Две любви Гектора Берлиоза. Окончание следует

Магда Кешишева
 РОЗОВЫЕ  БАШМАЧКИ.

  Первая любовь... На мгновенье закройте глаза, вспомните свою первую любовь. Улыбка украсит ваше лицо, сердечко заработает активнее. Как прекрасно! Действительно, ничто не сравнится с первым - чистым, ярким, ничего не требующим чувством! И совершенно не важно, КАК выглядит она (он), сколько ей(ему) лет, наконец, сколько вам лет.

   Я писала уже о первой любви Бунина, Варваре Пащенко, которая казалась ему красавицей, чудом попавшей в город Орел. На самом же деле, это была суровая, неопрятная, коренастая, короткошеяя, с большими ушами барышня в пенсне. Но Бунин готов был за один ее взгляд умереть.

   А Юрий Нагибин (о нем на проза.ру - "Шестая жена Синей бороды")к 50-ти годам был женат пять раз, но первой любовью его оказалась шестая жена, Алла.

   Я уж не говорю о непростой любви Владимира Маяковского к Лиле Брик, о необычной "семье втроём", подобной аналогичной семье - Некрасов - Авдотья Панаева - Иван Панаев.

   Первая любовь... Давайте поговорим о ее роли в жизни французского композитора Гектора Берлиоза. Детская влюбленность Гектора стала для него ношей, по собственному признанию композитора, "свыше сил."

   Берлиоз родился в маленьком городке Кот - Сент - Андре, во Франции. С детства маленький Гектор любил две вещи - музыку и литературу. Каждый год мальчик с матерью и сестрами конец лета проводили в деревне Мейлан, у дедушки со стороны матери.  В дальнейшем Берлиоз с теплым чувством вспоминал  прекрасный пейзаж, сады и виноградники, холмы и горы.

   Здесь, на откосе крутой горы, стоял беленький домик, окруженный садами и виноградниками. Это была вилла госпожи Готье, где она летом отдыхала вместе с двумя племянницами. Младшую звали Эстеллой. Одно ее имя возбудило интерес двенадцатилетнего Гектора. Дело в том, что он тайком взял в библиотеке отца пастораль Флориана  "Эстелла и Неморен" и многократно перечитывал ее. Героиня по имени Эстелла была ему дорога. И вот он встретил свой живой идеал.

   Девушке было 18 лет. Высокая, стройная, с большими, смелыми, смеющимися глазами, великолепными волосами, изящными ножками в розовых башмачках. Может показаться смешным, но по прошествии лет, Берлиоз не помнил цвета ее волос, но при мысли об Эстелле он видел перед собой ее смеющиеся глаза и маленькие розовые башмачки. Он, как и Пушкин, питал слабость к маленькой женской ножке.

   Впервые увидев девушку, Гектор почувствовал толчок, как от удара тока: закружилась голова и ... надолго. На что мог надеяться мальчик? И в груди его поселилась грусть. Он ночами предавался отчаянию, а днем прятался от людских глаз в винограднике деда.

   Конечно же Эстелла не была обделена вниманием молодых людей. И - боже мой! - как страдал Гектор, когда видел ее, беседующей с кем - нибудь из них! Все знали о любви мальчика и... потешались над ним. Если бы они были умнее и мудрее, наверняка этого бы не делали. Но страшнее всего было то, что Эстелла первая разгадала чувства Гектора, и забавлялась не меньше всех остальных.

   Однажды в доме тетки девушки собралось большое общество. Молодые люди затеяли игру: надо было разделиться на две равные группы - кавалеры выбирали даму. Гектору умышленно предложили первому сделать выбор. Он молчал, опустил голову, сердце готово было выскочит из груди. Присутствующие стали подшучивать над ним. Положение спасла Эстелла: подойдя к мальчику, он взяла его за руку и воскликнула:
 - Нет, нет, я выберу сама! Я выбираю господина Гектора!
   Девушка смотрела на мальчика с высоты своей красоты и смеялась. Это было так невыносимо! Она тоже смеялась над ним!

 ... Прошли годы, немолодой уже Берлиоз, вспоминая то лето, писал, что "другим увлечениям никогда не изгладить следов первой любви."

