76-1. Ильич

Юрий Ерусалимский
     В 2005-м хоронил однокурсника, учились с ним в одной группе в  далёкие уже 60-е. Его звали чаще Ильич - с институтских времён имя-отчество Владимир Ильич было предметом шуток (в своё время что-то похожее ходило про Брежнева – типа «зовите меня просто Ильич»). Скромные похороны.  Крематорий. Были Володькина жена, с которой он был давно в разводе, сын, пара сослуживцев, которые, по их виду, больше отбывали номер, из группы – я и Наталья, с которой Володька, как и со мной, перезванивался, в институте они были в одной компании.

     Сказал на прощании небольшую речь – о доброте усопшего, трудолюбии, какой он был бессребреник, какой был умный и грамотный и т.п.  И всё это было действительно так, но судьба была к нему безжалостна. Хотя, конечно, если под судьбой понимать не что-то отвлечённое, а некую конкретную руководящую и направляющую силу (примерно как партия у нас в советское время), то во многом он сам давал ей повод так с ним обходиться. Но всё-таки первый её удар от него никак не зависел. Он рано потерял обоих родителей (ещё в институте), и это сказалось на его жизни. Остаться одному при  его не слишком стойком характере было тогда очень некстати. После института его забрали на два года в армию, служил где-то в Западной Украине. До этой службы его пристрастие к спиртному не выходило за рамки обычных студенческих возлияний.  Но там, наверное, от скуки, от чувства одиночества,  он основательно сдружился с зелёным змием.

     Дальнейшая его жизнь «покатила» по этой дорожке.  Всё было периодами, теперь всё зависело от того, в какой степени он поддавался алкоголю. Вскоре по приезде с военной службы он женился, но семейная жизнь не заладилась. После развода он жил один в родительской квартире, временами пытаясь как-то её отремонтировать, но так ничего серьёзного в ней и не сделал. Работа тоже была – в проектном институте, и поначалу интеллект и знания приносили свои плоды, он был на хорошем счету. Но потом его пристрастие ни для кого не стало секретом, это сказывалось на работе и о каком-то серьёзном продвижении не могло быть и речи.

     Периодически его «зашивали», раз в год он ложился в стационар,  но это помогало только на время. Потом всё возвращалось на круги своя. Не секрет, что есть люди, у которых алкоголизм неизлечим, не последнюю роль тут играют и наследственные факторы. Этот незавидный жребий выпал и на Володькину долю. Позже стали развиваться сопутствующие пьянству болезни, прежде всего – проблемы с сердцем. С работы он ушёл за несколько лет до пенсионного срока, жил в своей квартире без особых интересов, «принимал», насколько позволяло здоровье. Конец его был печален.  Бывшая жена звонила обычно раз в неделю.  Как-то он долго не отвечал. И не мог ответить.  Он был мёртв уже несколько дней. Сердце.

     Здесь очевидно, на что была положена жизнь. Так бывает, что алкоголь перевешивает всё остальное – семью, работу, здоровье. Понятно, что это болезнь. Жаль только, что для многих она неизлечима.   Зелёный змий, взяв свою жертву за горло мёртвой хваткой, уже её не отпускает. По всему видно, что здесь и медицина пасует, несмотря на все её фантастические успехи в других областях. И пока так будет, болезнь будет забирать всё новые жертвы. Как забрала Володьку Ильича.