Опасные игры -2 Часть четвёртая, окончание

Светлана Никифорова 2
Костик завёз Вадима домой и уехал, сказав что приедет завтра. Они собирались снова продолжить поиски в доме. Отец, конечно, об этом не будет знать. Незачем ему сообщать подробности. Вадим вечером позвонил другу и упросил того поработать завтра за него. Друг согласился. А Татьяна, его девушка, уже неделю отдыхала с родителями в Турции. Так что у Вадима были грандиозные планы. Он взбил подушку, выключил свет и собирался заснуть, когда зазвонил мобильник.
- Привет, это я, - раздался в трубке голос Егора, - я приехал.
- Здорово, - обрадовался Вадим, - а Ксюха с тобой?
- Нет, осталась в деревне. А я приехал на несколько дней по делам. И к вам могу завтра заскочить.
- Мы завтра едем в тот дом, помнишь? Если хочешь с нами, подгребай ко мне  к девяти.
- Конечно, хочу.  Я накопал кое-что в интернете, завтра расскажу.
- Давай. До завтра.

Утром ребята встретились и на машине Костика отправились в Ильинку. Костик вёл машину и расспрашивал Егора о жизни в деревне и о Ксюше. Егор рассказывал, а Вадим всё оглядывался  назад.  Он увидел, что за ними снова следует синие Жигули. Машина  ехала за ними, словно приклеенная. И только при въезде в Ильинку машина свернула на боковую дорогу и пропала из виду. Но у Вадима  внезапно сжалось сердце и появилось чувство тревоги.
 
Они подъехали к дому и увидели припаркованный рядом с ним автомобиль. Костик остановил машину, вышел и обошёл автомобиль со всех сторон. Он со знанием дела поцокал языком.

- Иномарка. Дорогущая. Интересно, кого сюда принесло?
Вадим с Егором вышли из машины и отправились к дому. Они остановились у крыльца и настороженно переглянулись. Дверь была приоткрыта. В доме кто-то находился.
- Воры, - прошептал Костик. - Что делать будем?  Может, в полицию позвонить?
- А как мы объясним здесь своё появление? - резонно спросил Вадим. - Мы же не хозяева дома.
- А что же делать?
- Пойдём в дом, - решительно сказал Вадим, - нас трое, как-нибудь справимся. И он шагнул за порог. За ним потянулись и Егор с Костиком.
Они зашли в дом и огляделись. Вдруг Костик громко затопал ногами и крикнул.
- Есть тут кто-нибудь? Выходи! У нас оружие, будем стрелять!
Вадим растерялся.

- Ты что делаешь? Зачем?
- Пугаю воров. Они услышат, что у нас оружие и сбегут.
- А если не сбегут? И сами с оружием?

Костик не успел ответить. На лестнице послышались шаги, и появился тот мужчина, что приезжал в больницу к Александру.
- Здравствуйте, - приветствовал он ребят. - Я не вор, и у меня нет оружия.
- А что вы здесь делаете? - поинтересовался Костик.
- Я договорился с Александром, что заберу одну из картин. Здесь я нахожусь с его согласия, а вот вы что делаете в этом доме?
- А... А мы его охраняем! - не уступал Костик. - Мало ли кто заберётся в дом. Пока Санёк в больнице мы проверяем сохранность дома... и его обстановки.
Вадим задумчиво смотрел на мужчину.
- Ваша фамилия Аверин?
- Совершенно верно. Аверин Станислав Георгиевич.
- Я где-то уже слышал вашу фамилию.
- Наш род очень известен. Вы могли прочитать обо мне в газетах. Я возглавляю известную благотворительную организацию. Она находится в Германии, а её филиал открыт здесь.
- Почему здесь, в Перми?
- В этом городе берёт начало род Авериных. А почему вы интересуетесь?
- Я помню, что где-то уже слышал вашу фамилию. А! Письма! Всё ясно!
- Письма? Какие письма?
Зазвонил мобильник Вадима. Он взял трубку и услышал голос Александра.
- Вадим, я знаю, что вы сейчас у меня в доме. Туда поехал мой родственник, Аверин. Так что не пугайтесь.
- А откуда ты знаешь, что мы у тебя?
- Мне Костик позвонил. Сказал, что вы будете продолжать поиски клада.
- А... твой родственник?
- В нём я уверен, как в самом себе. Он возьмёт одну картину и уедет. Кстати, он уже договорился с Вованом и Гошей. И заплатил им мой долг. Так что я им ничего не должен. А вы ищите клад сколько хотите, я разрешаю. Дай телефон Станиславу, я ему скажу несколько слов.
Вадим протянул мобильник Аверину.
- Вас.
Тот взял, послушал и отключился. Затем улыбнулся.
- Ну вот, все недоразумения разрешились. Так о каких письмах вы говорили?
- Это не мои письма, а Александра. Он вам и расскажет о них.
- Хорошо, - согласился Аверин. Он попрощался, взял упакованную картину и вышел из дома.

Ребята облегчённо вздохнули. Наконец-то они остались одни.

