Алкаши. Техника измерений

Леон Катаков
       В те безмятежные семидесятые годы после окончания института Анатолий Фаробин попал на завод, в какую-то полусекретную метрологическую лабораторию, коих в те времена было пруд пруди. Руководителем той лаборатории был немолодой очкастый бородач, большой любитель выпивки и театра. Начальник мнил себя физиономистом, а посему Толю встретил весьма благосклонно и назначил пирометристом, сразу же узрев в нем своего человека. Ожидания главного метролога полностью оправдались и в виде высшей меры доверия он поручил Толе разбавлять спирт водой, доводя его концентрацию до заветных сорока градусов. Учитывая, что на  разные суперметрологические функции лаборатория получала уйму спирта (ректификованного, высшей очистки), то недостатка в этом очень полезнoм продукте сотрудники не ощущали, что лишний раз подтверждало поговорку "Каков поп, таков и приход". Так что промеж себя младшие и старшие сотрудники называли начальника предводителем алкашей и очень любили. Как и в каждом коллективе, был там и козел отпущения по имени Григорий, работавший младшим лаборантом, которого естественным образом кликали Гришей. 
       Тут надо сделать небольшое отступление и несколькими фразами их обоих охарактеризовать. Обладатель маленьких хомьячих глаз Гриша был, как бы это помягче выразиться, совершеннейший дурак, при том, что обладал красной рожей застарелого алкаша, хотя единственный из коллектива в рот не брал спиртного. А еще этот оболтус когда-то занимался тяжелой атлетикой и был весьма тучен и силен, хотя по характеру незлобив. Толя же, наоборот, был по жизни пофигист, сложением хил, а в поглощении разведенного спирта, равно как любых спиртосодержащих жидкостей, ну просто ас. И вот однажды алкаш-предводитель поручил Грише очень простую, казалось бы, работу - измерить длину цеха, в котором планировались какие-то измерения, причем очень четко указал точки А и Б, расстояние между которыми следовало измерить. Вот тут-то Гриша и совершил фатальную ошибку, обратившись к Толяну с вопросом, чем же измерять. На обед лаборатория, как обычно, потребила немало алкоголя, а потому Толя был в хорошем подпитии и в благодушном настроении, а потому тотчас же моментально смекнул, как можно развлечься.
 - Вот смотри, Гриша, - начал хитрец издалека, - можешь сказать, что это?
С этими словами изувер вытащил линейку длиной в двадцать сантиметров.
 - Ты же знаешь, как, например, мерить расстояние между двумя пальцами.
Тут Гриша удовлетворенно кивнул и продемонстрировал, как он меряет, константировав, что расстояние между его указательным и безымянным пальцами равно семи сантиметрам и трем миллиметрам.
 - Да ты молодец! - похвалил его Толя под одобрительный гул лаборатории.
 - Теперь слушай сюда. Ты должен посчитать, сколько линеек поместится между двумя точками. Давай прямо сейчас измерим ширину этой комнаты.
Гриша с энтузизмом взялся за работу и через десять минут Толяну доложил, что получилось тридцать пять линеек и еще пятнадцать сантиметров. Толя взял бумагу и карандаш и подробно объяснил Грише, как перевести количество подсчитанных линеек в расстояние.
 - Понял?
 - Спасибо, Толя, - расчуствовался Гриша и взялся за работу.
       Надо сказать, что цех был не маленький и расстояние между двумя классическими точками было ну никак не меньше ста метров, а то и больше.  И вот Гриша начал добросовестно мерить отрезок АВ, переставляя линейку и шепча про себя количество отмерянных линеек. В помещении было жарко, пот заливал ему лицо, но бедняга  не смел оторваться от работы. Прошло уже полчаса, а Гриша еле-еле одолел одну треть искомого расстояния. Вся лаборатория и добрая часть работников цеха, конечно, с большим интересом наблюдали процесс измерения и ждали, чем это представление кончится. И тут Толя, приняв на грудь еще пару бутылок холодного пивка, подошел к Грише.
 - Слышь, друг, куда ты положил списанный трансформатор? - самым естественным тоном спросил злодей.
Гриша некоторое время вникал в смысл сказанного, затем ответил, что трансформатор он сунул в чулан, к неисправным прибором. Далее он обернулся и сразу же понял, что забыл количество замеренных линеек. Как только Толя отошел, Гриша с присущей ему неповоротливостью вернулся к начальной точке А и, пыхтя, начал измерения заново, под сдавленный (чтоб, не дай бог, не услышал) смех зрителей. Через полтора часа ситуация повторилась. Толя продолжал накачиваться пивом и, когда Гриша одолел более трех четвертей расстояния, садист его ласково спросил:
 - Гриш, а Гриш, ты случайно не видел нашего начальника?
Гриша начальника не видел, а результат измерений был безвозвратно утерян, потому что в его башке было слишком мало места для такого объема информации. Тем не менее, сделав небольшой перерыв, вытерев пот и выпив воды, Гриша вернулся на старт и начал заново считать линейки. От смеха уже давилась не только лаборатория, но и, побросав работу, все работники цеха. На третий раз, когда Толя, выписывая кренделя, подошел, только подошел! к Грише, случилось неожиданное. Гриша, почуяв неладное, отбросил линейку, схватил кувалду и набросился на Толю. С того хмель как ветром сдуло. Никто не думал, что Так можно бежать. Толя бежал резво и зигзагами, как суслик.  Слава Богу, Гриша его не поймал, но Толя, на всякий случай, неделю на работу не приходил. Веселые были времена.


К следующему рассказу http://www.proza.ru/2015/11/03/387