Фрэнсис Фармер. Почему она не выиграла?

Лариса Коваленко
   История Фрэнсис Фармер примечательна тем, что она в принципе может случится с любым человеком, в любое время и в любом месте. Это история затрагивает самый главный вопрос насколько цивилизованное общество, сохраняет свой человеческий облик, если по установленным им правилам не хотят играть. И я не говорю о каком-то криминале, а всего лишь о выборе человека какой именно сценарий своей жизни избирать и реализовывать.
   Итак, начало двадцатого века. Эпоха великих перемен в США. Маленькая девочка из Сиэтла обладает самостоятельным мышлением и целеустремленностью, причем это проявляется до такой степени, что она уже с самого начала своего жизненного пути бросает вызов обществу, следуя за своей мечтой и в самый  пик натянутых отношений между её страной и СССР, едет в Россию. «Зачем бы ей так рисковать?» - спросите вы. Зачем покидать зону комфорта с уютным домиком и семьёй и ехать на другой конец света, рискуя своей репутацией? Ответ прост. Она обожает русскую культуру, настолько, что рискнула увидеть МХАТ вживую, а не только на картинках в библиотеке или буквами-названиями в книжках.
   Быть иной, вечной белой вороной, открыто высказывать свою позицию, которая не совпадает в унисон с остальным хором общественного мнения, крайне непростая задача и довольно таки опасная…
   Я бы могла много раз повторять историю её биографии сухими фактами. О том, как она покорила Голливуд,  но в какой-то момент рискнула заявить о том, что ей хочется свободы и простора, что рамки, в которые её помещает киностудия и контракт с ней слишком малы, а она может намного больше. О том, как она протестует и начинает заниматься новым театральным проектом, раскручивает постановку «Золотой мальчик» Одетса, но её в итоге ограничивают только одной ролью, а на следующую берут уже совсем другую актрису. О том, как мать, которая никогда её не понимала, сделала очень много «медвежьих  услуг» для своей дочери, которые стали одним из последних аккордов во всей этой истории. Но всё это было лишь предысторией к основной теме в которой гремит главный вопрос: «Почему иметь собственное мнение так опасно и непозволительно в любое время?»               
   Мы говорим об эволюции и о человеческом разуме, отправляем ракеты в космос в разных странах мира, открываем лекарства от различных вирусов, так почему же при всем этом уровне развития, в который столетиями стремится человечество, сама мысль о том, что кто-то может играть не по правилам социума, лишает людей возможности оставаться людьми как таковыми?
   Я не стану романтизировать Фрэнсис. Я вполне себе допускаю, что человек выбравший карьеру актрисы просто обязан обладать тщеславием и амбициями, и быть эмоциональным, но разве это преступление? Проблема Фрэнсис, возможно, была не только в том, что она умела мыслить без подсказки остальных, но и в её матери, которая имела собственный взгляд на судьбу дочери и всю свою жизнь боролась с ней в желании исказить саму её личность. Это история отображает  и внутреннюю борьбу, которую Фрэнсис была обречена вести со своей матерью почти всю жизнь.  И в этой борьбе не было правил, только запрещенные приемы, которые успешно использовались, а самый дикий из них – это многочисленные  отправки в сумасшедший дом. Но даже электро-судорожная  и инсулиновая  терапии, не смогли сломить дух этой женщины и тогда последним аргументом Лилиан, на правах матери-опекуна, стала трансорбитальная лоботомия, воздействуя на участок мозга, контролирующий волю и эмоции человека, после чего сознание актрисы совершенно поменялось. Была ли это чудовищно искаженная материнская любовь, которая мечтала навсегда оставить «свою маленькую девочку», как собачку у своей ноги, либо жуткий метод лечащего врача и хирурга Уолтера Фримена прославится на некогда знаменитой на весь материк актрисе, либо просто патологическая ненависть общества к самой возможности человека мыслить и поступать автономно от пресловутой общей системы традиционализма, а может ужасная по своей сути указка, что женщине дерзнувшей стать кем-то большим, чем куклой в руках алчных продюсеров киностудии «Paramount Pictures» будет полагаться только такая вот участь, а может и всё это,вместе взятое, в совокупности?
   Трагедия жизни Фрэнсис Фармер заключается всего лишь в том, что она посмела открыто и смело заявлять о своей позиции, о своем виденье жизни, о своей жажде прожить её иначе, не как её соотечественники, об умении не отказываться от своего мироощущения и мировоззрения. Имея потенциал, всё время стремится дать своему зрителю более качественный продукт для просмотра, уметь не смолчать и высказаться, не приняв общее положение вещей, уметь оставаться самим собой при любых обстоятельствах и условиях жизни. Вот за что общество казнило эту прекрасную и волевую женщину трансолоботомией – потому что она умела говорить, когда все остальные боялись даже подумать, что можно жить как-то иначе.
   Тогда получается, что в самопровозглашенном оплоте всемирной демократии, коим себя называют США, история всего одной великой женщины, напрочь сметает весь тот фальшивый флер, который нам с таким усердием подаётся средствами масс-медиа. Что мы таки не далеко шагнули от дикарей и инквизиторов, которые готовы были забросать камнями и сжечь на костре любого человека, который смог посмотреть на мир по-другому, который не совпал с нами в принципах и философии жизни. Но разве не именно такие люди, сумевшие откинуть условности социума, смогли сделать ошеломляющие открытия в медицине, науке и электронике? Разве не именно они расширили сознание людей своими изобретениями во всех сферах жизни? Тогда почему же стремление жить автономно от общественных стереотипов до сих пор вызывает во многих такую необъяснимую ничем бурю ненависти и агрессии, как было с Фрэнсис Фармер?

P.S.
Все эти вопросы, так и останутся без ответа, до тех пор, пока люди не осознают, что совсем необязательно быть одинаковыми во всём и всегда, не обязательно считать, что варварские традиции против прав и здоровья человека – это сохранение самобытности культуры, и совсем уж не обязательно требовать от другого жить так, как ему не хочется, если он мечтает и воспринимает мир не вашими глазами, а своими собственными…