Аристократошно

Андрей Трунов 6
Журналист зачастую завидует блоггерам и писателям, которые имеют право сделать шаг в сторону от жёстких стандартов письма. Конечно, речь идёт не о тоннах мата, а больше о работе над стилистикой. Самое интересное, что многие из читателей не догадываются, что тот или иной текст интервью на самом деле далёк от слов, произнесённых интервьюируемым. Впрочем, «разрядить» перо журналист всё-таки имеет право в жанре репортажа.

Можно вооружиться запретным томиком Есенина, чтобы во всех красках вдохнуть «русский слог» в своё творение. Проблема… мат уже запретили, поэтому выбора нет – берём с полки Зощенко. Писатель нашёл свою нишу, используя в своём сказе до боли простые формы слов, относящиеся к разговорному жанру. Складывается впечатление, что Михаил Михайлович не просто использовал специфическую речь, а предварительно тщательно изучил материал, вникнув в суть дела:

- Я, братцы мои, не люблю баб, которые в шляпках. Ежели  баба в шляпке, ежели  чулочки на ней  фильдекосовые, или  мопсик  у ней на  руках, или  зуб золотой, то такая аристократка мне и не баба вовсе, а гладкое место.

В такую цитату веришь, что на самом деле некто N произносил её в беседе. Мы можем представить приблизительный возраст человека, его социальный статус… даже одежда этого персонажа предсказуема, поскольку где-то в своей жизни мы встречали подобного аристократофоба. Зощенко буквально рисует слогом не просто персонажей, не просто группы людей, а выступает гарантом исторической справедливости. Что с таким текстом сделал бы в интервью журналист? Баба превратилась в женщину, тон высказывания полностью поменялся, а из цитаты следовало, что некто N на самом деле восхищается аристократками. Это вызывает у меня улыбку, только Зощенко было не до них.

Человек, прошедший Первую мировую и Гражданскую войны, едва ли мог сохранить такой слог, который, а я в этом уверен, даётся при рождении. За каждым весёлым словом, каждой комичной ситуацией мне видится боль сжимающего сердца писателя. Журналисту это очень близко в письме. В репортаже можно отразить, что в толпе жалуются на чиновника, приведя диалоги, можно даже потрясти общественность фактами, представив неопровержимые доказательства, принесённые самими людьми, оставшись при этом в стороне. Так поступал и Зощенко, только в своё  время, рассматривая сложившуюся ситуацию.

Для людей текст Зощенко ближе, чем многие материалы, написанные в стилях, имеющие жёсткие конструкции. Сложный слог не даёт многим представления о сложившейся ситуации. Можно бесконечно читать рапорты полицейских, но ни один из них не переведён на главный язык – человеческий. Деревенская составляющая активно прогрессирует в городской среде и в наше время, поэтому не забыли про автора и сейчас. Он полезен, он интересен. Очень важно отметить, что в сознании людей произошло отожествление некоторых вещей. Аристократкой сейчас многие называю Ксению Собчак – с этим можно спорить, привести большое количество доводов против этого тезиса – не надо. Такие вещи весьма своевременны – роль зеркала, если хотите. Те же «Иностранцы» Зощенко – это о наших туристах, не о гостях столицы, если задуматься.