Северо-западный ветер Мистраль или круиз по Роне

Татьяна Рябова 2
День первый.
Разве я могла подумать, что фраза: «вот придем, привяжемся,  тогда и погуляем» будет что то для меня значить??? Куда придем… к кому/чему привяжемся… А вот ведь, эти слова стали как музыка!
Придем – это значит, наш корабль Swiss Gloria пристанет к пристани игрушечного французского городка, привяжемся – набросим швартовые концы, необходимые для удержания корабля на месте. Ну а погуляем – это так и будет погуляем... или уж точнее сказать, окунемся во все краски Бургундии и Прованса, краски осени, сыра, вина и Роны. Реки хороши во все времена года, а осенью они наливаются особенной прозрачной зеленью. Вода кажется тяжелой, вязкой, а от золотых листьев, прилетевших с берегов, и вовсе кажется дорогой шалью, накинутой на плечи реки. Только горделивые лебеди и мы рискуем плыть по этакой красоте! В каюте с окном на всю стену, вид проплывающих мостов, замков, красно-желтых виноградников, завораживает.
Так бы и смотрел, так бы и жил….
День второй.
Пришли в Шалон-Сюр¬-Сон, привязались и пошли себе по воскресно-сонному городку. Тишина…только часы на главном городском соборе отзванивают каждые полчаса. Кондитерские не дают пройти мимо ни запахом ни разноцветьем, они единственные открыты в этот день. Французы и обедают по два часа официально и воскресенье проводят дома. Вот только, где же они покупают еду в этот день? Неужели заранее… Непохоже это на ценителей высокой кухни. И вот тебе и  ответ - мадам с корзинкой, из которой и лук шалот, и салат, и по весеннему нарядная редиска! Где, где все это великолепие?? Да вот там, машет мадам, приветливо улыбаясь, с трудом поняв , что же мы от неё хотим… И мы почти бежим в указанном направлении. Рынок! Да какой! Две фразы которые говорим по очереди: «надо купить» и тут же  «надо уходить», оттаскивая друг друга от сыров, колбас, морепродуктов, зазывно раскинувшихся на витринных ложах. Сами смотрите, а то опять слюнки текут….
Ближе к вечеру еще одно путешествие перед Провансом – кусочек Бургундии, городок Турню с замком Корматен. Как же красивы дороги, вдоль которых, смыкаются кроны платанов, с  камуфляжными)) стволами. Название Platanus  происходит от греческого «платус» - широкий. И действительно, где бы мы ни ехали, везде их гигантские кроны закрывают полотно дороги от  солнца. Сейчас они почти облетели и видны их  натруженные руки-ветви, совсем как у деревенских стариков, морщинистые и иссушенные солнцем.
Чего только не рассказали по дороге, и про знаменитый ликер Кир, изобретенный в этих местах,  - 1/3 черносмородинного ликера+2/3 Алиготе. Вот только в деревнях его переиначили и зовут  Девственница!!!, смело  добавляя ликер в красное вино. И про говядину по-бургунски, беф бургиньон! Кусок мяса от шеи обязательно белой коровы шарольской породы – еще одна гордость бургунцев, тушится в белом вине час вечером, утром еще час и еще пол часа перед подачей на стол. Утверждают, что вместе с облизанными пальчиками заглатывают)))  И про то что перестали выпускать уникальный местный фаянс – нельзя мыть в посудомоечной машине…  маникюр важнее.   Но где правда, а где туристические байки – не разобрать, да и глаза слипаются от пережитого...А еще ведь ужин, концерт....

День третьий.
Шли всю ночь, пристали  и привязались только под утро неподалеку от  Монталимара – небольшого городка, окружающего средневековую крепость ХII века  Монт Адемар. Крепостные стены напомнили Великую Китайскую стену в миниатюре)), если по китайской и повозка проедет, то на этой двум воинам не разойтись, останется самый ловкий и юркий. Еще знаменит этот городок правильной нугой)),  которая представляет из себя нежнейшее сочетание меда, сахара, яичных белков и орехов. Зачастую в приготовлении монтелимарской нуги используют типичный для этого региона продукт – мед из лаванды. О! наконец- то упомянута эта незатейливая травка! Вот уж бренд из брендов! Всё напоминает о ней! И сувениры с рисунком бледно голубых цветочков, и сами высохшие до звона букетики, и салфеточки с сиреневым крестиком, типа, ну вы ж сами догадаетесь что это! где она только не растет по Средиземноморью,  а здесь считается её родина.  Произносишь Лаванда, подразумеваешь Прованс…. А ведь мало кто знает, что настоящая лаванда растет высоко в горах, от 600 м над уровнем моря, а то чем любуемся мы – сиреневыми полями, уходящими за горизонт, и за что платим немалые евро – это лавандин. Гибрид настоящей и кустовой, вот она то обильно и благополучно растет на более низких участках, что делает её легче для выращивания и дешевле. Но не для туристов! Для нас то, что сиреневого цвета, будь то мыло, лосьоны, крема и даже мороженое – все Лаванда! И точка!
Вернувшись на корабль, мы со смехом прослушали объявление, что наше судно захвачено пиратами и нам предложено соответствовать им по одежде, чтобы не быть выброшенными за борт….  Игра есть игра, тем более для нас кто-то  заботливо разложил в нашей каюте два тельника и повязку на глаз с веселым Роджером! Это мы потом узнали, что туристы бывалые готовятся к такой вечеринке заранее, придумывая и костюм и аксессуары. А о нас, салаг))) позаботились организаторы! Распугав грозным видом немцев, которые составляли треть нашего состава туристов, мы стали боком-боком пробиваться в ресторан, где насмеялись и наслушались соответствующих моменту флибустьерских частушек:

 Захватили давеча
Яхту Абрамовича
Денежки приличные –
Жаль, что безналичные!..... и еще много других, непечатных))))

Оказывается, можно выжить, даже попав в лапы пиратов, если они конечно настоящие профессионалы рек и морей!

