Человек как животное Александр Никонов

Мальхан
Александр НИКОНОВ «ЧЕЛОВЕК КАК ЖИВОТНОЕ» - Москва: АСТ, 2014. 352 стр. Тираж 5000 экз.


Книги Александра Никонова всегда провокационны. 

Например, книга «СВОБОДА ОТ РАВЕНСТВА И БРАТСТВА». Моральный кодекс строителя капитализма  - http://www.proza.ru/2010/07/04/1148 или «ИСТОРИЯ ОТМОРОЖЕННЫХ» (в контексте глобального потепления)  -  http://www.proza.ru/2009/08/01/549 .

Михаил Веллер только отчасти шутит, когда говорит, что Никонова нужно убить, а его книги сжечь (дабы добавить им скандальной популярности).
Тут же Веллер заявляет, что он не согласен ни с одним словом (кроме союзов и предлогов), но читает до конца, ибо автор даёт читателю уникальную мозаику фактов – неизвестных, сенсационных, шокирующих и опрокидывающих привычный мир.

В какой-то мере эта книга является продолжением «Апгрейда обезьяны» -  http://www.proza.ru/2006/11/02-119
Посвящена она проблеме человеческой животности.
Тема необъятна, потому автор называет свой труд ознакомительным обзором, который ставил своей целью познакомить читателя с некоторыми проявлениями животных особенностей в поведении человека.

Язык Никонова всегда ярок.
Для примера:

«Представим себе сферического коня в вакууме.
Если вы вдвое увеличиваете рост коня, площадь его поверхности вырастает в четыре раза, а объём коня – в восемь раз! Но что такое объём? Это, по сути, масса, потому что весь объём заполняется мясом, и если объём коня умножить на плотность коня, то получим массу коня.
Какие же следствия из трёхмерности пространства проистекают для животного мира? Их два – тепловое и гравитационное. Начнём с последнего.
У мышки тоненькие косточки, а у слона толстенные кости. Но мышка может упасть со шкафа (что для неё всё равно как с небоскрёба), и ей ничего не будет. А вот слон, упав всего-навсего с высоты своего роста, рискует уже не встать, ибо может поломать кости.
По той же причине муравей может поднять груз в 50 раз больше собственного веса, а слон – только 10% от своего веса. Вот такое непропорциональное масштабирование. Причина непропорциональности – в тех самых указанных выше свойствах трёхмерного пространства: при увеличении линейных размеров зверя всего в два раза, его вес возрастает в восемь раз. То есть зверёк стал выше всего в два раза, а опорно-двигательному аппарату нужно будет выдержать восьмикратную нагрузку против прежней модели. На сколько для этого должна вырасти толщина костей? Прочность кости пропорциональна площади её сечения. Значит, в восемь раз наращиваем.
Надо ещё помнить, что у крупных животных относительная площадь тела (теплопотери) меньше, чем у мелких.
При этом и у слона, и у двухграммовой землеройки примерно одинаковая рабочая температура, опустить которую нельзя, так как она задаётся физическими свойствами основного теплоносителя – воды (из которой в основном и состоит тело). Дело в том, что минимальная теплоёмкость воды находится в пределах 37 градусов Цельсия – самая выгодная температура для рабочего функционирования теплокровного организма".

А вот патриотизм Никонов не приемлет.
Он считает, что все разговоры о патриотизме, моральном долге, чести и других подобных вещах есть всего лишь способ заставить человека поработать бесплатно. Как правило, в пользу тех, кто эти слова говорит, - попов, элиты, начальства. 
За этим Никонов видит лишь инстинкт защиты импринтингового ареала. Не только мама запечатляется в памяти ребёнка, но и тот участок местности, та территория, на которой живёт ребёнок с самого детства. Вот вам и объяснение ксенофобии – если чужак вторгается в зону кормления нашей стаи, то следует неизбежное нападение, агрессия. А стадный инстинкт заставляет нас держаться вместе и тосковать в одиночестве. Коллективисты склонны к левым, социалистическим воззрениям, индивидуалисты – к правым.
И зверь, вторгшийся на чужую территорию, инстинктивно чувствует себя неправым. Поэтому в животном мире чужака (даже порой более сильного физически) чаще всего побеждает хозяин территории. А в личном плане ненависть к чужим оборачивается повышенной любовью к своим, чем и пользуются многие политики, добиваясь сплочения своих методом разжигания ненависти к чужим.

