О рае

Александр Солин
       Ниже приведена глава из романа "Евангелие от афея"


       - Райское было время, просто райское! - не выдержал переполненный впечатлениями Матвей.
       - Это вы о чем? - встрепенулся Проводник.
       - Да так, было дело... - отвечал Матвей, чувствуя, как по его несуществующему лицу бродит невидимая улыбка.
       - Райское время, райская жизнь, райское наслаждение - как часто мы употребляем слова в узком, утилитарном смысле, не ведая всей его семантической глубины! - важно произнес Проводник. - А между тем со словами, как и с людьми, случаются удивительные метаморфозы, удивительные - вплоть до смены пола! Возьмите хотя бы слово "рай": для всех на Земле оно по-прежнему обозначает некую вечнозеленую, карнавальную страну, а для вас оно сегодня скинуло маску, и вам открылось его истинное, гостеприимное лицо. Да нет, какая там маска, какое лицо - теперь это ваши новые мехи, в которые влили молодое вино! Пользуйтесь, вкушайте, наслаждайтесь!
       - Соглашусь. Признаться, раньше я представлял рай по-другому...
       - То, что вы представляли и представлением-то назвать нельзя. Так, бесполая, обветшалая химера. Ведь на чем основана идея рая? По сути, на суеверии. Что для людей рай? Изощренный самообман. Можно только поражаться плодовитости человеческой фантазии! Вот вам яркий пример отпущенного на свободу воображения. Чего только о рае не написано! Сколько сломано копий, сколько ученых слов потрачено! И все по поводу чего? По поводу воображаемой обители, которую никто не видал и откуда никто не возвращался! Как, однако, люди цепляются за жизнь, если согласны после нее даже на призрачное, эфемерное существование! 
       - Вы правы: тут поверишь во что угодно... - согласился Матвей, представив вдруг жену, которая сейчас (он в этом уверен, он это знает!) тоскует по нему и мечтает соединиться с ним на небесах.
       - Райский вопрос - это вопрос не религиозный, а постэкзистенциальный, - продолжил Проводник, - и возник он в те далекие времена, когда древний человек, отделив душу от тела, вынужден был искать, куда ее пристроить после смерти. И куда только не пристраивал, пока монорелигии (моно в смысле монопольные) не приватизировали и не освятили места ее посмертного обитания. Правда, разные религии представляют себе рай по-разному: для одних он что-то вроде заповедника, описываемого вполне зримыми образами. Дубликат, так сказать, земной идиллии. Для других - некий процесс, выведенный из-под действия законов физики. Для них рай и ад - не пространственно-временной континуум, а этически дифференцированное восприятие непознаваемой божественной энергии. То есть, нам с вами в их учении места нет. Не знаю, как вы, а я с таким взглядом на себя не согласен! Не желаю быть обесточенным привидением! Воздадим, однако, должное праведникам и богословам: они славно потрудились, а кое-кто даже предвосхитил и обосновал отдельные свойства загробного мира. Тот же Бердяев, например. По этому поводу у него есть вполне светские замечания. Возьмите хотя бы это: "В мире будет продолжаться трагедия, распятие и мука, пока не будет достигнуто всеобщее спасение, просветление и преображение всего человечества и космоса. И если это не может быть достигнуто в нашем мировом зоне, то будут новые мировые зоны, в которых дело спасения и преображения будет продолжено". А? Каково? Ведь мы и есть тот самый новый зон, в котором продолжается дело спасения и преображения! Или, пожалуйста вам, еще: "Основная антиномия нашего мышления о рае в том, что человек страшно мечтает о рае, о райском блаженстве и вместе с тем боится райского блаженства как скуки, однообразия, неподвижности, конечности". То есть, с точки зрения человеческого мышления хуже рая только ад. Жить в вечной праздности, не имея возможности из нее вырваться - это ли не ад? Да, в этом есть умозрительная проблема, но на деле, слава богу, все не так страшно, и по сути наш мир - это то самое место, о котором мечтал Достоевский: рай, соединенный со свободой духа. Здесь вы свободны, здесь вас никто ни к чему не принуждает, и даже предоставляет вам право на посмертную эвтаназию. Самое любопытное, что очутившись здесь, и Бердяев, и Достоевский менять привычки не пожелали и от своих взглядов не отказались, хотя со временем и признали их отсталыми. И тому, и другому была мила свобода, но странно: обретя ее, они обрекли себя на добровольное заточение. Оба живут уединенно и замкнуто и интервью уже давно не дают.
       - Но ведь они, скорее, исключение из общей массы. А как же остальные?
       - О, остальные надеются попасть в "рай натуральный" и знать не хотят о "рае духовном"! То есть, в своих привычках они на стороне природы, а не культуры. Они думают о рае, как о вечной и блаженной жизни, считают его призом за хорошее поведение и представляют его себе в виде земного мира, избавленного от тягот плотского существования. Что-то вроде лазурного океанского побережья и всех тех чудес и удовольствий, что можно встретить на земле. Они полагают, что в раю их ждет то, в чем им было отказано в жизни: кто мучился от жары, обретет тенистый покой деревьев и источники чистой воды; голодные - изобилие фруктов, хлеба, вина и меда; страждущие - утешение, мученики - воздаяние. Ну, и так далее. И то сказать: если на Земле подавляющее большинство людей отделено от праздного безделья заботой о пропитании, то здесь оно у них ничем не ограничено. И вместо того чтобы обрести новую цельность, люди, как и там, сбиваются в компании и слетаются друг к другу в гости, где обсуждают виртуальные удовольствия и смакуют сплетни, почерпнутые из космических источников информации. И так изо дня в день. Не удивительно, что если не заниматься самосовершенствованием, то надоедает даже самая райская жизнь...
       - Мне вот что интересно... Ведь за все время существования человечества вы приняли бесконечное множество душ самого разного пошиба. Как же они друг с другом уживаются?
       - Вы не поверите, но они даже не замечают существования других! Как я уже сказал, здесь можно отгородиться от всего мира и вариться, что называется, в собственном соку. Замечу между делом, что в нашем мире снята этическая коллизия между раем и адом. За исключением убийц, здесь обитают и добрые, и злые, с той лишь разницей, что они лишены возможности творить как добро, так и зло. Надоедливых же можно просто заблокировать. Скажу больше: при всей вызывающей, кричащей техногенности нашего мира прибывающие сюда продолжают следовать взглядам и обычаям той эпохи, из которой они родом. Вы думаете, люди, очутившись здесь, начинают оперировать поверхностями второго порядка и описывать свое поведение уравнениями Максвелла? Ничего подобного! Они воспринимают наш мир как должное, как то, что им прочили на Земле. Попав к нам, они считают, что это и есть тот самый обещанный им рай, а к нашим достижениям и возможностям относятся, как к божьей милости. И в этом нет ничего странного: в конце концов, на Земле полно людей, которые живут на ней, не зная, как она устроена, ни того, как устроены они сами. Земля у них была и плоской, и вогнутой, и центром мира на трех китах, а сами они никак не могут выбрать между дуализмом и холизмом. Ну, да ладно. Главное, что каждый прибывающий находит здесь то, что ему нужно: верующий - Бога, неверующий - слайды Большого Взрыва. Но есть и недовольные. И знаете, кто недоволен больше всех? Те, кто остерегаясь подвоха, следовал земным наставлениям вроде "рай есть не столько место, сколько состояние души" или "любовь более величественна, чем сотня воскресений". Знай, говорят они, что все устроено так просто и разумно, мы бы грешили на Земле на всю катушку!..