Вопросы прогнозирования доктрин

Виталий Шолохов
Тезисы доклада на международной конференции 19–20 апреля 2001 года
Россия и Восток. Философские проблемы геополитических процессов:
Каспийский регион на рубеже III тысячелетия

В.Г.Шолохов
Методологические вопросы прогнозирования внешнеполитических доктрин

Прикаспийский регион представляет собой сложный объект для изучения и политической деятельности в нем. Проводимая здесь государственная политика России должна учитывать всю совокупность межгосударственных, региональных, национальных, исторических и географических особенностей. Разработка и проведение Россией политической доктрины должны опираться не только на историческую практику, но и современный теоретический базис. В основу этого должна быть положена концепция совершенствования управления внешнеполитической деятельности России на основе научного предвидения изменений политической обстановки в регионе.
Одним из основных элементов государственной системы управления является прогнозирование, которое опирается на модели (совокупности закономерностей). Вопросы техники прогнозирования в докладе не обсуждаются.
Национальные интересы России на Востоке могут быть «измерены» в некоторой системе «координат» - в системе других государств. Американские ученые разработали [   ] 5-полюсную модель, в которую входят США, Германия, СССР, Китай и Япония. Сегодня более адекватной надо было бы считать 8-полюсную модель по числу членов саммита. В самом простом виде эта модель представляет собой 8 объектов, которые находятся в состоянии равновесия, но в отношениях «активности - сопротивления» друг с другом (А.А.Богданов «Системная организация мира» // Всеобщая организационная наука (тектология) 3-е изд. Л.-М.1925.ч.I С.81-99). При этом изменение рода отношения, например, США и России автоматически приводит к изменению рода отношения США и России с другими полюсами - Китаем, Индией, и т.д.
Подобная модель может быть использована и для анализа политической обстановки в Каспийском регионе.
В докладе рассматриваются две методологические проблемы обоснования использования указанной и других моделей, необходимых для прогнозирования внешнеполитических доктрин.
1. Проблема отношений объектов.
С философской точки зрения отношения Субъектов, которыми безусловно являются государства, рассматривать в модели через отношения объектов есть проблема. Такая операция является законной, только если объектные отношения являются всеобщими, универсальными по сравнению с отношениями Субъект - Субъект.
Глубокое исследование свойств объектных отношений было выполнено А.А.Богдановым. Он пишет: «Элементы всякой организации, всякого комплекса, изучаемого с организационной точки зрения, сводятся к активностям - сопротивлениям.» «В этом смысле ... нет принципиальных различий в природе. Между живым и неживым, сознательным и стихийным и проч.»
В обычных условиях элементы комплексов находятся в подвижном равновесии: « ... там, где нет видимых изменений, принимается наличность двух равных и противоположных тенденций, взаимно маскирующих друг друга.» «Накладываясь одна на другую, они могут усиливать или ослаблять друг друга.»
Изменение отношений двух полюсов (например, Россия - Восток) может интерпретироваться как установление таких отношений между ними, которые ведут к 1) усилению друг друга; 2) к нейтральному сосуществованию; 3) к борьбе. В терминологии А.А.Богданова « ... всех возможных родов сочетания сводятся к трем типам: комплексы организованные, нейтральные и дезорганизованные.»
В первом случае, как пишет А.А.Богданов, «1 + 1 может равняться 4». И это, так сказать, - линейный эффект, который он иллюстрирует на примере сложения двух световых волн. А организационные системы, в силу нелинейных свойств (рефлексия, оптимизация), могут давать еще большее усиление результатов совместной деятельности. Рефлексия может вести к разумному разделению труда и/или подчинению деятельности конкурентов. Специализация и рефлексивное управление существенно повышают качество функционирования и конкурентоспособность на рынке. Также, например, известно, что совместная работа двух оптимизаторов (для достижения одной цели) ведет либо к ускорению переходных процессов как минимум в два раза, либо к улучшению качества результатов деятельности.
Таким образом, объектные отношения являются фундаментальными входят в субъектные отношения.
2. Равенство и борьба за лидерство
Отношения с соседними регионами (государствами, полюсами) определяются государственной политикой. Политика - деятельность государства по обеспечению фундаментальных потребностей совместно живущих и практически действующих людей. Политика может быть конкретизирована только через сопоставление этой политической деятельности со всеми другими всеобщими сферами общественной жизни - материально - производственной, социальной и духовной сферами (Философия // Курс лекций, часть II, кафедра философии РАГС,2000 С. 92-99).