- Странный какой-то родственник... - протянул Костик. - А ведь Санька говорил, что у него никого нет, кроме родителей. А тут родственник вдруг нарисовался. Да ещё картину свистнул. Надо было посмотреть, что за картина.
-  Александр сам ему разрешил,- нахмурился Вадим. Пускай сами разбираются. Главное, что он разрешил остаться в доме. - Что ты накопал в интернете? - обратился он к Егору.
- Представляете, - взволнованно начал рассказ Егор, - этот дом очень старинный...
- Мы это уже поняли, - усмехнулся Костик.
- Был такой русский архитектор Ухтомский. Умер он в 1744 году. И до наших дней дошло лишь одно его произведение - пятиярусная колокольня в Троицко - Сергиевской лавре в городе Загорске. Когда мы здесь были, я зарисовал на бумаге этот дом, а потом сравнил с колокольней. И выявил много похожих деталей.  И я предполагаю, что этот дом построил Ухтомский. Можете себе представить, что это второе произведение искусства Ухтомского, дошедшее до наших дней!
- Мы в полном восторге! - съехидничал Костик. - А больше ты ничего не узнал?
- Есть ещё кое-что... здесь вполне могут быть потайные комнаты и даже подземный ход.
- Ты в этом уверен? - недоверчиво спросил Вадим.
- Не уверен. Но надеюсь. В старинных домах всегда строили потайные комнаты и подземные ходы. Мы же всё равно ищем клад. Может, в процессе поисков наткнёмся и на подземный ход.
- Логика у тебя железная, - улыбнулся Вадим, - так давайте искать.

И они разбрелись по дому. Вадим решил, что по отдельности у них больше шансов что-то найти. Он сам остался внизу, Костик отправился на чердак, а Егор поднялся на второй этаж.

Вадим внимательно оглядел комнату. Ничего нового он в ней не нашёл. Внезапно его заинтересовал камин. Вадим вспомнил старый фильм, где в камине как раз и был замаскирован тайный ход. Он подошёл к камину и внимательно его оглядел. Камин был мраморный, украшенный искусной резьбой и  расположенными в четырёх углах гербами. Гербы повторялись и изображали медведя, вставшего на задние лапы. На декоративной панели в центре было панно с фруктами. На камине стояло три канделябра. А над ним была прикреплена панель из полированного дерева с вставленным в центр овальным зеркалом.

Вадим решил начать с гербов. Он нажимал на них, но ничего не происходило. Тоже он проделал с панно. Но безрезультатно. Тогда он принялся за канделябры. Они были прикреплены к полке, поэтому юноша начал нажимать на все выступающие части. Внезапно что-то щёлкнуло и в камине открылось потайное отверстие. Оно зияло чернотой и оттуда дохнуло сыростью и промозглостью. Издав воинственный клич, Вадим полез в потайной ход. Он решил первым осмотреть подземелье, поэтому ребят звать не стал. Но предусмотрительно захватил несколько свечей и спички. Вниз вела крутая лестница, и Вадим долго по ней спускался. Наконец, спуск закончился и перед юношей простёрся длинный подземный ход, теряющийся во мраке. Держа зажжённую свечку, он уверенно двинулся вперёд. Тишину нарушали только его шаги и учащённое дыхание.

Внезапно язычок свечи колыхнулся, словно от порыва ветра и послышался какой-то приглушённый шум. Вадим хотел обернуться, но не успел. Сильный удар обрушился ему на голову, и Вадим потерял сознание. Но пришёл в себя через несколько мгновений. И увидел, как по подземелью бежит человек и скрывается за поворотом. Вадим попытался подняться и ему это удалось. Пошатываясь, он побрёл к лестнице. Кое-как выбравшись, он обессилено упал на стул и набрал на мобильнике телефон Костика. Кричать у него не было сил. Он нажал на вызов и снова потерял сознание.
 
Очнулся он от прикосновения чего-то холодного и мокрого. Это Егор приложил полотенце на его лоб. Вадим застонал.
- Не слабо тебя приложили, - нахмурился Егор, - ты лежи, не двигайся.
- Где Костик? - прошептал Вадим.
- Проверяет подземелье.  Кто тебя ударил, ты не видел?
- Нет.
Из камина вылез Костик.
- Очнулся? 
Вадим ощупал голову и поморщился от боли.
- Да уж... Голову-то хоть не проломили?
- Всё нормально с твоей башкой. Шишка только будет, - успокоил его Костик.
- А я уж было подумал, что ты обо мне волнуешься, - усмехнулся Вадим. - Рассказывай, что нашёл в подземелье.
- Кусок доски, которой тебя ударили. И ещё нашёл выход. И знаете, куда я вышел? К липовой роще! Там вход так замаскирован, что его не найдёшь, если не знаешь. А ещё я видел машину, что нас преследовала.
- Синие «Жигули?» - привстал со стула Вадим.
- Ага. Они самые. Только водителя я не видел. Когда я выскочил из подземелья, машина уже уезжала.
- Значит, этот человек знает о подземелье, - задумчиво проговорил Вадим. - Странно всё это.
- Не то слово, - заметил Костик. - Ты ещё не знаешь, что Егор нашёл. Пойдём, мы тебе покажем.

