Кинорепортаж Александра Фадеева

Среди множества произведений, которые вполне можно охарактеризовать, как обучающая литература для написания репортажа, существует одно, сочетающее в себе весь набор необходимых инструментов для подготовки крепкого и яркого материала. Мне кажется, что было в некотором роде бесчувственно разбирать на «органы» «Молодую гвардию» Фадеева, но никто не будет против того, чтобы вычертить общий характер произведения.

Александр Фадеев отнёсся к подготовительной работе довольно серьёзно, изучив после войны немало материалов, посвящённых молодёжной подпольной организации под названием «Молодая гвардия». С дотошностью журналиста и хорошего актёра автор пытался проникнуться самой идеей существования подобного феномена. Подчеркну, что использовать это слово в то время было бы ошибочно, а вот к современным реалиям оно подходит как никакое другое. Пропустив через себя внушительные объёмы информации, Фадеев берётся за перо, создавая роман в кратчайшие сроки – это ещё один важный показатель, если мы ищем  детали. Журналист пишет все репортажи после изучения событий на месте, пропуская через себя огромные объёмы информации, отфильтровывая потом самое необходимое. После этого текст получается в кратчайшие сроки, поскольку в голове уже прошёл процесс обдумывания сюжетных линий.

 
Фадеев умело пользуется диалогами, раскрывая с их помощью характеры людей. Любая картинка станет ярче, если использовать не описание, а действия:

По дороге, по направлению к ним, шли, взявшись за руки, Володя Осьмухин и его сестра Людмила и пели эту песню, — они просто орали.

Валя сорвалась с холма и во всю прыть, как в детстве, помчалась им навстречу. Сумской, не очень удивившись, медленно пошёл вслед.

— Вы куда?

— На деревню к дедушке, хлебца разживиться. Кто это кульгает за тобой?

— Это свой парень, Коля Сумской с посёлка.

— Могу рекомендовать тебе ещё одну сочувствующую, мою родную сестру Людмилу, — сейчас в степи произошло объяснение, — сказал Володя.

— Валя, судите сами: разве это не свинство? Ведь все же меня знают, а родной брат все от меня скрывает. А ведь я все вижу!


Если подобный текст вставить сейчас в любой журнал в рамки нужного контекста, то ни один редактор не поймёт того, что написано было это далеко не сейчас. Выдержаны все требования, правильно использован формат фона, действия, а диалог является не пустым, а служит раскрытию заданной темы.

Актуальность романа в наши дни очень легко недооценить, поскольку многие довольно поверхностно к нему относятся. Причины этого не только в бичевании второй редакции, носящей клеймо «политагитки», но и банальное непонимание  процессов, описанных автором. Осведомлённость или нет – вопрос уже за рамками нашего исследования, многие молодые люди не знают, что в основу труда Фадеева легли образы реально существовавших людей. Да, фраза «основано на реальных событиях» вызывает скрежет от обилия второсортного кино на нашем рынке, поэтому многие не могут принимать больше такие характеристики. Фадеев при всём этом не скрывал, что внёс определённые штрихи от себя, поэтому произведение и стало самостоятельным художественным объектом. Автор сам даёт читателю понять, что перед ним не документальная кинолента, а именно к этому и хочется привести, что Фадеев снял настоящий фильм, который каждый может представить себе при чтении. Наш круг связи репортажа (журналист должен показать текстом кино) с произведением «Молодая гвардия» на этом замыкается, приводя к простому выводу. В любой период истории журналисту важно занять то место, в которое будет ограничен доступ обычных людей. С этой позиции показать можно гораздо больше, поскольку в психологии каждого из нас живёт интересующийся человек, пытающийся заглянуть за фасад соседа, движимый силой любопытства…


Рецензии