Валентин Лебедев. Соратник

Историк Владимир Махнач
Валентин Лебедев о Владимире Махначе

5 мая 2010 года.


Памяти православного гражданина Владимира Леонидовича Махнача († 5 мая 2009 года).

«...Вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, которым взываем: «Авва, отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии».

(Рим. 8, 15-17)

 У Бога все живы! Однако здесь на земле от большинства живших не остается и легкого следа. В народной памяти запечатлеваются имена лишь немногих героев и подвижников. Выдающийся историк и публицист, оратор, церковный и общественный деятель, наш соратник Владимир Леонидович Махнач был и остается героем русского освобождения и возрождения.

Помню холодное осеннее утро 1995 года. Колонный зал. Идет заседание одного модного тогда патриотического движения. В зале скучновато и пусто, в фойе многолюдно. Известный протоиерей, отец Владислав Свешников, подводит ко мне высокого, темноволосого человека южнорусской внешности: «Прошу любить и слушать. Это историк Махнач». И действительно, слушать его было чрезвычайно интересно. «Нам не нужна такая «держава», — громко отчеканил Владимир Леонидович, показывая рукой в сторону президиума. — Сегодня нам необходимо формировать, согласно Ильину, «ведущий слой». И этот слой не может быть ничем иным как союзом православных граждан. Исчезновение этого слоя русских явилось одной из причин катастрофы 1917 года и последующих трагических событий в нашей истории до сегодняшнего дня».

Тогда же мы и решили создать принципиально новую для того времени общественную организацию — «Союз православных граждан», которая на деле смогла бы осуществить теорию молекулярного воцерковления мира, то есть по мере сил привносить во все сферы жизни, и в первую очередь в политику, те высокие духовные начала, что из века в век хранит Православная Церковь.

Один из основателей и идеологов Союза, Владимир Махнач до конца своих дней был настоящим воином Христовым. И совершенно неслучайно, как отмечают многие, Господь призвал его к себе в канун памяти святого Георгия Победоносца. Добрый, интеллигентный и легкоранимый он обладал мужеством настоящего политического борца, не смущаясь, шел в бой за правду!

Как-то во время многолюдного митинга в защиту коренных интересов русских в ближнем зарубежье, организованного нашим Союзом в самом центре Москвы, невзирая на выкрики провокаторов и плотно сжимающееся кольцо ОМОНа, на трибуну спокойно, с чувством собственного достоинства поднялся Махнач. «Мы живем в нерусском и неправославном государстве, но в русской и православной стране! — резко, в своей обычной манере воскликнул он. — Враги русского народа пытаются погубить наше Отечество, и почти погубили его. Но сколько бы ни трещали морозы, весна возрождения все равно наступит! Скоро, очень скоро из светлых вод народной памяти восстанет чудный град Китеж, и колокол на Иване Великом возвестит, что Россия вновь стала могучей православной Державой!»

Владимир Махнач был удивительно талантливым, от Бога оратором. В своих речах он размышлял, обличал, иногда гневался, порой юродствовал, но всегда любил... Он учил, проповедовал, когда был благовестником в храме, много писал. Что он хотел сказать? Он хотел сказать, что наш народ выполнил задание, данное ему Вселенской Церковью, и построил величайшее в мире государство — Третий Рим, что мы должны быть достойны памяти наших славных предков, что русские имеют право и должны жить в своей стране, у себя дома согласно тысячелетней традиции. И еще, что политика дело вовсе не грязное, если в ней участвуют добрые христиане, что идти надо «царским путем», не только в церковной, но и в общественно-политической жизни. Его слова не расходились с делом: в помыслах его не было ни капли либерализма, притом он никогда не соблазнялся «нацкоммунистическим» мифом, не страдал ностальгией по исчезнувшему государству Советский Союз, часто замечая, что он был лишь пародией на Российскую Империю.

«Коммунист не может быть христианином, — пишет Махнач. — Бывший, покаявшийся, конечно, может. Нераскаянный коммунист в церковь даже входить не смеет! И не потому, что коммунисты убили тысячи и тысячи добрых христиан (Господь молился о Своих мучителях), а потому, что коммунисты разрушили великую христианскую Державу, опору Церкви, потому, что соблазнили миллионы «малых сил», потому что предали и Церковь, и нацию. Нынешних разрушителей Отечества тоже вырастили коммунисты».

Будучи убежденным державником, Владимир Махнач, не стесняясь, объявлял себя поборником демократии, поясняя, что настоящая демократия — это власть граждан, в нашей стране власть преимущественно православных граждан, но отнюдь не олигархическо-охлократический режим ельцинской поры.

«Последнее время мы нередко сталкиваемся с пропагандой идеи восстановления монархии. Что ж, у нас необычайно древняя монархическая традиция. Однако следует помнить, что западные образцы монархий нового времени, то есть монархии абсолютные и монархии конституционные не свойственны русской истории. Нам свойственна монархия сословно-представительная, которая, кстати, прекрасно уживается с мощной демократической традицией и с традицией аристократической», — утверждал историк.

Дела мира сего чаще всего творятся с великим шумом, дела судьбоносные совершаются в келейной тиши. За ним шли тысячи учеников и последователей, но труды Владимира Леонидовича, увы, не были оценены по достоинству. Между тем, такие люди, как он, были и остаются основоположниками и выразителями нашего национального самосознания

Летом 2008 года, в Екатеринбурге, в Царские дни внешне уже совсем слабый он выступал перед многотысячной аудиторией. Его речь несколько раз прерывали аплодисменты. В конце зал аплодировал ему стоя.

«Есть только одно истинное счастье на земле — пение человеческого сердца, — писал Иван Ильин. — Если оно поет, то у человека есть почти все; почти, потому что ему остается еще позаботиться о том, чтобы сердце его не разочаровалось в любимом предмете и не замолкло». Таким любящим Бога, Отечество и свой народ предстает перед нами наш приснопамятный друг и соратник.

Зададимся же вопросом: состоялось бы русское возрождение, если бы не было Владимира Махнача? — Безусловно да. Но если бы не было таких людей, как Махнач, оно было бы невозможно.