Вадим встал, голова у него закружилась, появилась слабость. Но любопытство было сильнее и  он, превозмогая боль, поддерживаемый друзьями, отправился наверх.

Костик и Егор привели его к одной из комнат на втором этаже. Костик распахнул дверь и торжественно провозгласил:
- Смотри! Здорово, правда!
Вадим непонимающе огляделся.
- А куда надо смотреть-то? И что я должен увидеть?
- Балда, да вот же оно, - Костик подошёл к стене и ткнул в неё пальцем.
- Что «оно?»
- Да ты приглядись внимательно, - обиженно произнёс Костик, - и увидишь. А лучше подойди поближе. Мы ведь тоже сначала не увидели.

 Вадим внимательно оглядел комнату. И заметил то, что не увидел раньше. На трёх стенах висели портреты, рядом стояли книжные шкафы, полностью заставленные книгами. А четвёртая стена, на которую указывал Костик, являлась барельефом. На ней проступали выпуклые изображения диковинных птиц и животных, а в середине панно была расположена пятиконечная звезда. В центре звезды был нарисован потрет маленького ребёнка, мальчика.

- Интересно, - пробормотал Вадим, ощупывая стену, - а я это проглядел.
- И я тоже, - кивнул Костик, - а вот Егор заметил.
- Я читал, - произнёс Егор, -  о том, что звезда это символ вечности. В старину верили, что у каждого человека есть своя звезда, которая рождается и умирает вместе с ним.
- Значит, не зря этот мальчик находится в центре звезды, - оживился Вадим, - что-то это должно значить...
- Может это что-то и обозначает, - пробурчал Костик, - но мы пока нашли только вот что...

 Он надавил  на один из лучей и тот до упора вошёл в стену. Костик ослабил нажим, и луч вернулся на место.
- А с другими лучами тоже самое происходит? - полюбопытствовал Вадим.
- Ага. Надо будет провести несколько экспериментов, - взволнованно воскликнул Костик, - я хочу проверить кое-что...
- Нет, сегодня мы ничего делать не будем, - возразил Вадим. - Завтра поедем к Александру и расскажем ему, о том что здесь нашли. Пусть он сам решает.
- Ну вот, - приуныл Костик, - а я-то уж обрадовался, что клад найдём...
- Надо быть оптимистом, - назидательно произнёс Егор, - подземный ход мы же нашли, может и клад найдём.
Будем искать, - подвёл черту Вадим, - только если Александр скажет. А сейчас нам пора. Отец уже волнуется.
И, не слушая бурчанья Костика, он направился к выходу.
 

На следующий день друзья отправились в больницу.  Всю дорогу Вадим оглядывался, но не заметил преследования. Он облегчённо вздохнул. Пусть хоть сейчас эти синие «Жигули» не напоминают о себе. Но затем он пощупал набухшую шишку и поморщился от боли. Надо поговорить с Коротковым, который помог им в прошлом году. Он был частным сыщиком и наверняка у него есть база данных всех автомобилей, зарегистрированных в городе. Вадим надеялся, что водитель машины не приезжий. Тогда его будет легче найти. И он решил сегодня же позвонить Короткову и попытаться узнать об этой машине.

Александр встретил друзей радостной новостью. Скоро его выписывают. Охрану тоже сняли, но бдительная медсестра всё же изредка заглядывала в палату.
Ребята рассказали о своих находках. Александр с радостью согласился на то, чтобы друзья продолжали искать клад. Он сожалел только об одном, что сам пока не может участвовать в поисках.
 
В дверь палаты постучали, и зашёл Аверин с пакетом гостинцев.
- Здравствуйте, - приветствовал он друзей, - я вот к Саше, навестить...
- Ребята, - немного смущаясь, сказал Александр, - я хочу вам представить моего родственника Станислава Аверина. И попрошу его рассказать вам, то что он говорил мне.
 И не слушая протестов Вадима,  он продолжал:
- Вы мне так помогли. Вы нашли письма. Знаете почти всё о нашем роде. Я думаю, что вам будет интересно узнать ещё кое-какие факты. Прошу, Станислав, расскажи.
Аверин вздохнул.
- Что ж, это твоё право, Александр. Мне, честно говоря, стыдно об этом рассказывать. Но, как говорится, из песни слов не выкинешь. Я происхожу из старинного дворянского рода. Мой прадед был очень богатым, но добрым человеком. Он был, как тогда говорили, меценатом. Я и мой отец продолжаем традицию. Наш благотворительный фонд помог очень многим людям. Но сейчас не об этом. Николай Аверин, был в большой дружбе с твоим прадедом, Александр. И когда тот пропал, он посчитал своим долгом помочь его семье. Он принял участие в судьбе сына и дочери Екатерины Ильиной. Это вы знаете из писем, которые я тоже недавно прочитал. Помогая семье своего друга,  Николай влюбился в Екатерину. Она была красивой  и умной женщиной. Он начал за ней ухаживать, и Екатерина не устояла. Оба прекрасно понимали, что это преступная связь. Ведь было неизвестно, жив ли её муж... Станислав вздохнул и продолжал:  - они встречались тайно долгое время, пока Екатерина не поняла, что ждёт ребёнка. Она приехала поздней ночью к Николаю и, ломая руки, зарыдала. Аверин успокаивал её и предложил выйти за него замуж. На что Екатерина горько рассмеялась и отказала ему. Тогда мой прадед вымолил у неё обещание, что этого ребёнка он воспитает сам, сохранив тайну его рождения. Женщина рыдая, согласилась. С этого дня она прекратила своё общение с Авериным и, тщательно скрывая своё интересное положение, ждала разрешение от бремени. В ту ночь, когда родился мой дед, была сильная гроза. Повитуха, тайно приглашённая в дом, истово крестилась и испугом поглядывала в окно на разбушевавшуюся стихию.
 