   Берлиоз потерял из виду Эстеллу, когда ему было 13 лет ... И в возрасте 30 лет, когда он, возвращаясь из Италии, увидел вдали маленький беленький домик. сердце забилось сильнее, на глаза навернулись слезы, и в голове мелькнуло: - "Я все еще люблю ее."

   Вернувшись домой, Гектор узнал, что девушка вышла замуж. Мать Гектора, которая иногда подтрунивавшая над первой любовью сына, и на этот раз сыграла с ним злую шутку. Через несколько дней после возвращения Гектора, она попросила его передать письмо одной даме, которая приедет на дилижансе из Вьенны:
 - Пойди на дорожную станцию, и когда будут менять лошадей, спроси госпожу Ф. и передай это письмо. Обрати на нее внимание, готова спорить, что ты узнаешь ее, хотя не видел добрых 17 лет.

   Ничего не подозревающий Гектор, взял письмо и отправился на станцию. Когда дилижанс прибыл, он подошел к нему с письмом и спросил госпожу Ф. Вдруг Берлиоз услышал:
 - Сударь, это я!
   Это была ОНА -  пышные волосы, смеющиеся глаза, ослепительная улыбка. Гектор вручил письмо, попрощался, опустив голову и ... не увидел розовых башмачков.

   Карета покатила своей дорогой, молодой человек, не узнанный, шел медленно домой. Он чувствовал волнение в груди и легкую грусть.
   Мать, внимательно посмотрела на сына:
 - Ну и что же? Я вижу, что ты не забыл еще своей Эстеллы.
 - "Своей Эстеллы!" - подумал Гектор. - Злая мать!

   Прошло много лет. Берлиозу было уже 45 лет, когда он приехал в милые сердцу места, где когда - то познал чувство, оставшееся с ним навсегда. Остановился он в семье своей тети. На следующий день, видя, что Гектор выглядит несколько озабоченным, двоюродный брат Виктор спросил:
 - Что с тобой? Я никогда не видел тебя таким?
 - Что со мной? ... Тебе станет смешно, но раз ты спросил, я отвечу ... Это облегчит меня, я задыхаюсь ... Вчера я посетил Мейлан ...
 - И что же?
 - Там дом госпожи Готье ... Ты знаешь ее племянницу, госпожу Ф.
 - Да, ту самую, которую когда - то называли "прекрасной Эстеллой".
 - Вот, вот. Я был от нее без ума, когда мне было 12 лет, и ... я люблю ее до сих пор.
 - Вот чудак! - рассмеялся Виктор, - ей сейчас 51 год, а ее старшему сыну 22. Мы вместе учимся на курсах юриспруденции.
 - Да, я сознаю, это нелепо, и, тем не менее, это так ... Нелепо, но это правда ... по - детски, и вместе с тем неодолимо ... Перестань смеяться... Где она сейчас? Ты должен знать!
 - После смерти мужа она поселилась в Вифе, в трех лье отсюда.
 - Я поеду туда. Я хочу ее видеть.
 - Ты в своем уме?
 - Я найду предлог, чтобы ее увидеть.
 - Я тебя прошу, не делая этой глупости!
 - Я хочу ее видеть.
 - У тебя не хватит выдержки, чтобы не погрешить против приличий при таком визите
 - Я хочу ее видеть!
 - Ты покажешься ей глупым, смешным, бестактным.
 - Я хочу ее видеть!
 - Но пойми же ты, в конце концов ...
 - Я хочу ее видеть!
 - 51 год!... более полвека ... Что ты найдешь? Не лучше ли сохранить это воспоминание юным и свежим, сберечь свой идеал?
 - О, неумолимое время! Безжалостный осквернитель! Тогда я хоть напишу ей!
 - Пиши. Боже мой, какой сумасшедший!

   И Берлиоз пишет длинное письмо. Приведу выдержки из него,  которые позволят  составит себе представление о чувствах Берлиоза.

            Мадам!
   Бывает восхищение, упорное, верное, которое умирает лишь вместе с нами... Мне было 12 лет, когда в Мейлане впервые я увидел Вас, мадемуазель Эстеллу. Вы не могли  тогда не заметить, до чего взволновали мое детское сердце, изнемогавшее под непомерной тяжестью чувства. Я даже думаю, что порой Вы проявляли простительную жестокость, посмеиваясь над этим. Прошло 17 лет ( я возвращался тогда из Италии), и мой взгляд затуманили слезы, которые вызывают воспоминания, когда я увидел дом, где Вы жили когда - то. Несколько дней спустя, не зная Вашей новой фамилии, я должен был передать письмо, которое предназначалось Вам. Я пришел на почтовую станцию, чтобы подождать дилижанс, в котором ехала госпожа Ф. Я передал ей письмо, но как только моя рука приблизилась к ее руке, я почувствовал толчок в сердце: я узнал ... свое первое восхищение... Эстеллу, чья лучезарная красота озарила раннее утро моей юности.
   Вчера, мадам, после долгих волнений, после скитаний по Европе, мне захотелось увидеть все вновь. ... Я увидел маленький дом, сад ... Время пощадило храм моих воспоминаний ...
   Прощайте, мадам... Вы, вероятно, никогда меня не увидите, никогда не узнаете, кто я такой, и, надеюсь, простите мне эту непонятную вольность - писать Вам.
   Я заранее Вас прощаю, если Вы посмеетесь над воспоминаниями взрослого человека, как смеялись когда - то над ребенком.

   Берлиоз подписался словами из "Гамлета" - "Любовь без ответа."

   Письмо было отправлено. С этого времени композитор ничего не знал об Эстелле. Прошли годы, но Берлиоз боялся интересоваться той, что жила в его воспоминаниях и сердце. Он боялся  узнать, что ее уже нет. Для него навсегда Эстелла оставалась живой.

   А прав ли был Берлиоз, послушав кузена и отказавшись от встречи с женщиной, подарившей ему первый восторг любви? Не думаю. Эстелла - ни секунды не сомневаюсь! - не могла забыть мальчика, влюбленного в нее в далекой молодости. И встреча через годы подарила бы им теплоту воспоминаний и, возможно, красивую дружбу.

   Однако, у Бога были свои планы: он "устроил" Берлиозу встречу с Эстеллой. И случилось это так.
   После той несостоявшейся встречи и письма, судьба которого осталась Берлиозу неизвестной, прошло 16 лет. Берлиоз узнал, что Эстелла живёт в Лионе. Он узнал ей адрес, но ему захотелось прежде посетить те места своей молодости, где он впервые увидел девушку. Композитор приехал в Мейлану и поспешил к домику Эстеллы. Испытывая некое тайное беспокойство от того, что вот сейчас он увидит белый домик и окружающий его пейзаж, он ускорил шаг. Берлиоз шёл и шептал:"Эстелла! Эстелла! Эстелла!" и почувствовал такое стеснение в груди, что он лёг на землю и долго лежал. А в голове звучали жестокие слова:
 - Прошлое!... прошлое!... время!... никогда!... никогда!... никогда1

   Наконец он встаёт, срывает ветку с дуба... Он ступает там, где ступали ЕЁ ноги, видит вишнёвое дерево, ТО самое, которое выросло. Он отдирает кусочек коры, обнимает ствол дерева, прижимается к нему...
 - Ты, конечно, помнишь её, милое дерево! Ты понимаешь меня!...
   Берлиоз решается войти в сад и видит новую владелицу, пожилую даму, и просит разрешения пройти в сад, останавливается перед входом в дом и бросает взгляд внутрь. Его любезно приглашают войти. Нерешительно делает Берлиоз несколько шагов и останавливается: та же мебель, всё, как прежде... Он стал кусать зубами носовой платок, затем произнёс:
 - Не удивляйтесь ... все эти вещи ...которые я увидел увидел снова ... потому что... я вернулся сюда после ... 49 лет...
   И Берлиоз убежал, рыдая...

   В тот же вечер он был в Лионе. Ночь, как вы предполагаете, он провёл без сна, думая о завтрашнем визите. Решив навестить госпожу Ф. в полдень, Берлиоз подумал, что будет правильно, если он напишет ей письмо и предупредит о своём визите. Композитор признавался, что 16 лет назад он посетил места, связанные с грёзами детства и осмелился написать ей письмо. А в этот раз он осмеливается на большее - просит принять его. Письмо кончалось словами:"Уделите мне несколько минут, позвольте мне вас увидеть, умоляю об этом".

