Как Игоря женили

Иракли Ходжашвили
Как Игоря «женили»

      Мы спустились с гор, правда, не  на очень, переместившись на этот  раз из Верхней в Нижнюю Сванети, которая входит в состав региона  Рача- Лечхуми и Н.Сванети в виде Лентехского его района.

     Поднимались мы сюда уже со стороны Имерети.

     Рассказать о красотах пейзажа и особенностях характера жителей этого горного района Грузии лучше, чем это сделал Рамаз Георгобиани в фильме «Самые быстрые в мире», (есть еще чудный фильм «Рача, любовь моя»), у меня не получится, поэтому поделюсь только некоторыми личными впечатлениями.
     Сваны Н.Сванети, будучи исторически и географически не столь изолированы от внешнего мира, как «вольные» сваны, и находясь в более тесном контакте, в первую очередь, с ближайшими соседями - мегрелами, рачинцами и имеретинцами, больше подверглись их культурному влиянию.
     А рачинцы хотя и считаются самыми медлительными и основательными, по остроте ума и языка не уступают никому.
     В этом регионе, занимающем  всего лишь несколько ущелий   в верхнем течении р. Риони  (одной из основных рек страны; впадает в Чёрное море) есть  с.Никорцминда с одноименным  храмом св. Николая, (рубеж Х- ХI веков),- шедевром грузинского зодчества благодаря своей  архитектуре и изумительно тонкой, богатой и разнообразной резьбе каменного фасада (см. фото: Храм, «Вознесение Господне» над входом в него и резьба вокруг одного из окон).Относительно хорошо сохранившаяся внутренняя роспись относится уже к XVI - XVII векам.
     Рачинцы (в особенности, мужчины) считаются лучшими поварами и пекарями. Рядом с нашим домом небольшая пекарня с тонэ. В ней вахтовым методом, посменно по 2 недели, работают двое мужчин из Западной Грузии — то ли друзья, то ли родственники. Там же, в отгороженном закуточке, они и живут.
     Все жители окружающих домов, проходя мимо и вдыхая аромат  свежевыпеченого хлеба, не могут удержаться от того, чтобы не «захватить по дороге» горячий «шоти» и не отломить от него хрустящий кончик «Кури»-«ушко».   
  Впрочем, и от кпуглого «мадаури», который неправильно называют «грузинским лавашем», отламывают более прожаренные края. У этого хлеба такое свойство, что до дома он никогда не доходит в целом виде.Причем, (с балкона мне хорошо видно), я обратил внимание, что это делаю не только я, а практически все - и стар и млад.
     Автоматически. И даже те, кто «на диете».
      Тонэ, округлые глиняные печи, врытые в землю, традиционно раскаляются при помощи  костра, разводимого в нем, отчего всё приготовленное, приобретая запах дыма, становится еще вкуснее.  Но в городских условиях   большинство пекарен  перешли уже на  электрическое нагревание.
     Вот так, десятки раз за день, свесившись головой   вниз в раскаленную печь, лепят пекари тесто на стенку печи, а готовый хлеб снимают длинными «копьями» с крючком. Там же запекают и поросят, или птицу (по заказу).

    Да, так вот, один из наших пекарей - рачинец (по-грузински «рачвели»,так что правильнее было бы, наверное, «рачвел»).
     Мама говорит, что в его смену хлеб вкуснее.
Правда, замечаю,что, по сравнению с прошлым, если цена и не очень выросла, то величина и вес хлеба уменьшились.
Что поделаешь, что-то заметно, что-то незаметно, но всё дорожает.