Ребёнка умыли и, завернув в пелёнки, унесли из дома Екатерины навсегда. Он воспитывался в доме Аверина и был его единственным сыном. Впоследствии Николай Аверин женился, но детей супруга ему не подарила. Так что, - горько усмехнулся Станислав, - незаконнорожденный ребёнок приобрёл все права прямого наследника. Вот, собственно, и всё.

- А картина, - с любопытством спросил Костик, - что за картину вы унесли?
- На этой картине изображена Екатерина. Мой прадед заказал известному художнику её портрет. И много лет упрашивал Екатерину отдать ему этот портрет. Он хотел иметь возможность любоваться на свою возлюбленную. Но женщина отказывала ему. Перед смертью  Николай попросил сына достать картину. К тому времени Екатерина уже мирно покоилась на кладбище, а внучка наотрез отказалась продать картину. Потом  настали смутные времена, и деду стало не до картины. Он прожил долгую жизнь и недавно умер. А перед смертью рассказал отцу и мне о тайне его рождения и попросил достать картину. Почему-то это ему было очень важно. И я обещал достать эту картину. Поэтому и приехал из Германии на свою родину, в поисках родственников. И я рад, что нашёл Александра.
 
- И очень мне помог, - заметил Александр, - ведь это Станислав нанял охрану, но не афишировал это. Иначе, кто знает что могло бы со мной произойти... И ещё заплатил мой долг. Я тебе очень благодарен.
- Я, когда узнал что тебя хотели убить, очень испугался, - отозвался Аверин. - Ты мой единственный родственник. Деньги у меня есть, я богат. И ты мне отдал картину, о которой мечтал мой дед.
- Скажите, - спросил Вадим, - вы ничего не знаете о легенде?
- Легенда? - вздёрнул брови Аверин.
- Там что-то такое о тумане говорится...
- А! Так это не легенда, а было на самом деле.
- Что было?
- Мне дед рассказал, а ему прадед. А  он слышал от Екатерины.  Рядом с домом есть озеро...
- Видели мы это озеро, - хихикнул Костик.
- Раньше это было глубокое озеро. И когда над ним поднимался туман, а это было почему-то только в лунные ночи... Мистика, конечно. Но, когда над озером поднимался туман, то кто-то из рода Ильиных умирал.
- И это мы слышали, - снова не выдержал Костик.
Аверин, не слушая ехидного замечания Костика, продолжал:
- В этом озере утонул маленький мальчик. Конечно, из рода Ильиных. А перед его гибелью над озером был густой туман.  И было это ещё задолго до рождения твоего прадеда Алексея.
- В одной из комнат, - сообщил Вадим, - мы нашли портрет мальчика. Может быть, это он и есть.
- Может быть. Ну, мне пора. Он кивнул друзьям, - всего доброго. И до встречи.
Он вышел из палаты, а ребята ещё немного посидев, тоже распрощались с Александром. Костик отвёз Егора домой и направлялся к  дому Вадима, но тот попросил остановить машину на площади.
- Ты куда намылился? - удивился Костик.
- Мне тут нужно кое-что проверить... - туманно отговорился Вадим.
- Не забудь, завтра едем в Ильинку, - предупредил Костик и укатил.

Вадим кивнул и достал из кармана мобильник. Он долго разговаривал, затем отключил телефон и побежал на автобус. Он проехал в автобусе несколько остановок, вышел и  направился к многоэтажному дому. Определив нужный подъезд, он зашёл и поднялся на второй этаж. Остановившись перед дверью, он решительно нажал на кнопку звонка. Дверь открылась, и Вадим зашёл в квартиру.

На следующий день Костик нетерпеливо названивал Вадиму по мобильнику. Когда тот ответил, Костик раздражённо воскликнул:
- Ну, и долго мы тебя ждать будем?
- А ты уже приехал? - невинно поинтересовался Вадим.
- Мы уже полчаса у твоего подъезда сидим, - заорал Костик. - Со скуки помереть можно! Егор даже заснул.  Говорил же, с утра едем!
- Всё, уже спускаюсь, - миролюбиво сказал Вадим и отключился.
Через несколько минут он уже сидел в машине, но когда Костик отъехал от дома, Вадим попросил:
- Заедем в больницу.
- Зачем? - удивился Костик.
- За Александром. Его выписали и он поедет с нами.
- Саньку выписывают? - обрадовался Костик, резко затормозив у светофора. - Здорово!  А почему вчера он ничего не сказал?
- Он сам не знал. А сегодня утром позвонил и попросил приехать.
- Значит, едем в больницу за Санькой, - Костик развернулся, и машина резво помчалась по дороге.

