать, как Бог намерен почтить и возвеличить в Нем нас, и на самом деле природе человека не может быть оказано большей чести, чем та, что уже была оказана в этом дивном благодатном союзе, и мы не можем быть способны к более высокой славе, чем это подобие нашему славному Главе.
8. Как прекрасно это утешение: Бог живет в нашей плоти! Какая это радость для бедных верующих! Бог и человек в одном Лице: трижды блаженный союз! Как человек Он знает на опыте все наши бремена, боли и немощи, и как Бог Он может поддержать нас во всем этом. Какое облегчение, возрождение и удовлетворение несет эта дивная истина веры! Бог никогда, никогда не оставит верующую душу Своим утешением, после того, как Он в Своем Сыне вступил в мистический брак с нашей природой в этом благословенном, личностном мистическом союзе.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn