Информационное пространство обоняния

Николай Кривенко
                Часть третья.
                Обоняние.

Процесс зарождения жизни с точки зрения сознания не имеет объяснения. Наши предки были, вероятно умнее нас, поскольку это они начали закладывать основы научных знаний для последующих поколений. Каждое новое поколение потребляет информационные результаты предшественников. Колесом пользуются все, но каждое поколение вносит своё наполнение в понятие колеса.
 
По мере развития живых организмов для дальнейшего продвижения процесса развития двух составляющих, контактирующих с внешней средой: осязания и вкуса, обеспечивающих жизненный цикл живой системы, было не достаточно.

Реакция осязания и вкуса осуществляются в результате непосредственного контакта живого рецептора системы и материального мира. Реакция живой системы с помощью этих контактов, в общих чертах, имеет двузначное значение: «Да» и «Нет», то – есть, «нравится» – «не нравится», «приятно» - «не приятно».

Сознание же первобытных людей и высших животных выделило отдельные характерные особенности, конкретной информации, в понятия, которыми пользуются и современные люди (сладкое – кислое). Безусловно, что это только сознание людей пользуется такими понятиями. Животные по - своему оценивают вкусовые параметры пищи, но сладкое все любят.

 Объяснять зачем организму нужна глюкоза нет необходимости. Глюкоза является основным источником энергии для организма, средством угле-водного питания, участвующем в процессах обмена веществ и усиление окислительно-восстановительных процессов в организме.
 
Но это только то, что удалось установить науке на уровне биохимических связей. Чистая глюкоза не имеет аромата, доступного обонянию людей, но как её находит мир животных. Вероятно, что науке доступна не вся существует информация о биофизических свойствах, проявляющаяся в межатомных связях. Но, это вопрос науки. Ведь сознание людей иногда предчувствует возможность отведать сладкого.

Необъяснимые процессы сознание людей относит к природным свойствам или явлениям.
Абсолютно все живые существа находятся в пространстве ароматов, не зависимо от того, чувствуют (знают) они об этом или нет. Мир ароматов бесконечно большой. Если учесть, что каждый аромат имеет своё информационное содержание, которым пользуются, в разной мере, все живые существа, то можно только восхищаться бесконечно большим информационным пространством. Каждое живое существо имеет свой аромат.

Сознание людей реагирует на аромат в двух случаях с противоположны-ми значениями (нюансами), соответственно на приятный и неприятный запахи. В первом случае воспринимается как жизнерадостная информация, во втором случае информация вызывающая тревожное состояние. Не видимая, то есть, не осознаваемая разница в молекулярном выражении двух ароматов, является причиной таких противоположных реакций. Это мы говорим о ароматах доступных нашему обонянию. А что чувству-ют животные?

Мир животных, а тем более мир насекомых, используя осязание и вкус, пользуется критериями, которые обеспечивают естественную сохранность вида.

В отличие от осязания и вкуса, обоняние или реакция на ароматические компоненты материального мира, предполагает более совершенной уровень развития живой модели. Надо осознавать, что ароматы существовали до появления жизни на планете Земля, не говоря об появлении животного мира.

Научные эксперименты из жизни растений дают основание думать, что на растениях проявляется взаимодействие ароматов на жизненный процесс растений. Многие виды растений своим ароматом способны пода-вить функции размножения других растений. Взаимодействие ароматов это черный ящик информационного пространства.

Чувство обоняния кроме функции защиты, выполняет функцию ориентации в пространстве или в среде обитания. Безусловно, что обоняние это чувство одновременно, являющееся аргументом логической функции системы живых существ.
Научные исследования, относящиеся к чувству обоняния людей, нельзя автоматически переносить на чувство обоняния всех остальных живых существ, поскольку, люди появилось значительно позже. Природа на предыдущих видах живых систем, отрабатывала оптимальные варианты информационных чувств людей, создавая оптимальные критерии, которые гарантируют жизнедеятельный процесс людей.
 
Научной литературы в отношении обоняния очень много и при желании можно потратить большой отрезок жизни, но так и не познав истины. Однако, установлен факт, что обоняние может оказывать существенное влияние на физическое и психическое состояние людей.