 Ребята подъехали к больнице, забрали Александра и направились в Ильинку. Подъехав к дому, они заметили машину Аверина. Сам Станислав стоял рядом и приветственно махал им рукой.

- Сегодня встреча родственников? -  тихо пробурчал Костик, выходя из машины.
Аверин услышал и приветливо улыбнулся.
- Александр позвонил и сказал, что его выписывают. Просил сюда приехать.
- Я рад, что ты выбрал время приехать в Ильинку, - Александр вышел из машины и сердечно обнял Аверина, - пошли в дом. Сегодня у нас важный день.

Вадим и Егор тоже вышли из машины и направились к дому. Александр вошёл первым и осмотрелся.
- Как же мне не хватало моего дома! Я по нему даже скучал.
Вадим ухмыльнулся.
- Ничего удивительного. Это же твоё родовое гнездо. Только подумайте, сколько поколений вашего рода жило здесь!
Костик нетерпеливо проговорил.
- Всё это очень интересно. Но мы приехали, чтобы найти клад. У меня уже руки чешутся. Я точно знаю, что мы его сегодня найдём. Давайте уже, пойдём наверх. В ту комнату.
- Подожди, - Вадим преградил Костику путь, - должен ещё кое-то приехать...
Костик удивлённо воззрился на друга.
- Интересно, кто бы это мог быть?
- Подожди, скоро узнаешь, - загадочно улыбнулся Вадим. - Присядьте пока.

Все расселись на стулья и напряжённо поглядывали на дверь. Замолкли разговоры, и стало необычайно тихо. Через некоторое время в этой напряжённой тишине послышался шум подъехавшей машины, хлопнула дверца и зацокали каблучки. Дверь открылась и на пороге появилась девушка. Она зашла в дом, огляделась и улыбнулась.
- Ну вот, я приехала.
Вадим поднялся.
- Это Лиза. Лиза Ильина.
Костик удивлённо приподнял брови.
- Ильина? А она, случайно, не Санькина родственница?
- Именно родственница, - кивнул Вадим. - У Екатерины, прабабки Александра,  было двое детей.  Ну, не считая, конечно, ребёнка от Аверина, - Вадим смущённо покосился на Станислава и продолжал: - Варенька повесилась, оставив бабке внучку. А Николенька пропал. Известий от него не было, и Екатерина думала, что он погиб. На самом деле Николенька участвовал  в Русско-турецкой войне, которая началась в 1877 году. Его тяжело ранило, и он чудом остался жив. Но потерял память. В госпитале его выходила сестра милосердия Анастасия. На ней он впоследствии и женился. Они эмигрировали во Францию, и Николай больше никогда не приезжал на родину. С женой он прожил много лет, нажил троих детей, но память к нему вернулась лишь за несколько лет перед смертью.
- Откуда ты всё это знаешь? - спросил Александр, недоверчиво поглядывая на девушку.
- Я отвечу, - Лиза сделала шаг вперёд, - я привезла дневник прадеда. Она открыла небольшую сумочку, болтающуюся на её плече и, достав дневник, протянула его Александру. - Вот. Здесь всё написано. Я знаю о легенде и о подземном ходе...
- Так это ты приложила доской Вадима? - ошарашено поинтересовался Костик.
- Я не хотела. Правда, не хотела. Но так получилось.
- А синие «Жигули» это твоя машина? - продолжал допытываться Костик.
- Да. Но...
- И это ты за нами следила? А может, ты и Саньку сбила? А в больнице? Это тоже ты была? Ну и родственница у тебя, Санька!
Александр подошёл к Лизе и взглянул ей в глаза.
- Это правда?
- Да. Но я не хотела тебя убивать. Я просто хотела напугать.
- И это всё из-за какого-то несуществующего клада? - с трудом выдавил Александр. - Обещаю, если мы его найдём, то ты получишь свою долю.
- Я не хотела тебя убивать, - выпалила Лиза, - но мой бизнес прогорел, денег не было, я не знала что мне делать. И  тогда мой отец отдал мне дневник, который он хранил много лет. Прочитав его, я поняла что в России, в доме моего предка хранится клад. И я приехала сюда. Сначала я хотела купить этот дом. Я прочитала о нём объявление, но когда я приехала в Ильинку, меня даже не пустили на порог. Сказали, что дом не продаётся. Я так разозлилась!
- И обозвала нас «козлами», - расхохотался Костик.
- Я же говорю, что я разозлилась.
- А потом  пробралась в дом и устроила бедлам!
- Я искала клад... - стала оправдываться Лиза.
- И ты чуть не угробила своего брата, - завёлся Костик,  и Вадима долбанула по голове.
Александр сел на стул, его голос дрожал.
- У меня голова раскалывается. Я не знаю, как мне поступить. И что мне делать дальше.
Лиза расплакалась.
- Поверь, я рада что у меня есть брат. Я одна у мамы с папой, а мне так хотелось брата или сестру. Прости меня, прошу!
- Не сейчас. Мне надо всё обдумать.
- Скажите, - Аверин подошёл к Вадиму, - а как вы нашли Лизу?
Вадим не успел ответить, как Костик оживлённо проговорил:
- Я, кажется, знаю ответ! Коротков, да? Частный сыщик?
- Ага, - отозвался Вадим, - Валентин Николаевич проделал огромную работу. Без него  я никогда бы не нашёл Лизу. Она же французская подданная. И не афишировала свой приезд в Пермь. Вчера я созвонился с Коротковым, и он дал мне адрес, где временно проживала Лиза. Я подумал, что все ветви рода Ильиных должны воссоединиться. Я не прав?
- Ты абсолютно прав, - Аверин ободряюще улыбнулся Вадиму,- я рад что у меня есть брат и сестра.
Костик воскликнул.
- Может быть, уже пойдём искать клад? Мне не терпится проверить одну свою догадку. Потом устроите вечер воссоединения родственников.