   Ровно в полдень взволнованный мужчина позвонил в ЕЁ дверь и передал горничной письмо вместе с визитной карточкой. Эстелла приказала провести гостя к ней и вышла навстречу с письмом в руке. Он сразу узнал и походку, и осанку. До чего она изменилась! Цвет кожи, волосы ... Но Берлиоз смотрел на неё так, словно перед ним была всё та же блестящая красавица. У него перехватило дыхание, он не мог произнести ни слова. Эстелла пришла на помощь:
 - Мы с вами старые знакомые, господин Берлиоз!...
   Берлиоз молчал.
 - Мы были тогда детьми!...
   Берлиоз молчал.
   Наконец, способность говорить помогает ему прошептать:
 - Прошу вас, прочтите моё письмо, мадам, оно вам... объяснит моё посещение.
   Женщина раскрывает письмо, читает и говорит:
 - Итак, вы снова в Мейлане? Но вы, конечно, случайно здесь? Не специально же вы приехали?
 - О, мадам, как вы можете так думать? Разве мне нужен случай, чтобы вас снова увидеть? Нет, нет, я так давно хотел вернуться сюда...

   Мирно беседуя, Эстелла сказала, что осведомлена о жизни Берлиоза, о том, что она была полна волнений. После паузы женщина рассказала о себе. Оказалось, что она потеряла нескольких детей, остальных воспитала одна, так как муж рано умер. Затем она сказала, что очень тронута и признательна Берлиозу за те чувства, которые он к ней сохранил.

   Мужчина, находясь всё ещё во власти волнения, смотрел на неё, вспоминая её красоту и ушедшую молодость. И, наконец, произнёс:
 - Дайте мне вашу руку, мадам.
   Она сразу протянула руку, которую он поднёс к губам, затем спросил:
 - Могу ли я надеяться, что вы разрешите мне иногда вам писать и изредка навещать вас?
 - О, конечно...
   Берлиоз встал, женщина проводила его до двери и снова повторила:
 - Прощайте, господин Берлиоз, прощайте, я глубоко благодарна вам за те чувства, которые вы ко мне сохранили.
 - Он взял её руку, подержал, приложил ко лбу и вышел.

   В тот же день Берлиоз был приглашён на обед к знаменитой певице Патти, которая гастролировала в Лионе и завтра должна была петь в "Севильском цирюльнике". У мужчины родилась мысль - пригласить Эстеллу в театр. Он побежал к ней, но горничная сказала, что мадам вышла. Тогда он попросил её передать, что у него есть ложа в театре, и если она хочет послушать мадемуазель Патти, он задержится и будет рад сопроводить её на спектакль. В противном случае он сегодня вечером уедет и потому просит ответить до шести вечера.

   Время шло, ответа не было, и Берлиоз пошёл сам. Он увидел Эстеллу на пороге дома с письмом в руке:
 - Бое мой, господин Берлиоз, вы пришли за ответом?
 - Да, мадам.
 - Я вам написала. К сожалению, я не могу принять ваше милое предложение. Я должна ехать в деревню, где меня ждут. Это далеко, и я уезжаю завтра в полдень. Тысяча извинений.

   Женщина хотела спрятать письмо в карман, но Берлиоз попросил:
 - Прошу вас, дайте его мне. Оно ведь предназначено мне.
 - Извольте.
 - Я больше вас не увижу?
 - Вы уезжанте сегодня?
 - Да, мадам, прощайте.
 - Прощайте, желаю вам счастливого пути.

   Берлиоз впервые увидел её почерк. Он чувствовал себя почти счастливым - он увидел её во второй раз, снова говорил с ней, снова пожал её руку и держал в руке письмо, написанное её рукой...
   Если вы читаете с кривой улыбкой на лице, остановитесь - вы не мой читатель. А если в вас что - то шевельнулось и вспомнилось что - то своё, сокровенное, я снимаю шляпу...
   Через короткое время Эстелла справила свадьбу сына, затем с ним уехала в Женеву и осталась там.
   С Берлиозом она больше не встречалась, но были письма...

 
 P.S. Очень хочется верить, что прочли с интересом. Спасибо за это "Мемуарам"
      самого композитора. Если честно, хотела привести эти письма, но
      воздержалась. Если мои читатели захотят, я это сделаю.