День четвертый.

Имя четвертому дню – ветер Мистраль. Он подхватил тут же, как только сошли на берег. Всё сразу захотело лететь само по себе куртка, планшет, шарф, волосы…
Ветер надул легкие, голос улетел тоже! Только глазами можно было выразить недоумение. Наш ветер налетает, но делает передышку между порывами, а этот - как будто включили гигантский вентилятор. Хорошо еще, что зима не наступила и ветер был не такой холодный и сильный, чтобы процитировать марсельцев и авиньонцев, которые говорят, что Мистраль может оторвать хвост у осла)).
Наш корабль пришвартовался рядом с крепостной стеной Авиньона. И мы буквально нырнули в сводчатую арку, пытаясь найти безветрие. Какой там, он дул везде! Но пообвыкнув и приноровившись держать всё двумя руками, мы стали даже находить удовольствие в его тугом присутствии.  Он имел запах и был он ностальгическим для меня. Все объяснилось, когда попались кустики отцветающего жасмина. Средиземноморский, он другой, с малюсенькими цветами-звездочками, но запах! Наш, жасминовый, любимый!
Сам Авинон, старинный, каменный, многотонный, сводчатый в районе Папского дворца создаёт одно настроение, а виды, открывающихся прованских просторов с его высоких башен, другое. Контрасты такие жизненные, приземленность и полет, ответственность и бесшабашность.
Недаром уже полвека в  Авиньоне проходят театральные фестивали, знали бы Папы об этом…точно бы запретили!

День пятый.

Каждый вечер в своей каюте мы находили не только шоколадку на ночь, но программу с расписанием следующего дня. Так было и накануне пятого дня, а  его очень ждали, ведь нам предстоял автобусный тур по предгорьям Альп. Или по Альпочкам (Les Alpilles), как их любовно называют в здешних местах.

 Проехали золотые виноградники и начали плавный подъем по отрогам. Все больше очаровываясь видами Прованса, мы сами готовы были слагать стихи и распевать их уже в автобусе как трубадуры, выбравшие эти места для своих состязаний. Правда было это десять веков назад, но способность и желание воспевать красоту во всех её проявлениях и объясняться в любви прекрасной Даме, сохранилось в крови у французских мужчин до сих пор.  Кстати, красавцев среди них немало, и этот ошеломляющий контраст черных волос и пронзительных синих глаз…. ммммм!

Серпантин привел нас к замку Ле Бо. Сейчас это седые развалины на скале. Белесый камень на фоне голубого неба напоминает орлиный профиль стариков с развивающимися космами, таким и были владельцы замка на протяжении столетий. Гордые, свободолюбивые, надменные,  не подчиняющиеся  королевской власти. А как только выдался момент расправиться с этим Орлиным  Гнездом  Людовику VIII, так уже никого из славного рода и не осталось. Тогда поплатился сам замок и его башни и его стены. Видны только руины, да слышны  рассказы о славных рыцарях и о трубадурах, которые их сменили, перековав мечи на лютни.

А деревенька на скале пониже, жива и поныне.  С ее вершин открывается вид на долину, названную Данте - Ворота Ада. Вид настолько живописный и пасторальный, что и так посмотришь и эдак, ну никак ни адский вид)))
Да и  пару пятизвездочных отелей разместившихся  в отреставрированных фермерских домах на самом дне долины, не построили бы, туристы пугливы по своей сути. Один из них называется Золотая овечка…
Хотя, кто знает, может по ночам и правда шабаш ведьм, как Данте и описывал, и в этой овечке тоже … а отели эти на любителей…
Жан Кокто тоже зачастил в эти места и даже  снимал свой тут мистический фильм Орфей, о потустороннем мире зазеркалья.
Может и правда наш взгляд на долину, это только взгляд дневной??? А в сумерках,  которые по-французски звучат: час между волком и собакой, тут такое начинается???
Тогда и  куклы-сантоны, которые продаются повсюду и отражают жизнь местных жителей, может и не куклы вовсе, а застывшие при солнечном свете, подданные графу Ле Бо???
Однако, пора спускаться….
 На пути еще гало-римский город Гланум, заново открытый после веков забвения. Руины Гланума находятся на окраине современного французского города Сен-Реми –де-Прованс, в свою очередь, известного как родина Нострадамуса. Гордость Гланума – кенотаф или мавзолей, посвященный погибшим племянникам  римского императора Августа. Время не тронуло его прекрасных барельефов на мифологические сюжеты.
Неподалеку, последнее пристанище Ван Гога,  с постоянной экспозицией его работ под кронами сосен, очень напоминающих итальянские пинии.
Можно еще упомянуть дракона со смешным именем Тараск, почти Тарасик, и усмирившую его святую Марту. Город Тараскон вместе с Тартареном… да много чего еще, читанного нами, а теперь представленного воочию.  Но времена трубадуров прошли, короны победителя из павлиньих перьев, мне не видать. Лучше приезжайте!
Тогда у каждого из вас будет собственный Прованс! Как собственная Москва, Одесса, Питер, Углич или Коломбо….

3 ноября 2015г.