И все отправились на второй этаж. Впереди, перепрыгивая через две ступеньки, скакал Костик, за ним шёл невозмутимый Егор, который ещё не вымолвил ни слова. Замыкали шествие Вадим, Станислав и Лиза с Александром. Юноша шёл, угрюмо поглядывая на Лизу, а девушка, чувствуя его взгляд, становилась всё печальней. В глазах у неё стояли слёзы.
Костик распахнул дверь в комнату.
- Смотрите! Здорово, правда?
Лиза, Аверин и Александр подошли к стене и стали разглядывать звезду и портрет мальчика, заключённый в ней.
- А что теперь? - поинтересовался Аверин.
- Я думаю, - высказал Костик свою догадку, - надо всем одновременно нажать на лучи.
- И что будет? - не выдержал Егор.
- Увидим. Давайте, скорее нажимайте.
 
Лиза, Станислав, Александр, Вадим и Егор одновременно нажали на лучи звезды и те до упора вошли в стену. Костик нетерпеливо наблюдал.

Несколько мгновений ничего не происходило, затем стена, скрипя, стала отъезжать в сторону, открывая за собой потайную комнату.
- Ура! - завопил Костик. - Я так и знал! И он первым устремился в комнату. Все остальные, сгорая от нетерпения, вошли за ним и огляделись.

Это была детская комната. Вадим сразу понял, что здесь жил маленький ребёнок. Небольшое окошко, занавешенное пыльной от времени шторой, пропускало немного света. Из обстановки в комнате стоял шкаф, на стенах висели картины, изображающие одного и того же маленького мальчика, в центре стояла детская кроватка, с подвешенными  над ней к потолку игрушками, а в углу притулилась тумбочка. На ней стоял портрет мальчика, и рядом лежали засохшие цветы. Больше в комнате ничего не было.

Все разочарованно вздохнули, а Вадим ухмыльнулся.
- В общем-то, я этого и ожидал. Мы просто раскрыли ещё одну тайну этого дома. Жалко, конечно, но никакого клада здесь нет.
Александр печально улыбнулся.
- И ради этого меня чуть не убили...
Лиза затравленно взглянула на него, но промолчала. Аверин тоже стоял молча и разглядывал комнату. Егор тоже молчал. А вот Костик развил бешеную деятельность. Он открыл шкаф и проверил его содержимое. Затем направился к тумбочке. Открыв её, он радостно воскликнул и  вынул несколько шкатулок. Но радость его была недолгой. Все шкатулки были пусты.

- Да что же это такое? - лицо Костика разочарованно вытянулось. - Ведь наверняка в этих шкатулках были драгоценности! Куда же они делись?
- А может, их и не было? - пожал плечами Вадим. - Здесь больше нечего делать, уходим.
- Подожди... - Егор внезапно шагнул к тумбочке и достал, незамеченную Костиком толстую тетрадку, исписанную мелким убористым почерком. Он пролистал её и протянул Вадиму: - это дневник. Прочитай последний абзац.
Вадим взял тетрадь, подошёл к окошку, чтобы лучше разглядеть написанное, и углубился в чтение.
 
- Интересно, - протянул он, прочитав.
- Читай вслух, - воскликнул Костик, сгорая от нетерпения.
- Это  записи Ивана Ильина, - сообщил Вадим, - наверное, твой родственник.
- Да, это мой прапрапрадед, - взволнованно сказал Александр. - То есть, - он оглянулся на Аверина с Лизой, - наш предок.

- В этом дневнике Иван Ильин описывает гибель своего сына, Андрея. Мальчику было пять лет, когда он утонул в озере. Меня заинтересовали последние строки, написанные Иваном. Читаю.  «Туман, снова этот туман... Он появился над озером за несколько дней до гибели Андрюши. Он стелился белым покрывалом над озером и внушал страх. Крестьяне говорили мне, что это не к добру. Но я только смеялся и не верил. А затем утонул мой сын. Мой первенец, мой любимый Андрюша. Не знаю, чья была в том вина - нянька ли недоглядела или такая судьба была уготована моему сыну... Но только после гибели Андрюши туман исчез. И не появлялся до сего дня, ровно через год после его смерти. Стёпка, мой камердинер, говорит что дух озера требует новую жертву и если его не задобрить, погибнет ещё кто-нибудь  из нашего рода. Я не верю в эти предрассудки, но моя жена Аннушка очень просит, чтобы я  не допустил ещё одной смерти. Она сейчас на сносях и вот-вот должна разрешиться от бремени. Из-за своего интересного положения и из-за гибели Андрюши, Аннушка стала нервной и раздражительной. Она плачет по любому поводу и умоляет меня прислушаться к советам Стёпки и сделать так, как он говорит. Сегодня ночью я пойду  к озеру  и совершу ритуал».
 
