Тринадцатый день, или Возвращение Анны Карениной

Александр Ведров
Вы любите театр? – не единожды доводилось нам слышать этот сакраментальный вопрос. Ответы могут быть самыми разными, но для поклонников Иркутского городского Театра Народной Драмы (руководитель Михаил Корнев) он однозначно положителен. Вот и на постановке исторической драмы «Тринадцатый день» в здании театра по улице Мухиной 13 «а»  в день ее премьеры, состоявшейся в октябре, - аншлаг.

Пьеса написана известным сербским драматургом Зораном Костичем и повествует  о судьбе русского добровольца Николая Раевского, участника войны 1876 года по освобождению Сербии от турецкого ига. Сюжет пьесы талантливо построен на воображаемом переплетении судеб главных героев романа Льва Толстого «Анна Каренина» и истории любви полковника Н. Раевского с сербской девушкой Софией. Примечательная черта драмы в том, что когда-то граф Николай Николаевич Раевский послужил великому писателю прототипом поручика Вронского, тогда как образ Анны Карениной в пьесе Костича является действующим лицам как привидение, но, тем не менее, входит с ними в активный диалог,  влияя на их реальные действия.

Зрители, прекрасно осведомленные о любовных перипетиях героев знаменитого романа, с первых же сцен постановки  захвачены развернувшимся действием, которое ими воспринимается как продолжение романа Толстого. На сцене -  Анна Каренина в  мистическом образе пришелицы из потустороннего мира. Как знаком и дорог  каждому зрителю этот женский образ, слепленный литератором мирового уровня! В зале абсолютная тишина, та самая тишина, которая отражает полное средоточие и единение зала с актерами, настроенность на сопереживание, понимание идеи, вложенной в драматургическое произведение. Они словно становятся молчаливыми участниками действия. Разве может желать более высокой зрительской оценки своей работы актерский состав и режиссер постановки?

Смысловая нагрузка роли Карениной видится в нескольких ипостасях. Прежде всего, она дала образец страстной и преданной любви, ради которой ей пришлось уйти из жизни. Идеалы любви, ярким выразителем которой является именно женщина, для Анны оказались выше земных благ и самого существования. Величие любви, духовная красота и жертвенность во имя избранного идеала, ярким светочем пронесенные этой глубокой и сильной натурой на литературных страницах, театральных подмостках и в кадрах кинематографа, веками не дают покоя поколениям многих народов мира.

Отголоски этой бессмертной любовной истории снова и снова потрясают не только зрителя, но и в первую очередь – полковника Раевского, сердцем которого на балканской земле уже овладела простая сербская девушка София. Боевая обстановка, беспокойные думы о прошлом и нахлынувшая новая любовь овладели полковником…
Но Анна, и здесь ведущая главную партию повествования, уже другая, более умудренная и возвышенная ответственностью за общественные интересы, за благородную миссию России в освободительной борьбе братского сербского народа. Она благословляет возлюбленного на ратные подвиги, остается верной их прежним совместным намерениям еще в той, прошлой жизни, выехать с Курского вокзала столицы сюда же, на Балканы, и посвятить себя делу укрепления братских уз между славянскими народами. Мудрость Карениной в театральной интерпретации Костича, роль которой превосходно исполняет актриса Анастасия Кузнецова,  проявляется и в моральной поддержке своей молодой соперницы Софии. Несмотря на мучительные проявления ревности, которые настойчиво напоминают о себе в диалогах соперниц, Анна усмиряет собственную гордыню и подвигает возлюбленного к его новой избраннице.

 Герои драмы – люди чести, совести и искренних человеческих отношений. Эти люди высокой нравственности обладают замечательной способностью переносить любовь к ближнему на патриотические чувства, на гуманизм и защиту интересов братских народов. Наиболее сложной в плане актерского исполнения представляется роль актрисы Кондратьевой, ведь ей приходится выдерживать сценическое противостояние с самой Анной Карениной, притягательный образ которой давно и безоговорочно заполонил зрительские сердца. К тому же, простенькая одежка «девушки из народа», плотно укутанной в головной платок, не выдерживает сравнения с изысканным нарядом  безупречной светской дамы. И все же София не уступает именитой сопернице в силе духа, борется за свою любовь и добивается ее. Она чистосердечна, непосредственна и мечтательна. София всю себя посвятила любимому человеку, русскому офицеру, который в трудное для ее страны время протянул руку помощи братьям по вере. Ее беззаветная любовь оборвалась трагически. Тринадцатый день участия графа Раевского в военных действиях стал для него роковым, и он ушел в небытие, в мир незабвенной Анны.

Не размениваясь на толкования сопутствующих военных событий, драматург излагает идеи пьесы посредством личностных встреч героев, раскрывая их характеры, роль и место в развернувшихся общественных явлениях. В образе полковника Раевского мы узнаем молодого поручика Вронского, смелого и решительного, честного и порывистого русского офицера, который нашел настоящую любовь в единоверной славянской стране. В замечательном исполнении артиста В. Семенова мы видим полковника возмужавшим воином, ярким представителем лучшей части русского офицерского корпуса. Прежний поручик, светский красавец и баловень судьбы, вырос в достойного гражданина и патриота своего Отечества, посвятившего себя делу справедливости на земле. Он сохранил прежнюю восторженность чувств, но вместе с тем приобрел выверенность суждений и действий.

Пьеса поставлена добротно, смотрится цельной и естественно проистекающей, гармонично вплетенной в декоративный фон сценического пространства. Бутафорская незатейливость прекрасно восполняется историческими кадрами и панорамой поля сражения на заднем плане. Орудийные раскаты держат зрителя в напряжении, создают эффект близкого дыхания эпохи. Красочным фоном для излагаемой сюжетной линии стали народные напевы в исполнении нижних чинов русского воинства. В единой композиции игры актеров, их жарких дискуссий, умело подобранных театральных реквизитов ощущается опыт и мастерство режиссерской руки. Когда же демонстрировались съемки, где по балканским городам проходили русские полки, несущие им свободу и независимость, зрители видели наяву былые  события, их умы и сердца замирали от нахлынувших чувств гордости за своих предшественников, за свое Отечество. Об этом  историческая  драма «Тринадцатый день», поставленная Заслуженным деятелем искусств России Михаилом Корневым.

Опущен занавес, но зрители не спешат расходиться, они не хотят расставаться с теми благостными мгновениями, которыми были одарены  труппой Театра. Некоторые из них смахивали набежавшую слезу испытанных переживаний. Зал аплодировал стоя и долго не отпускал исполнителей полюбившихся героев.
До новых встреч!

                Александр Ведров, член Российского Союза писателей