     Нельзя сказать, что рачинская кухня чем-то отличается от общей, западно-грузинской, богатой разными овощными блюдами из капусты, баклажанов, фасоли, помидоров. Очень распространены т.н. «мхали» - закуски из отварных овощей, или шпината, лука-порея, бурачных листьев и пр., заправленных орехами, свежей зеленью.
 Но чем гордятся рачинцы,так это «Хванчкарой», «лори» и «лобиани».
     Вообще, Рача у специалистов  известна аборигенными сортами  винограда. Может, не все знают,  что настоящее вино «Хванчкара»  получается из сортов винограда  «Александроули» и«Муджуретули»,  растущих на склонах гор у  деревни Хванчкара.
      Это одно из  редких природных полусладких  вин, то есть туда не добавляют ни спирта, ни сахара. Оно само становится таким.
     Другая гордость- это «лори» - копченая ветчина, ради которой в этих горах разводят небольших, шустрых и нежирных поросят.
     Мясо их солят, а потом долго коптят, подвесив на крюках над тонэ. Лори едят и так, и варят с лобио (фасолью), или запекают в лепешки с лобио - «лобиани» (так сказать,"хачапури" с фасолью).
     Лобиани с лори мне не доводилось до этого пробовать и очень понравились, тем более, что ветчина в моем вкусе- абсолютно нежирная. У нас готовят лобиани просто с фасолью, а на день св. Варвары (одна из бабушек жены была Варвара) делают всегда лобиани с крупной белой фасолью.
   Кажется, я увлекся вопросами гастрономии.
     Вообще-то, экспедиции, в которых я участвовал, запомнились именно своими «привходящими» моментами, а нормальное питание — это основа основ хорошего рабочего настроения.
Тем более, что и профиль у нас гастроэнтерологический!
     Во время нашего здесь пребывания, в Грузию, повторив путь легендарных героев, на точной копии кораблей того времени пришли из Греции новые «аргонавты». Доплыв морем до древнего Фазиса (Поти), они потом по р. Риони поднялись до одного из древнейших городов - Вани и теперь этот корабль стоял там.
     Мы с Игорем решили, что это событие не должно пройти мимо нас и ранним воскресным утром двинулись в путь.
     А крюк большой, с пересадками в Кутаиси и Самтредия.
То есть, едем в Имерети.
Имерети - один из крупных регионов страны. 
     Одно время он существовал как   самостоятельное Имеретинское царство со столицей в Кутаиси.   Недалеко от города, около   Сатаплиа найдены следы  динозавров и обширные солевые  карстовые пещеры.
    Но  главная  гордость, конечно, Гелатский монастырь Богородицы, (основан  царём Давидом IV Cтроителем в  1106 году и стал его усыпальницей (похоронен по его завещанию на пороге главного входа в Собор).
    Многочисленные сохранившиеся фрески считаются лучшими во всём Закавказье. На них изображены не только библейские сюжеты (см. «Успение Богородицы») и святые, но и члены царской фамилии, в том числе и сам Давид с макетом Собора в руке.
    В монастыре тогда же была размещена Гелатская Академия, члены которой были глубокими знатоками древнегреческой философии, занимались переводами, внеся большой вклад в распространение просвещения в Грузии.
    Пересев в Самтредия на автобус,чтобы преодолеть последние 20 км до нашей цели, мы с Игорем вспомнили, как во время нашего пребывания в Абаше одна из сотрудниц нашей больницы пригласила нас в гости, и как мы, всем составом во главе с зав. Темо, весело провели здесь вечер в ее родительском доме.
     Нам было так уютно и хорошо, что Темо в шутку предложил, а не поженить ли нам их, Игоря и Наргизу, (к тому времени я был уже дважды отцом), и не открыть ли здесь филиал института!
     В Вани мы приехали в хорошем настроении и пошли искать аргонавтов. Их, конечно, мы не увидели, да и было бы странно, чтобы при имеретинском гостеприимстве они сидели бы на корабле и ели свои припасы. К тому же столько красот вокруг!
     Корабль же стоял у причала и мы вдоволь им налюбовались. Но голод - не тетка. Мы вспомнили,  что наша подруга из отделения инфаркта миокарда, Додо, из  Вани и она собиралась подняться во время отпуска к матери. Без особого сопротивления уверив друг друга, что она обидится, когда узнает, что мы были здесь и не зашли к ним, мы, недолго раздумывая, спросили у первого встречного, не знает ли он где живет Додо Н.
       В небольших городках у нас все если не родственники, то уж точно  знают друг друга, тем более  врача, да еще такую боевую, как  Додо.
   Узнав, кто мы, прохожий  сказал, что это близко и он нас   проводит. Подойдя к дому, он  выяснил у соседей, что Додо не   смогла приехать, а наоборот, ее   мать в пятницу вечером уехала   к ней.  Делать нечего, попрощавшись, мы спросили как быстрее дойти до автобусной остановки.
     У имеретинцев кроме общегрузинского гостеприимства есть еще такое свойство как разговорчивость. Умеют расспросить, найти общих знакомых, выяснить, что тебя привело сюда, чем они могут помочь… В общем, пока все тот же прохожий вел нас к остановке (не бросать же приезжих гостей на дороге!), мы уже выяснили, что он - ветеринар, «почти коллега» и учился в одной школе с Додо.
     Сожалел, что у нас нет времени, чтобы поехать к нему в соседнее село, поэтому он приглашает нас «перекусить» в небольшой буфет пока придет автобус.
Автобус пришел и ушел так, что мы его и не слышали.
    Ветеринар рассказывал нам историю Вани с V века до н.э. На раскопках были обнаружены руины античного города с мощной городской стеной, круглым храмом, общественными и культовыми зданиями, гробницами с множеством золотых и бронзовых изделий и обломков керамической посуды. Город был разрушен в I в. до н.э.
     Конечно, мы не прошли и мимо аргонавтов. Оказывается, у мифа есть такая историческая основа, как грабительские набеги греческих мореплавателей на древние государства Причерноморья.
Еще Страбон в своей «Географии» писал о Колхиде (теперешнем черноморском побережье Грузии) :
«.... В их стране, как передают, горные потоки приносят золото,
и варвары ловят его решетами и косматыми шкурами.
Отсюда, говорят, и возник миф о золотом руне...»
(Кстати, несколько лет тому назад немцы сняли научно- документальный фильм, основанный на данных археологических раскопок на территории Грузии, из которых следует, что, судя по остаткам «плавильных печей», этот регион является «родиной золотодобывающего и обрабатывающего производства». И.Х.)

