Предзимье

Вадим Светашов
                Предзимье.

                Короткие, тусклые деньки глубокой осени. Поздно светает, рано смеркается. Рассвет с сумерками почти встречаются посреди ненастного дня. Совсем мало ясных солнечных дней. То налетит ледяной дождь, то мокрый снег пойдёт, то завьюжит почти по-зимнему, а по ночам в полях и лесах потихоньку начинает хозяйничать молодой мороз.
                Хмуро и сумрачно в лесу. Редким птичьим писком нарушается глухая тишина. Все перелётные птицы давно уже улетели, даже обычные серые вороны – это не наши вороны. Те, что родились и выросли здесь, откочевали в более южные районы, а их места заняли северяне. Осёдлые птицы заняты поиском корма: надо поднакопить жирок, да и запастись кое-чем на зиму. Синички и поползни собирают неосыпавшиеся семена, и прячут их в трещинках коры деревьев про запас. Создают зимний запас сойки и кедровки, но они закапывают их в мох. Заканчивается прилёт зимующих птиц. Хохлатые свиристели шумными стаями перелетают по садам и паркам. Румяными яблоками рассаживаются по веткам и часами не слетают с них пухлые снегири. Пёстрой радугой разлетаются по пустырям стайки красавцев щеглов. По берёзовым колкам и рощам кочуют с лёгким пересвистом серенькие чечётки. Лишь в хмуром ельнике царит  ватная тишина, которую изредка будят резкие крики пролетающего ворона, да испуганное цоканье белки. Ближе к концу месяца появляются самые поздние «северяне». Полярные совы и мохноногие канюки прилетают поодиночке, а белогрудые полярные воробьи пуночки – небольшими стайками. Промысловые птицы (глухари, рябчики, тетерева) в начале месяца продолжают питаться ягодами клюквы, можжевельника, рябины, калины, но с каждым днём в их рационе возрастает доля типично зимнего питания: хвоя, серёжки и почки  берёзы и ольхи.
                Звери встречают наступающую зиму каждый по-своему. Бурундук, барсук и енотовидная собака уже залегли в своих норах в зимнюю спячку, а медведь ещё бродит в сумерках по лесу, хотя и его берлога давно готова. Перед тем, как залечь, медведь очищает кишечник: наедается подмороженной рябины и калины. Кабаны кормятся почти круглые сутки, изредка делая перерыв для сна: нужно ведь запасти как можно больше жира и сала. Одели пушистые шубы лисы, куницы, колонки, белки. Зайцы, ласки и горностаи сменили свои летние наряды на белые зимние шубки. Трудное сейчас для них время, особенно для зайцев: снега почти нет, а они белые и каждый норовит их обидеть. Бобры ещё продолжают заготовки на зиму. Они валят деревья, распиливают на небольшие куски тонкие стволы и толстые ветви, а затем перетаскивают их и тонкие ветки через незамёрзшие полыньи подо льдом поближе к норам и хаткам. Закончился гон у лосей, и вскоре быки будут сбрасывать свои турнирные доспехи – мощные ветвистые рога. Выводки волков собираются в разбойничьи стаи, заунывный вой которых лунными ночами наводит ужас на всё живое. У кабанов к концу месяца начинается гон. Самцы-секачи, ранее проводившие жизнь в одиночестве, активно разыскивают самок с поросятами и разгоняют молодняк. Между секачами часто случаются свирепые схватки из-за самок, иногда заканчивающимися смертельным исходом.
                По народному календарю ноябрь – месяц ветров, месяц сева лесных семян. До появления постоянного снежного покрова  ноябрьские ночи самые тёмные в году. Чернотроп – в безлунную ночь не выходи в лес: закружат, завертят лукавый с лешаком на одном месте, метнут в глаза снежной пылью, и нет тебе обратной тропы в родное тепло дома. А вот для охотников ноябрь желанная пора: начинается охота по белой тропе на зайцев, пушнину и копытных.