Обучать сердцем. Наталья Евгеньевна Бибикова

Елена Пытьева
Посвящается бесконечно любимому мною педагогу, доценту кафедры »Лексикологии английского языка» МГЛУ  Наталье Евгеньевне Бибиковой…

Экзамен.
 Первая встреча..
Наталья Евгеньевна принимала у меня экзамен..

Сомерсет Моэм..
-О каких произведениях С.Моэма вы хотели бы говорить?…
-Мне нравится “Lotus Eater”,   “Red”.”Jane”….
-Какие разноплановые произведения..
Разговор пошел о “Jane”..
-Так что же ,все- таки , сказала Джейн….Почему она ушла от него?..
-«They have no conversation….”
Наталья Евгеньевна хотела услышать у меня именно эту фразу…
И .улыбнувшись,
« под занавес»,добавила:
-У Вас интеллигентный английский…
-И   артикли….Надо решать проблему с артиклями!
-А КАК?
-ЧИТАТЬ…Больше читать..
Кстати, Вы знаете, что у С.Моэма английский –не родной язык?
-КАК!!!????...А …кккакой родной?
-Французский..
Я была потрясена.
-Наталья Евгеньевна, вы знаете на кого Вы похожи?
На его “Jane”!!!...
-Прочитайте “Louise”….
Естественно разговор шел на английском языке..Но ее ПРОНИЦАТЕЛЬНОСТЬ…ее внутренняя ГЛУБИНА ПОНИМАНИЯ меня поразила..
Еще одна встреча на пути к  МГЛУ….
Наталья Евгеньевна спешила на занятия. Я «ковыляла»  вслед за ней..
-Наталья Евгеньевна..Мы Вас боготворим..
-Вы же знаете, Лена, »не создай себе кумира»..Боготворить можно только Бога..
-Да. я знаю..Но Вы необыкновенный педагог..Потрясающий..
-Но вы же у меня НЕ учились!!.
-Да, но «кое-что» из Ваших уроков мне удалось прослушать..
                ******
Мы занимаемся по многим предметам совместно с 49 группой..
Если бы вы только слышали, как они говорят о своем Учителе…
Их обучение в МГЛУ делится на 2 периода:
1)То, что было «до»  Н. Е. Бибиковой;
1)То, что было «после».
Так вот ,в эпоху «до»-это была довольна слабая группа.
Сильной она стала «после».
Если учесть, что ,»ПО- Бибиковой» заниматься языком нужно 25 часов в сутки..
Я слушала, как она проводит урок..
Вся Бибикова настроена на полную ОТДАЧУ всего, что знает и умеет сама.
Шедро отдавая и передавая свое «бибиковское» Мастерство, она их «кохала»,насаждая и грамматику, если чувствовала «пробел» в знаниях.
И Лексику , особенно «активную» лексику урока… ЕЕ студенты осваивали эту лексику "актива" и в придуманных ими рассказах, и в «домашних» заготовках, и в дополнительных текстах и рассказах ..
Наталья Евгеньевна учила ЯЗЫКУ, во всей его многоликости и разнообразии.
Эти «такие необходимые» фразовые глаголы, и »идиомы»- все то, что делает язык неповторимым и ярким,
 все то, без чего язык не существует,
 все то, без чего невозможно понимание языка..
Помню слова моего замечательного педагога Дины Рифатовны Ахмеджановой:
-Ну- Бибекова! Это же АС!!
И даже сейчас, на последнем курсе, вся ее преданная и горячо любящая ее группа часто говорит:
-(Саня Кунькова)-А как нам говорила Наталья Евгеньевна? Длинное слово- должно быть два ударения))
Ссылка на Бибикову  у них постоянно на устах..
И когда я встречаю в универе эту замечательную, маленькую, такую трогательную Женщину с глазами «цвета неба», очень внимательными и проницательными, мне думается:
-Откуда в такой маленькой, ОЧЕНЬ скромной женщине..
ТАКОЕ ВЕЛИЧИЕ ДУХА?
Так что я не ошибаюсь, называя такой метод преподавания- преподавание СЕРДЦЕМ…
Именно  обучение СЕРДЦЕМ отличает всех представителей   великой «старой» школы нашего ВУЗА, продолжателей великих традиций наших Мастеров СЛОВА и Гениальных ПЕДАГОГОВ..
И ОН ЕДИНСТВЕННО РАБОТАЮЩИЙ…
Что мне хочется сказать этому необыкновенно талантливому педагогу, у которого мы имели честь обучаться…
Мне когда-то моя учительница по русскому языку и литературе, которая вложила в меня столько музыки и поэзии, написала стихотворение. Звали ее Нинель Александровна Фролова. Ее нет в живых уже..Этот стих ее я пронесла через всю жизнь..Он всегда отогревал меня..
Теперь я дарю его ВАМ:

Дорогая моя ДОРОГИНЯ,,,
",Я лечу к тебе, руки сложа.
Ты и так, без владений  ,КНЯГИНЯ...
Безо всяких рабов- ГОСПОЖА...

Ты, как день нарожденный, СВЕТЛА...
А обижу -печальна, как вечер...
Ты, как снег первопавший ,чиста...
И сравнить тебя более не с чем...

Будь всегда так прекрасно юна,
Как другие ни рядят, ни судят..
И пусть жизненных троп холода

Огонька твоего не остудят...