Вадим отложил тетрадь и задумчиво потёр переносицу.
- Мистика, да и только! Тут ещё несколько строчек, читаю. «Я сделал всё, как сказал Степка. И, странное дело, туман исчез. А с ним исчез страх за моих родных. Словно дух озера благосклонно принял мои дары и успокоился. Теперь каждый год, в день смерти моего сына, я буду совершать этот ритуал, чтобы не допустить ещё одной смерти».
 
- Я всё понял! - внезапно крикнул Костик. - Я знаю, где искать клад!
- Я, кажется, догадываюсь, - оживился Александр.
- Так чего же мы стоим? - Костик рванул к двери. - Побежали, скорее, на пруд.

Через несколько минут они стояли на берегу заросшего камышом и покрытого ряской, пруда.
- Не верится, что эта лужа была когда-то озером, - задумчиво произнёс Вадим. - Что делать дальше?
- Ты же умный и понятливый, - усмехнулся Костик, - а не знаешь, что надо делать дальше. Лезть в пруд, конечно! В дневнике же ясно сказано о совершении ритуала. А чем можно задобрить духа озера?
- Ты думаешь, - осенило Вадима, - что Иван Ильин задабривал духа озера драгоценностями?
- Я не думаю, я знаю, - Костик поспешно стянул одежду и зашёл в воду, - всё, я ныряю.

И он нырнул в воду. Вынырнул и вопросительно взглянул на друзей: - я так и буду один искать клад? Мне нужна помощь.

Вадим, Егор и Аверин тоже скинули одежду и вошли в воду. Александр и Лиза остались стоять на берегу, ожидая развития событий. Костик снова нырнул, за ним нырнули и остальные. Прошло минут пять, но гладь пруда была спокойна. Александр уже начал волноваться, когда друзья и Станислав Аверин вынырнули из воды. Костик отдышался и заорал во всё горло:
- Мы нашли! Он здесь. Тяжеленный сундук. Сейчас попытаемся сдвинуть его.
 
И они снова скрылись под водой. Вскоре они уже  волокли к берегу тяжёлый кованый сундук. Костик с Авериным волокли сундук за скобы, а Вадим с Егором подталкивали его. Наконец общими усилиями, сундук был вытащен на берег. Костик рухнул на землю и застонал:
- Ну и тяжесть! Еле доволокли.
Вадим отдышался и усмехнулся.
- А может, там кирпичи. Представляешь, сундук набит кирпичами!
Костик вскочил с земли, уставился на сундук, затем сморщился и расстроено произнёс:
- Не может такого быть. Зачем кому-то так шутить?
- Надо скорее его открыть, - нетерпеливо воскликнула Лиза, оглядывая сундук со всех сторон, - на нём замка нет, а запоры заржавели.
Егор нашёл на берегу большой камень и с размаху ударил по запорам. Ржавые запоры нехотя щёлкнули и сундук раскрылся. В нём находился ещё один сундук, уже закрытый на замок.

Костик разочарованно протянул.
- Это что, как у матрёшек? Открыл одну, а там другая, за ней третья и так далее... А в конце остаётся маленькая матрёшка и всё. Может, и в этом сундуке так же?

Егор вынул второй сундук и камнем ударил по замку. Тот открылся, и юноша поднял крышку сундука. Все ахнули. Сундук был доверху наполнен драгоценностями. Здесь лежали браслеты, кольца, жемчужные ожерелья, золотые монеты и другие украшения.
- Вот это да! - восхищённо выдохнул Костик. - Я такого богатства никогда не видел. В прошлом году, правда, я нашёл несколько алмазов, так и то их забрали.
- Твою долю у тебя никто не заберёт, - успокоил его Александр.
- Что? - не поверил Костик. - Ты хочешь разделить драгоценности на всех?
- Послушай, Александр, - вздохнул Вадим, - это очень щедрый подарок. Мы помогали тебе не за драгоценности. Меня больше интересовал твой дом. Здесь столько много тайн. Так что, если ты передумаешь... То мы не обидимся.
- Я не передумаю.  Будет справедливо, если вы получите свою долю. Вы мне помогли, поддерживали меня. Почему я с вами не могу поделиться? Станислав и Лиза не будут возражать. Верно?

Аверин кивнул, а Лиза смущённо улыбнулась. Она испытывала вину перед Александром и старалась загладить её любыми способами.

- Потрясно! - заорал Костик, нетерпеливо подпрыгивая на месте. - Я богат! Мы богаты!  У меня столько планов! Столько идей!
- О! - простонал Вадим. - Только, пожалуйста, не твои идеи!
- В пруду, в иле,- сообщил Костик, - я заметил ещё маленькие ящички. Может быть, это драгоценности там лежат?
- А ведь верно, - заметил Вадим, - в дневнике говорится, что Ильин каждый год задабривал духа озера. Стоит ещё понырять.

