Доверяй, но проверяй

Станислав Климов
Продолжительные по времени, сложные и не очень по своему содержанию, поучительные в положительных и отрицательных моментах – навигации моей долгой флотской жизни работника плавсостава научили меня, выпускника Горьковского речного училища, очень многому, но это потом, по прошествии каждой очередной навигации, посленавигационных зимних судоремонтов, различных курсов повышения квалификации и обучений смежным флотским профессиям, дипломирований и стажировок после них. Потом, а тогда, в двадцать лет, разве все это я предполагал, разве думал, что буду работать на поприще речного флота долгих тридцать лет. Нет, конечно, да еще в моей голове ненавязчивым, но очень неприятным осадком на душе лежал разговор с механиком большого землесоса Волгоградского техучастка, где я проходил навигационную практику в восемьдесят пятом году, по окончании третьего курса…
…Земснаряд мне сразу понравился – большой, новый, современный, четырехпалубный; командир – строгий, но справедливый выпускник нашего училища, помощники тоже когда-то закончили «Кулибинку», относились к нам, практикантам с пониманием, а механик…
- Знаешь, Стас, не твое это – флот, на флоте должны быть все механиками, разбираться в механизмах, ходить чумазыми и уставшими, а не как ты, чистенькими и всегда веселыми. Мой тебе совет, уходи с флота, не твое это, поверь моему многолетнему опыту.
Монолог это прозвучал в тот момент, когда я занимался в машинном отделении профилактическим ремонтом масляной системы, мыл фильтры грубой очистки главного двигателя, мыл в чистой робе, спокойно, стараясь лишний раз ее не испачкать, а его всегда коробило, если его машинные мотористы ходили чистые, сразу находил им грязную работу. Так и здесь получилось, земснаряд работал на перекате, все было в порядке, вдруг он меня на вахте увидел в чистом…
Тогда, будучи пацаном восемнадцати лет, я сильно расстроился, начал пересматривать свое отношение ко всему происходящему: кто он и кто я, а может, прав. Да и когда спустя полгода сдавал государственные экзамены по спецпредметам, задумывался, а надо ли мне это?..
…А тут, на Дону, с того случая прошло всего два года, каких-то два года быстрой веселой молодой холостой жизни, я сменный механик и основная моя работа в машинном отделении, ее механизмы, двигатели, агрегаты и системы. Все гремит, грохочет, крутится, шумит, вертится – уши вянут, а ты должен там работать, демонтировать, проводить замеры, ревизии, а затем монтировать на штатное место. Не скажу, что бы я сильно этого жаждал, сильно желал, до умопомрачения Любил, как мой друг Вовка, но исполнял все поручения старшего механика скрупулезно, грамотно, своевременно, если позволяли обстоятельства. В конце концов, я представитель инженерно-технического персонала и от работы моей инженерной мысли зависело многое, вплоть до заработной платы моих подчиненных. Собери я что-нибудь неправильно – поломка и в результате вывод из эксплуатации, а, следовательно, люди теряют заработок, да еще ущерб. Поэтому и исполнял все на совесть, а тут…
Захотел меня Петрович сильнее поднатаскать в знании и умении быстро разбирать, осматривать, проводить профилактические работы и собирать вспомогательного «чеха сто шестидесятой модели». По этому поводу и  заставлял после каждых ста часов работы переходить с одного на другой, а на отработавшем проводить профилактику с демонтажем и промывкой всей масляной системы, да, да, той самой масляной системы.
- Так, сменный, разберешь фильтры, снимешь крышку с расходника, вычерпаешь все масло, помоешь бак, фильтры, соберешь, пустишь чистое масло и меня позовешь. Без меня не пускай. Задание понял? – выдал задание Петрович и ушел в каюту.
- Понял, Петрович, - ответил коротко я.
 Но на сегодняшний момент я не моторист практикант, а его, механика, первый помощник и сам решил перепоручить данное мероприятие своему вахтенному мотористу, потому что по телевизору показывали интересный и очень поучительный в то время фильм прибалтийского режиссера «Игры для детей школьного возраста», самый, наверное, злободневный фильм о нашей невидимой жизни. В процессе навигации Валерка у нас сбежал на другое судно, и ко мне в вахту направили другого, тоже, вроде бы грамотного парня.
- Олег, когда-нибудь разбирал пластинчатые масляные фильтры? – спросил я моториста прежде, чем поручить ему работу.
- Да, Леонидыч, я на буксире работал, там вспомогачи такие же, профилактику делал. Да и в ПТУ речном учили, - ответил он.
- Тогда иди в машинку, правый остыл уже, на нем разберешь, помоешь, собирать будешь – меня позовешь, там пластинки должны друг к другу особенно собираться, - поучал его, понимая, чем может обернуться неправильно собранные фильтры.
