Врата надежды

Владимир Арлюк-Шапиро
Вместо предисловия

 В ноябре мне исполняется семьдесят пять.  Не могу сказать, что я чувствую себя стариком, просто возникли некоторые ограничения в передвижении ногами, что-то случилось со становым хребтом, радикулит проявляется в разных непотребных местах, а в остальном все хорошо. Тем не менее, появилось желание оглянуться назад и подвести кое-какие итоги. В этом году исполняется двадцать три года, как я с женой и двумя сыновьями переехал из огромной шумной Москвы в маленькую тихую Петах-Тикву. Вступил во «врата надежды» – так переводится с иврита название города (чувства, испытанные при этом перемещении я отразил в рассказе «Былое и настоящее», опубликованном в книге «Два века еврейской семьи из Бессарабии, Тель-Авив, 2009) . Мне было пятьдесят два года. В Москве я родился, учился сначала в школе, потом на Физтехе (о годах учебы в институте я написал в «Шапириаде», изданной в 1999 году в Израиле), далее работал в Институте Атомной Энергии  им. Курчатова. Некоторые ассоциации  с первыми годами работы можно усмотреть в рассказе «Как Миша Эпштейн не стал членом КПСС». Народный антисемитизм, вылившийся на московские улицы в годы перестройки, повлиял на мое решение репатриироваться в Израиль. Особых успехов на научном поприще у меня не было, хотя я и защитил кандидатскую диссертацию, и это обстоятельство облегчило принятие решения. Через год после прибытия в Израиль, получив грант от министерства науки и стипендию от министерства абсорбции, начал работать в Технологическом колледже в Холоне как физик-экспериментатор и преподаватель физического практикума. Навеянные работой в колледже воспоминания послужили основой для повести «Иосиф и соплеменники». В последнем году прошлого тысячелетия поступил на журналистские курсы при главной русскоязычной газете «Вести». Мотивы этого странного поступка для шестидесятилетнего физика изложены в рассказе «Как я учился на журналистских курсах». Темой моего журналистского исследования стала проблема  моральной ответственности ученых и политиков в ядерную эпоху. Здесь я привожу интервью по этому поводу с израильскими профессорами Александром Воронелем, Константином Кикоиным и Исраэлем Вагнером. На вопросы, связанные с ответственностью ученого за свои открытия, ответил мне по электронной почте нобелевский лауреат, участник работ по созданию советской водородной бомбы – Виталий Лазаревич Гинзбург. Свою книгу «МОРАЛЬ И БОМБА», изданную в Москве в издательстве URSS в 2007 году, я рассматриваю как дипломную работу по журналистике.
Почти все время на продолжении нашей жизни в Израиле рядом с нами находился наш советчик и друг - мой двоюродный дядя Альберт Вильдерман. Ему посвящен очерк «Рассказ о счастливом человеке».
Я безмерно благодарен жене Рае Шапиро за помощь в редактировании рукописи. Без неё у меня ничего бы не получилось.