Подробно рассказывается о каннибализме в первой половине 1930-х годов в Кузбассе. И вызваны эти случаи были совсем не только повальным голодом  Это был ответ степняков на депортации и насильственное обобществление скота:
«Вы убили наших баранов, а мы убьём ваших детей!»
И казахи массово убивали (и поедали) детей русских рабочих. Канибализм не ограничивался несколькими случаями, а был распространённым явлением.

Антропологи обратили внимание, что на древних фресках и рисунках построение войск соответствует построению готовых к войне павианьих стай:
- В маршевом порядке построение следующее: в центре идут доминанты – патриархи стада, вокруг которых всё самое ценное – самки с детёнышами. Впереди боевой авангард – субдоминантные особи, молодые самцы. Сзади – арьегардное прикрытие из самцов третьего ранга, послабее.

Любопытны и рассуждения Никонова о любви.
Он пишет, что любовь у нашего вида появилась вместе с широким тазом у наших самок. Идея состоит в следующем. У австралопитеков никакой любви не было – один голый секс.  И всё прекрасно работало – детёныши рождались и самки справлялись с их воспитанием. Потом пришла мода на поумнение. Большой мозг в маленькой черепушке не поместится. А если у ребёнка увеличивается голова, то надо менять и конструкцию родовых путей. Иначе все старания напрасны: младенцы с большой башкой (потенциально более умные) просто не смогут родиться, не проходя в тесные родовые пути и убивая мать при родах.
Увеличение задницы женщины, конечно, увеличивает разумность вида, но снижает подвижность конструкции – самка с широким тазом уже не может столь же быстро передвигаться, как с узким. Она с меньшей вероятностью сможет убежать от хищника или догнать мелкую добычу. И потому неплохо бы её защитить и с ней поделиться добычей… Кто это сделает? Да хахаль ейный! Пусть и защитит, и едой поделится. Хватит ему жить по принципу «наше дело не рожать – сунул, вынул и бежать».
Вот к чему привело простое увеличение жопы – к пересмотру конструкции и всей организации взаимоотношений внутри вида. А как этого добиться? Ничего нового изобретать природе не надо – такая сила уже существует. И заставляет самку отчаянно защищать детёныша даже перед превосходящими силами противника. Крепкая эмоциональная привязанность! Любовь…
Как видите, от жопы до любви один шаг.

А вот о равноправии женщин и мужчин у Никонова мнение крайне скептическое. Например, мужчины в среднем более стрессоустойчивы, то есть склонны сохранять голову трезвой, даже несмотря на крайне нервную обстановку, в которой женщина теряет голову, визжит или рыдает. Именно поэтому женщин практически никогда не берут на стрессоопасные операторские работы: например, в авиадиспетчеры, пилоты или водители автобуса. При высоком уровне стресса баба пугается и создаёт аварийную ситуацию там, где мужик только сигарету в зубах крепче сжимает.
Кстати, шлепки по заднице, которые в лево-деградирующем западном обществе считаются насилием над детьми и за которые у вас стопроцентно отнимут ребёнка, детям необходимы не меньше, чем обнимашки и поцелуи. Потому что в животном мире уважение одного продуцируется силой другого. Нет ничего хуже разболтанных отпрысков, не уважающих родителей.
Там, где ребёнка в три года можно спасти шлепком по заднице, в десять подзатыльником, а пятнадцать поркой, в двадцать его не спасёт даже тюрьма.

Детский писатель Григорий Остер, остро чувствующий детскую психологию, на вопрос, стоит ли шлёпать детей, ответил совершенно блистательно:

- Если вы ребёнка любите, шлёпайте на здоровье!

Помни, товарищ! Круглая детская попа предназначена не только для поцелуев, но и для благоотеческих шлепков!