Об изобретательстве

Михаил Туллер
Об изобретательстве.
Первое свое изобретение я оформил в 1975г. и получил авторское свидетельство в 1977 г. В это время я работал в научной части ЦНИИПСК и моей задачей было создание новых конструктивных форм. А новые конструктивные формы при разработке часто становились изобретениями.
В то время одним из показателей научной эффективности институтов являлось количество изобретений и руководство поощряло своих изобретателей.
За каждое авторское свидетельство институт платил его участникам приличные по тому времени премии.
Т.е. на законном основании в рабочее время можно было увеличить свою зарплату, чем я и не преминул воспользоваться. Внимательно изучив по интересующим меня направлениям базу аналогов – уже существующих патентов и изобретений, я поставил на поток оформление изобретений по тематике нашего института. Следует отметить, что наш институт был головным в СССР по разработке и проектированию металлических конструкций по всем направлениям, так что фронт работы был огромным. Каждый месяц я оформлял, как минимум 1-2 заявки на авторское свидетельство, привлекая, как мне тогда казалось, будущих соратников по их внедрению в строительство, в соавторы.
Я был в постоянном контакте с экспертами патентного института.
Однажды я договорился встретиться с экспертом на станции метро Китай-город у бюста Ногина для согласования необходимых бумаг.
Надо сказать, что в те времена, в связи с дефицитом продуктов в магазинах на предприятиях выдавались продуктовые заказы. В тот день я получил продуктовый заказ, в составе которого было 2 кг.  дефицитного лука. Эксперт – была очень симпатичная женщина, примерно моего возраста, с которой мы довольно часто общались.  Зная, что лук – дефицит, я предложил ей 1 кг. Денег я, естественно не взял и, таким образом это было моей первой и единственной «взяткой» за все времена моего изобретательства.
А упомянул я об этом, чтобы отобразить ситуацию, которая сложилась в эпоху «развитого социализма», когда даже лук был недоступен.
Вскоре я стал главным инженером и мне было уже не до изобретений.
Оформлял я уже только те, которые возникали в процессе разработки реальных проектов.
Закончил я свою трудовую деятельность, имея на своем счету около 90 изобретений, из них «внедренных» только немного больше десяти.
Причина в том, что тогда существовал термин -   "внедрить изобретение" и получалось, что это забота самого автора. Т. е. сам придумай, сам сделай чертежи, сам найди деньги на изготовление и монтаж. Это было практически не реально.  Реальное "внедрение" было возможно только в проектируемых сооружениях, но это получалось крайне редко и только в уникальных объектах. Отсюда такая огромная диспропорция между количеством достаточно перспективных изобретений и так называемых "внедренных".
Государство не сумело создать необходимые стимулы для "внедрения" изобретений в производство. Чиновникам же – лишняя головная боль была ни к чему, т.к.    на их карьере это никак не отражалось и ответственности  за это они никогда не несли.
Давно уже пора новому частному бизнесу вкладывать деньги в научные и перспективные инженерные разработки в тех отраслях, в которых они работают. Резервы – неисчерпаемы. Главное, найти стимулы для всех участников создания новых экономичных решений. Следует отметить, что в настоящее время практически полностью прекратились научные и экспериментальные разработки в  области новых конструктивных форм, типовых проектов и  т. д.
До сих пор проедаем наследство СССР, либо пользуемся за большие деньги
разработками запада!
Хватит уже кормить и оглядываться  на запад! Пора повернуться к нашей, не самой последней, школе проектирования и изобретательства !