Турбазовский Маугли

Вертинская Полина
Житель полуторамиллионного города ориентируется в лесу как дома, знает дикие травы, умеет готовить из них снадобья. Он проживал каждое лето своей жизни в десяти километрах от деревни, но не знает, как выращивать картофель и как выглядит колорадский жук…

Каждый из вас наверняка хоть раз в жизни бывал на базе отдыха. Обычно это двухнедельная смена, за время которой вы старались отдохнуть по полной. То есть надышаться чистым воздухом, напиться родниковой воды, сходить в лес и набрать ягод, грибов, орехов. Ну и конечно, посетить все имеющиеся вокруг достопримечательности... А теперь представьте, что вы приехали не на две недели, а на всё лето. И так каждый год. С самого рождения. Все каникулы.

...Мой дед был директором базы отдыха. Это и определило мою судьбу. Прямо из роддома меня повезли, не как всех детей домой, а прямиком на турбазу, где уже нам с мамочкой была подготовлена комната. Бабушка заведовала медпунктом, так что под присмотром родного фельдшера мы наслаждались сосновыми фитонцидами и омывались ключевой водой.

Так каждое лето меня стали отправлять на базу к деду. Жили мы в административном корпусе, представляющим собой симпатичный деревянный домик со всеми удобствами.
С бабушкой я собирала травы и ягоды для аптек, готовила мазь из календулы и облепиховое масло. В столовой училась готовить у профессиональных поваров, то и дело снуя под ногами. Клубные работники прививали любовь к творчеству. Сначала всякие детские выставки поделок, постарше – участие в спектаклях. Даже помогала составлять сценарии, что мне пригодилось и в школе, и в универе.
Так и воспитывалась всей турбазой, включая дворника, выгребающего восторженное дитя из кучи жухлых осенних листьев.

На базу приезжали отдыхающие не только нижегородцы, москвичи и питерцы, но и из стран ближнего зарубежья. Был у меня знакомый мальчик из Украины, очень симпатичный, как все хохлы, он приезжал с родителями несколько лет подряд. Мы с ним танцевали на всех концертах украинский танец. Мне очень нравился кокошник с разноцветными лентами, не меньше самого мальчика. ...После передряг в 90-е их семья перестала приезжать.

Ещё была подруга из Вильнюса. Как все десятилетние девочки, я коллекционировала красивые открытки. В первое наше знакомство она подарила мне аж весь Тракай и Башню Гедиминаса. А я ей, щедрая душа, хохломскую ложку и городецкую свистульку из своих немереных запасов. Мы с ней даже переписывались потом лет пять…

С отдыхающими мне очень нравилось общаться, ведь они-то приезжали отдохнуть, набраться впечатлений, а я в свою очередь, составляла представление о разных городах, собирая с них дань (с отдыхающих, не с целых городов) - открытки и рассказывая о местных нижегородских достопримечательностях с неизвестной даже гидам стороны. Торговала секретами.

К примеру, я знала, в какой купальне лучше переодеть сорочку в Дивеевских святых источниках, чем отличаются так хорошо раскупаемые иностранными туристами нижегородские матрёшки, в чём секрет золотой хохломы, что за штука казаковская филигрань, каков он, чкаловский гипюр, а также где жили Илья Муромец, Пушкин и Серафим Саровский, и много чего ещё...

Ну, и любители острых ощущений покупали за конфеты маленького гида для похода в лес, чтобы попробовать воды из настоящих лесных родников и увидеть, как растёт черника и брусника. Так мы познакомились с одной девушкой из Самарканда, которая потом каждый приезд привозила мне сладчайшие восточные фрукты, а я собирала для неё чернику с брусникой. Детский бартер.

Приходилось, конечно, и выводить случайно заблудившихся отдыхающих из леса, и даже отсасывать змеиный яд у ребёнка с выпученными от страха глазами... В общем, мне было что рассказать в школе о летних каникулах.

Нельзя сказать, что я была совсем уж паинькой. Помню, была одна девочка-москвичка, которой всё не нравилось. Мой любимый запах скошенной травы она называла навозным, кидала камнями в лягушек и ежей, резала берёзки для сока... Меня обзывала деревней. Хотя я тогда не знала, что такое деревня и навоз, но было очень обидно. А уж за своих зверушек и деревья я вообще мстила (и мстя моя была страшенной!)

Сначала я приносила москвичам на веранду ужей по утрам, с удовольствием выслушивая семейные визги. После дедушкиных лекций я обещала не мстить ужами за ежей, и просто приносила им ядовитый борщевик. Когда их доча с воспалёнными пятками попала к бабушке в медпункт, москвичи спешно уехали, возмущаясь «этим змеиным царством» и «вашей маленькой ведьмой». Дед хотел меня тогда отправить в город, бабушка выручила, сказав, что буду с ней за лекарственными травами ходить…
…Потом я поступила в педагогический, летом - практика, стала реже ездить на базу. А вскоре её вообще выкупило какое-то то ли ООО, то ли ОАО, отправив деда на пенсию.


PS. Сейчас я познакомилась с деревней, и она мне очень понравилась. И могу вас уверить, что скошенная трава и трава, пропущенная через корову, пахнут совершенно по-разному…