     В общем, нам было так интересно (о «закуске» и вине я ничего не говорю — буфетчик постарался на славу!), что нас еле успели посадить в последний самтредский автобус.
     Разумеется, было уже поздно ехать куда-нибудь дальше, так что часам к восьми вечера, купив предварительно на автовокзале букет цветов и коробку конфет для матери, мы подошли к дому родителей Наргизы.
    И остолбенели! Во дворе были накрыты столы, дом полон людей!
     Нас приняли, как  долгожданных, но слегка задержавшихся в дороге гостей. Все так спрашивали: «Где вы столько времени?», что я уже начал вспоминать, не обещали ли мы действительно нанести сей визит? Ни я, ни Игорь так ничего и не припомнили.
Оказалось, что справляли день рождения Наргизы, приехавшей по этому поводу к родителям, так что наши скромные «подношения» оказались весьма кстати.
    Нас  усадили на почетные места и  кутёж   продолжился.Хотя мы уже были далеко    не голодны и не так уж и трезвы, но как    можно было отказаться попробовать тот   мхали, потом этот, выпить за то, потом за   это, а потом опять…
    Кто-то из родственников, бывших при   нашем прежнем посещении, вспомнил об идее Левановича» (нашего зава, Темо) и она охватила умы и других гостей.
   А много ли нужно для имеретинского веселья с его песнями, тостами и танцами? В общем, несмотря на то, что «жених» и «невеста» отшучивались, для большинства присутствовавших вопрос был уже решенным до такой степени, что кто-то из гостей поставил вопрос, а где разместить «молодых» на ночь.
    Утром, не дожидаясь пробуждения оставшихся гостей, мы позавтракали и, взвалив на себя завернутое матерью Наргизы «кое-что на дорогу», тихо отбыли на «базу» .
От греха подальше!

01.11.2015 г.