Козетта

Капитан Крю
Рассказ "Козетта" в школе произвел на меня сильное впечатление. И запомнился на всю жизнь. Много позже я узнал, что этот рассказ из большого романа французского писателя Виктора Гюго "Отверженные".

Сам я был страстный книгочей с детства. Вот только с хорошими книгами в детстве, в школе не везло. Все хорошие книги, которыми государство старалось обеспечить нас, школьников, которые закупались на деньги государства и должны были быть в школьной библиотеке, - все они были украдены директриссой школы, чтобы пополнить её домашнюю библиотеку. Вместо того, чтобы развивать нас, школьников вершинами мировой литературы.

Тогда коллекционирование книг - было манией.

Но в четвертом классе нам повезло. К нам в школу пришли молодые преподаватели. Они видели, что творилось со школькой библиотекой и между собою презирали директриссу. А у нашего класса появилась новая классная - учитальница химии. Она понимала, какое страшное преступление совершается над душами школьников! И приносила в школу хорошие книги из своей, видимо, библиотеки.

Эти молодые учителя были прогрессивными, были молодыми энтузиастами, ломали стереотипы школьного преподавания. С той поры уроки классного часа проводились в чтении какой-нибудь превосходной книги. К доске вызывался ученик. Чаще это был я, так как моя любовь к книгам была видна невооруженным глазом. И книга читалась вслух для всего класса. В конце чтения содержимое прочитанного обсуждалось. Наша учительница была очень речиста - умела интересно рассказывать. Молодец, одним словом.

А что мне запомнилось из прочитанного? "Волшебник Изумрудного Города" и рассказ "Козетта".

Когда я женился и у нас появилась дочь, я дал себе зарок. Обязательно познакомить ее с рассказом "Козетта". Как только она подрастет. Но, когда ей было шесть лет, наша семья распалась. Они новой семьей уехали в другой город, хоть и не далеко. Однажды дочь приехала ко мне в гости. Я вспомнил о своем решении, пошел в детскую библиотеку, записался и взял рассказ "Козетта". Дома я прочитал рассказ дочери.

Я любил в школе рисовать. Копировал карандашом или ручкой картинки из учебников в свою тетрадь. И дочь видимо унаследовала и даже в большей степени это качество. Я предложил ей нарисовать что-нибудь на сюжет прочитанного.

Не прошло и пяти минут, как она что-то быстренько набросала на тетрадном листке. Я не без крайнего интереса и любопытства взял его и посмотрел на рисунок. Там был нарисован камин и пара деревянных башмаков Козетты. Где-то этот рисунок хранится у меня в архиве. В ближайшее время поищу. И если найду, сделаю его иллюстрацией к этому тексту.