Чтобы сформировать политику государству необходимо оценить результаты взаимодействия с другим государством (регионом, полюсом) и установить зависимости результатов от соотношения экономического, научно - технического, внешнеторгового и т.п. потенциалов сравниваемых организационных комплексов.
Рассмотрим эквивалентный обмен двух сторон. Условие эквивалентного обмена состоит, как известно (К.Маркс "Капитал"), в равенстве (средних) трудовых затрат на производство товаров, обмен которыми и является предметом политики.
Как показано К.Марксом, средние величины трудозатрат зависят от уровня развития производительных сил и производственных отношений, в целом имеет место снижение расходов (овеществленный + живой труд) на единицу продукции при увеличении объема производства.
Обмен, проведенный в соответствии с условием эквивалентного обмена, в определенной степени можно считать справедливым, хотя даже в случае обмен не является равным. Равенство имеет место при абсолютном равенстве сторон, когда  частные затраты  труда  на производство единицы продуктов у обоих сторон равны. В этом случаи количества обмениваемых продуктов обратно пропорциональны  этим частным  затратам труда, однако, как правило, такая ситуация редко имеет место. И если затраты первой СТОРОНЫ на производство единицы второго продукта больше, чем у второй стороны, то пропорция обмена увеличивается.
Принято связывать величину  трудозатрат  с потребностью в продукте, на производство которого требуются эти трудозатраты. Поэтому можно сказать, что если потребность в каком-то продукте растет, то это приводит к росту его стоимости. По  сравнению c равным обменом фактическую ситуацию можно интерпретировать как получение прибыли. А получение прибыли является целью  экономического механизма.
Возникает проблема, как соблюсти равенство (то есть условия эквивалентного обмена) и как одновременно больше получить, чем отдать.
В условиях обмена между государствами непосредственная цель политики - «больше получить, меньше отдать» трансформируется в ряд рефлексивных целей, которые могут быть выражены в форме закона: борьба за превосходство потенциалов. Действительно, чем выше уровень экономики, тем выше экономический потенциал. Но это означает, что - ниже потребности и тем самым - лучше результаты обмена (торговли).
Чем выше идеологический, интеллектуальный (научный и технологический), военный и разведывательный потенциал, тем лучше и результаты обмена. Поэтому имея целью увеличение пропорции обмена обменивающиеся стороны развертывают соревнование вокруг соотношения потенциалов, образуя несколько сфер борьбы. Каждая  из сфер борьбы представляет собой способ увеличения пропорции обмена. Поэтому Физически мы не видим этих сфер борьбы в  чистом, абсолютном виде. Больше того, все эти сферы борьбы взаимосвязаны и каждая из них обслуживает другие, хотя  имеет и, так сказать, свое поле деятельности.
Конкретная оценка соотношения потенциалов позволяет прогнозировать, в чью пользу будет обмен. А результаты обмена  создают предпосылки для более быстрого развития более сильной стороны. Поэтому для обеспечения наращивания потенциалов государства иногда применяют тактику "занавеса".
Теория обмена позволяет предсказать все объекты, которые будут интересовать конкурента. Это - все те процессы, предметы и люди, которые создают превосходство потенциалов, а, значит, и превосходство в результатах обмена.
Взаимосвязь  потенциалов  с этими процессами, предметами и людьми в каждом конкретном случае является неизвестной и трудно выводимой. Но может быть предложен критерий ( на основе модели, обосновывающей условие Эквивалентного обмена), который позволяет  делать  выводы о потенциальной значимости каждого реального явления. Этот критерий может быть сформулирован в следующем виде:
ЕСЛИ РАССМАТРИВАЕМОЕ ЯВЛЕНИЕ ПОЗВОЛЯЕТ (ВЛИЯЕТ) ДЕЛАТЬ РАБОТУ БЫСТРЕЕ ИЛИ С ЛУЧШИМ КАЧЕСТВОМ, ТО ДАННОЕ  ЯВЛЕНИЕ  СЛУЖИТ УВЕЛИЧЕНИЮ ПОТЕНЦИАЛА.
Однако из теории обмена видно, что для результата обмена важно не само по себе значение потенциала, а его соотношение с потенциалом конкурента. Поэтому критерий может быть уточнен:
ВСЯКОЕ ЯВЛЕНИЕ, КОТОРОЕ ПОЗВОЛЯЕТ ДЕЛАТЬ РАБОТУ БЫСТРЕЕ ИЛИ ЛУЧШЕ, ЧЕМ ЕЕ ДЕЛАЕТ КОНКУРЕНТ, ЯВЛЯЕТСЯ ПОТЕНЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫМ И ЯВЛЯЕТСЯ ПОЭТОМУ ОБЪЕКТОМ ПОЛИТИКИ.
И так как увеличение потенциалов является общественно полезным фактом, то всякое подобное явление  становится  прогрессивным и оправданным (законным) в глазах общества.
Политическая доктрина конкретизируется на основе данных информационного обеспечения руководства страны.
Итак, можно сделать заключение, что равенство в международных отношениях является стационарным следствием борьбы за лидерство.