Так выводы некоторых учёных, что чувство обоняния предшествовало «всем другим чувствам, с помощью которых животное могло на расстоянии могли ощущать присутствие пищи, особей противоположного пола или приближение опасности» (Милн Л., Милн М.)  Безусловно верно одно, что обоняние способно передать информацию о пище без участия осязания и чувства вкуса, зрения и слуха. Обоняние это единственный способ определения пищи на расстоянии у многих животных и во всех видов насекомых. Зрение, в процессе своего развития, дополняет обоняние и повышает надёжность выживания. Самоорганизация живой системы это сложный алгоритм многомерных взаимосвязей.

Чувство, которому сознание людей присвоило понятие обоняния, существовало до появления людей и досталось им, как составляющая комплекса функций, обеспечивающих их жизненный процесс.

Сознание стремится с минимальными затратами решить возникающие проблемы. И практически всегда начинает со следствия, потому как оно материализовано и «лежит» на поверхности, тогда, как причина скрыта. Органы обоняния воспринимают аромат, как следствие какого – либо события.

Обоняние это сложное чувство. В отличие от первых двух, оно выполняет не только обеспечение жизненного цикла индивидуума, но и является элементов взаимосвязи между субъектами своего вида.

Появление живых существ, обладающих чувством обоняния, характеризует высший уровень развития цикла жизни, который продолжается и по ныне. С помощью обоняния дети узнают родителей, чувствовать связь, но эта способность с возрастом исчезает за отсутствием в надобности. Эта связь, по мере роста, замещается интеллектуальными функциями, которые имеют меньшие затраты. Природа не терпит излишеств.

Обоняние, как информационный комплекс, реагирующий на ароматическую информацию, дало импульс информационным алгоритмам для реализацию процесса развития информационных взаимосвязей, прообраза логического мышления.
 
В процессе развития живые системы получили возможность реагировать на ароматические компоненты существующие в окружающей их среде.  Можно сказать, что аромат спровоцировал появление, обоняния. Обоняние это следствие воздействия (контакта) вещества, находящемся в молекулярном состоянии и представляющего конкретное информационное содержание.

Сознание людей в обонянии выделило три важных фактора, которые используют живые организмы. Каждый из них несёт конкретную информацию.
 
Первым из них является фактор провоцирующий у них реакцию, то есть реагирование на запах с последующим принятием решения. Этот фактор имеет простую логическую матрицу, типа «да» - «нет», что означает «нравится» – «не нравится».

Второй фактор позволяет проявлять возможность ориентации, то есть не только ощущать аромат, но и определять направление источника аромата, по силе раздражения, зависящей от плотности потока аромата. Второй фактор дал начало развитию «логического» решения, прежде всего, в поисках пищи или определения угрозы.
 
Третьим фактором способности обоняния, является сигнальная функция. Сигнальная функция играет исключительную роль в животном мире. Она стала связывающим звеном обитания вида. Она положила начало взаимного общения. Это был триумф начала развития «осознанных решений». Об использовании сигнальной функции ароматической сигнализации (информации) достаточно много имеется научных литературных данных.
 
В животном мире эта функция носит значение двоичной системы: свой – чужой, уже представляющей социальный аспект вида. За долго до появления людей, уже существовало разделение на виды, которые взаимно реагировали. Сигнальная функция осязания внутри каждого вида, имеет также два параметра, принадлежащих конкретному полу: самец – самка.

В своём развитии живые организмы сигнальное чувство обоняния используют в качестве защитных средств. Как природа заложила в некоторые виды живых организмов вырабатывать секреты (мускус), имеющие сильный запах отпугивающий врагов (хищников)? Это люди осознано используют ароматические свойства воздействующие на обоняние в зависимости от поставленных целей. То есть, люди осознано пользуются эффектом отображающим сознанием через обоняние.
 
Следует обратить внимание на то, что мы встречаем, с использованием ароматических веществ, две функции: привлечь и удалить. В первом случае свойство обоняния используется, как приманка и не только в агрессивных целях, а во втором случае – как средство защиты от агрессии.

