От войны до мира

Андрей Трунов 6
Его песни исполняют вживую на баскетбольных матчах, услышать их можно и по радио ВВЦ, не говорю уже о многочисленных кафе, пытающихся необычным форматом музыки завлечь к себе посетителей. Чем же вызвана такая популярность творчества Булата Окуджавы? Попробуем разобраться.

Песня «Мы за ценой не постоим» стала визитной карточкой фильма «Белорусский вокзал». Пожалуй, ничего более запоминающегося из творчества Булата Шалвовича в пример привести будет сложно. Мелодичность музыки – не единственный ключ к узнаванию песни, куда более интересно проанализировать слова, использованные Окуджавой.

 

Здесь птицы не поют,

деревья не растут,

и только мы плечом к плечу

врастаем в землю тут.

 

Само начало куплета уже рисует перед нами образы если не войны и её последствий. Выжженная земля, полное отсутствие жизни природы. В этом самом месте тут же представляется солдат советской армии, выполняющий приказ штаба. В остальных куплетах есть информация о почтальоне – главной радости на фронте, о нашем вооружении и патриотическом настрое.

 

Когда-нибудь мы вспомним это -

и не поверится самим...

 

От простых вещей – описания природы – Окуджава перемещается уже к подведению итогов. В рамках этой песни мы проживаем всё военное время, продвигаемся по жизни вперёд, подобно перемещению в машине времени, которая вполне реальна в наших мыслях.

По такому принципу сделана и песня «Виноградная косточка» («Грузинская песня»). Всё начинается с довольно простых действий – посадкой виноградного семени, восхищением плодами винограда, приглашением друзей. Завершается же всё философским вопросом о смысле жизни, повторяющемся в завершении каждого куплета. Вообще, подобные акценты в творчестве Булата Окуджавы весьма примечательны, поскольку после приведения определённых фактов, назовём это так, автор подводит итог, адресуя прямой или косвенный вопрос слушателю. В таких случаях можно говорить о методичном привлечении внимания к главной идее. Этот метод вполне может взять на вооружение журналист.

 

Этой же простотой привлекают нас и другие песни, внешне несущие в себе не такой глубокий смысл.

 

Ах, Арбат, мой Арбат,

Ты моя религия,

Мостовые твои

Подо мной лежат.

 

В песне «Ах, Арбат, мой Арбат» Булат Шалвович восторгается улицей, вкладывая во всё это куда больший смысл. Воображение рисует перед нами ещё одну жизнь – жизнь того человека, который ещё молодым бегал по этому месту, вырос, изменился, сохранил память об этом всём… Если всего этого не анализировать, то можно не запомнить некоторые песни Окуджавы, запутаться в них. Впрочем, при попытке понять каждую из них, разобраться в мотивах её написания, выбросить из головы слова с музыкой будет просто невозможно. Такое же получается и со статьями журналиста, где даже не красота слов, а важные сравнительные линии, проходящие через весь текст, играют ключевую роль в запоминании.