И он ухнул в пруд. Костик, радостно взвизгнув, последовал за ним. Они поочередно выныривали и приносили на берег то шкатулку, то небольшую коробочку. Наконец, после очередного ныряния, Костик вышел из воды с пустыми руками.
- Всё. Закончились дары озера.

Вадим вышел на берег, кивнул на сундук и собранные шкатулки.
- Разве этого мало? Меня больше интересует  ещё одна тайна рода Ильиных...
Костик вздёрнул брови.
- Какая ещё тайна? Есть ещё что-то, что я не знаю?
- Мне тоже интересно, - Александр удивлённо взглянул на Вадима. - Что ещё за тайна рода Ильиных?
- Мне до сих пор непонятно, почему твой прадед Алексей внезапно ушёл из дома и не вернулся.
- Да...- Александр кивнул, - это мучило мою бабулю всю жизнь. И меня тоже. А прабабка Екатерина из-за  исчезновения мужа всю жизнь была несчастлива. Но, к сожалению, мы теперь не узнаем,  из-за чего Алексей ушёл из дома.
- Пожалуй, я могу это сказать, - Лиза подошла к Александру.
- Ты что-то знаешь?
- Когда я сюда приехала, я наняла частного детектива, - стала рассказывать девушка. - Не смотри так укоризненно, мне же надо было узнать всё про моего предка и про потомков. То есть, о твоих родителях и о тебе. Так вот, в одном донесении я прочитала некую информацию...
- А можно покороче, - не выдержал Костик.
- Если коротко, то суть вот в чём... Вы хорошо знаете историю России?
- Что за вопрос? - удивился Костик. - Конечно!
- Тогда вы знаете о покушениях на царя Александра второго...
- Ну... - несколько замялся Костик с ответом, - знаю...
- А сколько было покушений на Александра? - спросила Лиза.
- Я, конечно, знаю историю, - пришлось признаться Костику, - но не настолько... Это имеет какое-то значение?
- Огромное! Покушений на Александра второго было десять. Это для справки. А первое покушение произошло 4 апреля 1866 года. Ничего не говорит дата?
- Первое письмо твоего прадеда было датировано 1867 годом, - заметил Вадим. - Интересно... Но, продолжай, пожалуйста.
- Покушение на царя было совершено 4 апреля 1866 года, - продолжила Лиза, - террористом Дмитрием Каракозовым. Мысль об убийстве царя долгое время крутилась в его голове. Он прибыл  в Петербург, остановился в гостинице и стал ждать удобного момента. Когда Александр после прогулки садился в коляску, Каракозов затесался в толпу и выстрелил в него почти в упор. Но, стоявший рядом шапочных дел мастер  инстинктивно ударил Каракозова по руке,  и пуля пролетела мимо. Ну, а дальше неинтересно. Каракозова задержали, отправили в Петропавловскую крепость и казнили. Вот такая грустная история.
- Ну, - вздёрнул брови Костик, - и в чём тут суть?
-  Я предполагаю, что Дмитрий Каракозов был знаком с Алексеем Ильиным и наш прадед помогал террористу в совершении покушения на императора. Может быть, он даже находился во время покушения в толпе, но успел скрыться. Дмитрий Каракозов не выдал его. Но с этого времени на душе у Алексея стало тревожно. Он боялся за жену и детей. Поэтому и ушёл из дома. Конечно, это только мои предположения. Но из представленной детективом информации, я составила именно такое мнение.
- А мог бы и не уходить, - пробормотал Александр, - Каракозов его не выдал. Прадед мог бы жить спокойно, растить детей и не умереть от чахотки в каком-то захудалом кабаке.
- Он же не знал, что ему ничего не угрожает, - отозвалась Лиза, - он волновался за жену.
- Что теперь об этом сокрушаться? - грустно произнёс Александр. - Это уже произошло. Но я рад, что узнал  историю моей семьи. И я рад, что у меня есть родные и друзья.
- Ты меня простил? - с надеждой спросила Лиза.
- Ты моя сестра, - обнял её Александр, - дороже тебя, Станислава и родителей у меня никого нет. Жаль, что бабуля ушла. Она бы за нас порадовалась.
- А мне жалко, что все тайны этого дома раскрыты, - вздохнул Вадим. - Мне понравилось искать клад и открывать потайные комнаты.
- А мы ещё что-нибудь найдём! - обнадёжил его Костик. - Откроем тайну  или отыщем клад. Для нас это сущие пустяки.
 
Он рассмеялся. Глаза его горели азартом и жаждой приключений. Вадим вздохнул. Да, Костик неисправим. Но без него они не открыли бы ни одной тайны и не нашли бы клада. Его друг был неистощим на всякие выдумки и фантазии. Но без его затей было бы невыносимо скучно.
Вадим похлопал Костика по плечу.

- Я в этом не сомневаюсь. С тобой у нас есть  все шансы раскрыть преступление  или влипнуть в историю. Ну и найти клад, конечно.

И это была истинная правда.