Во всех этих случаях люди пользуются известными приёмами, которые управляются конкретным информационным содержанием, существующим не зависимо от нашего сознания или бытия и, не доступным нашему сознанию. Мы применяем косметику, которая непосредственно работает с обонянием.
 
Косметические ароматы несут много косвенной информации о том, кто их использует. Почти каждый, ощутив запах духов, может сказать, дорогие они или дешёвые, а соответственно, и уровень экономических возможностей источника аромата и ещё много чего.

В информационном пространстве основы (именно основы) алгоритмов действия в живых субстанциях и физическом мире едины, но пороги чувствительности живых организмов и физических приборов разные. Обоняние живых систем обнаруживает концентрации веществ в отдельном молекулярном состоянии ниже физических норм пределов допусти-мой концентрации (ПДК). То есть, защитные функции обоняния находятся на высоком уровне, обеспечивающем жизненный процесс.

Говоря в общих чертах о информационных возможностях обоняния, нельзя упускать из виду, процесс контакта ароматических веществ с органами обоняния.
 
Наука имеет свой взгляд на процесс обоняния. Чтобы читателю было понятно дальнейшие суждения автор, приведу текст из Большой медицинской энциклопедии:
«Рецепторные обонятельные клетки снабжены тонкими обонятельными волосками, погружёнными в слой слизи. Молекулы пахучего вещества растворяются в слое слизи и связываются с компонентами цитоплазматической мембраны клеток, приводя к изменению состояния её ионных каналов и возникновению электрического сигнала, который поступает в головной мозг, где происходит анализ и распознавание запаха».

Научные наблюдения показывают, что обоняние животных развито лучше, чем у людей. Обоняние собак люди используют для обнаружения наркотиков и во многих других случаях. Из той же энциклопедии известно, что «у собаки в 100 миллионов раз больше обонятельных клеток по сравнению с человеком».
 
Но как объяснить, что некоторые бабочки улавливают запахи на расстоянии километра. Даже собаке, которая находит наркотики, упакованные в герметичную тару и спрятаны в транспортных конструкциях, со свои-ми источниками ароматов, не под силу такие расстояния.

Если сравнить орган обоняния бабочки с миллионными клетками собаки, возникает вопрос о чувствительности её органа обоняния. А всегда ли существует только единственный способ передачи аромата на молекулярном контакте или существует альтернативный способ, не доступный восприятию, из – за отсутствия методики обнаружения. Ведь молекулы всех ароматических веществ имеют.

Это же какой плотности необходим поток ароматических молекул, чтобы молекула или молекулы всё время воздействовали на рецепторы обоняния бабочки?
 
Как можно объяснит тот факт, что известная обыкновенная зелёная муха падальница чувствуют запах разложения трупа животного уже через минуту после смерти или мгновенно появится на кухне, если открыть окно при разделке мяса или рыбы, даже тогда, когда в квартире продолжительное время отсутствуют любые другие виды этих существ.  И это при условии, что воздушная масса поступает в помещение, а не из него.

В этом случае, воздействие аромата на «психологическое» и физическое поведение мухи и других насекомых достаточно выражено.

В связи с молекулярной теорией передачи ароматной информации, если модно так выразится, возникает вопрос: - «Сколько должна выработать ароматического секрета самка комара, чтобы его молекулы попали на рецепторы обоняния самца?»
То, что молекула является источником информации это истина, а как она передаёт информацию своей ароматической составляющей непосредственно через контакт (опять явление контакта) или иной механизм, не-известный науке. Существуют же в общих чертах колебания молекул в молекулярных связях, вероятно и они как то могут участвовать в организации передачи информации, отвечающей за состав аромата.

 Воз-можно это явление и способствует собакам обнаруживать аромат в герметической упаковке.

Вероятно, ответ находится в иной биофизической энергетической сфере информационного обоняния, который людям не доступен. Информационное пространство чувства обоняния и способы его функционирования у каждого вида живых существ индивидуален. Поэтому пчела с большого расстояния находит свой улей. Её способностью ориентироваться в пространстве, учитывая её траекторию полета от цветка к цветку и продолжительное время сбора нектара, можно только восхищаться её способностью к ориентированию. Люди в супермаркете часто блудят, даже при наличии указателей.