- Да ладно, сам справлюсь, - самодовольно сказал Олег.
- Нет, Олег, меня позовешь обязательно, - уже тверже сказал я.
- Хорошо, а ты где будешь?
- В салоне, чай попью.
И пошел смотреть начинающийся фильм. Молодость, она и есть молодость, бесшабашность, что ли, на авось многое делалось, правда, понял это я уже гораздо позже, а тогда…
Фильм был очень интересный, кто смотрел, помнит его содержание, он о жестоких издевательствах детдомовских детей друг над другом, сильных над слабыми. По тем временам авангардный фильм для Советского Союза, на то она и Прибалтика, она всегда жила на шаг впереди всех нас. Время пролетело быстро, фильм заворожил и полностью отрезал мои головные полушария от того, что было час назад. Фильм кончился и я соскочил со стула, побежал в машинку, слишком долго Олег мыл фильтры, дело-то минутное. В машинном отделений стоял монотонный рокот другого вспомогача, а Олег уже закрутил фильтры на штатные места и пускал в систему масло, открывая краны.
- Почему меня не позвал? – закричал я ему в ухо, сквозь шум двигателя.
- Да зачем, шеф, я все правильно собрал, - прокричал он в ответ.
- Вот так? - показывая сложенными внутренними сторонами, друг к другу ладонями, спросил я.
- Да, - кивнул в ответ он.
Опять же молодость, нежелание перепроверить, да и доверять надо людям, да и нет пока поводов не доверять ему, как-никак пять навигаций мотористом на флоте отработал, да много еще чего оправдательного крутилось тогда в моей голове молодого сменного механика без опыта. Ну, не захотелось мне мазаться в масле, разбирать, собирать, надеюсь, не врет, надо идти Петровича звать.
- Хорошо, заканчивай, пойду за Петровичем, - повернулся я к выходу и пошел по трапу наружу…
- Запускай, - кивнул Петрович, показывая мне на двигатель.
Я запустил двигатель, дал ему обороты, вроде, все в норме, но в течение пяти минут давление масла так и не поднялось до необходимого уровня. Петрович постучал пальцем по датчику, покивал отрицательно головой и сквозь шум крикнул мне:
- Помощник, фильтры правильно собрал? Что-то давление не поднимается.
- Да, правильно, - кивнул утвердительно я, - тарелочки «лицом к лицу».
- Глуши и открывай фильтры.
Какого же было мое грозное удивление, когда, открыв один фильтр и вынув из него пластины на штоке, я увидел, что они собраны неправильно и занимали всего половину штока. Поэтому масло, не встречая сопротивления, проходило в систему и не поднимало давление, да и цвета было коричневого, отработанного. Внутри меня все кипело и горело, клокотало и еще что-то там делало.
- Пошли на палубу, - крикнул в ухо мне механик, - что, мотористу доверил мыть и собирать? – спросил он спокойно уже на палубе.
- Да я кино пошел смотреть, а ему сказал, что бы не собирал, а он собрал, а я не стал проверять.
- Ну, вот и результат, теперь сам все это проделаешь, заново, - строго сказал Петрович, - сам, понял, от начала до конца, тогда поймешь, как доверять мотористам, не проверяя, работай.
Вот это я покраснел, наверное, вареный рак в тот момент был бледнее меня, хорошо, что на палубе была уже почти ночь, как мне было стыдно перед механиком и перед собой…
«Злись не злись, а на кого злиться, разве, что на себя, не захотел делать, кино подавай ему, пацан с рогаткой, нечего злиться, стыдоба», -кусая губы, думал я, слегка успокоившись, и пошел переделывать все  сам.
Молодость – бесшабашность и «авось да, небось», а может, и вправду, не мое и тут же всплыл тот разговор двухлетней давности, вспомнил я его тогда и помню до сих пор, когда надо что-то доверить кому-то, не будучи уверенны в правильности исполнения.
Борясь в этот летний вечер со своим сознанием, подсознанием, угрызением совести и еще, что там наподобие имеется в нашей душе, промывая заново всю систему, выбирая баночками в ведро грязное масло из расходника, я думал и думал о дальнейших своих действиях и флотском будущем сменного механика, Климова Станислава Леонидовича…
Время сгладило все грани в неотесанном мозге, подбросило мешок опыта, поставило на место молодые мозги, помогло поменьше копаться в корке подсознания и избавиться от ненужных глупых чувств по поводу продвигающейся вперед жизни. Научило многому, что пригодилось в длинной флотской дороге, которой иду до сих пор, очень помогло сделать то, что сделал, делаю и буду делать дальше, буду, все равно буду…
Мое…