Частично осознанное невербальное общение

Лариса Викторовна Светличная
               
Резюме.  В статье описаны виды немого общения, которым все люди пользуются постоянно, но осознают его частично, или не осознают вовсе. Это общение путём произвольного обмена конкретными мыслями, видимых в глазах и тонких изменениях мимических мышц, частично осознанное; и рефлекторное общение посредством концентрического излучения мозга, которое не ощущается и не осознаётся, но легко может быть выявлено логическим путём. Выводы сделаны на основе наблюдений и опросов населения.

Ключевые слова:  немой инстинктивный язык, рефлексы общения, излучение мозга.

Summary. In article types of mute communication which all people use constantly are described, but realize it partially, or don't realize at all. This communication by a deliberate exchange of concrete thoughts, seen in eyes and thin changes of mimic muscles, partially conscious; and reflex communication by means of the concentric radiation of a brain which isn't felt and isn't realized, but can be easily revealed in the logical way. Conclusions are drawn on the basis of supervision and polls of the population.

Keywords: mute instinctive language, communication reflexes, brain radiation.


Актуальность. Изучение невербального общения и инстинктивного поведения занимает большое место в современной науке. Понимание описанных способов общения также важно для врачей, руководителей и людей других социальных профессий.

Инстинктивный язык немого общения [4]. Невербальная информация - в виде интонаций голоса, взглядов, мимики, жестов, различных телодвижений и вибраций тела - чрезвычайно важна для людей. И только в соответствии с этой невербальной информацией  люди воспринимают значение слов, ибо она может изменять их смысл вплоть до противоположного. Обычно, под мимикой понимают хорошо заметные сокращения лицевых мышц, которые легко классифицировать (радость, печаль, удивление, гнев, страх, обида и др.). Такая мимика отражает ЧУВСТВА людей, ей соответствует выражение глаз, и то, и другое дополняет вербальное общение и всеми сразу осознаётся. Существует особая мимика, едва заметная, и выражение глаз, - отражающие МЫСЛИ, которые люди хотят передать друг другу без слов. Приведу примеры. Человек обратился за помощью к чиновнику. Тот в ответ молча смотрит на него долгим выразительным взглядом.
-   Плати деньги, - как будто написано в строгом взгляде вымогателя. Это ясно вижу я, и так же ясно видит проситель.
-   Помогите, мне очень плохо! Вы обязаны мне помочь! – закричали в ответ глаза и лицо просителя.
Вот именно, это тебе плохо, и я ничего не буду делать, пока ты не заплатишь деньги, - отразилась мысль в невозмутимом выражении лица и строгом взгляде вымогателя.
 Проситель догадывается, что ему всё-таки придётся платить, и сникает. Я ухожу, чтобы не мешать им. Вымогатель осознанно требовал денег, не прибегая к словам, жестам или хорошо заметной мимике (подмигивание и т. п.). Проситель осознавал, что нужно платить.
Я наблюдала, как 11-месячная девочка сидела напротив матери и молча, мимикой и взглядом, просила мать взять её к себе на колени. Мать отвернулась. Девочка посмотрела на меня. В её глазах и лице было чёткое требование: «Тогда ты возьми меня». Видимо, её мать тоже это заметила, ибо после этого она взяла дочь к себе. Очевидно, это – инстинктивный немой язык, которым люди пользуются с рождения.
Путём НИЯ люди обмениваются только КОНКРЕТНЫМИ мыслями, касающиеся общения. В выше приведенном примере в глазах вымогателя можно было прочесть «Плати», но сколько платить, - не видно. На немой вопрос «Сколько платить?», могут так же молча ответить: «Сколько сможете», «Немного», «Много», «Очень много». Но любую АБСТРАКТНУЮ мысль (например, цифру) таким способом выразить невозможно
-  Я понял, что он молча предложил мне поиздеваться над вами, но я, конечно, отказался, - ответил на мой вопрос коллега. Он понял и конкретное действие, и слова, которые ему предлагали сказать.
-  А как вы это поняли? - спросила я.
-  Увидел в его глазах, - ответил он.
-  А в выражении лица?
-  Нет, только в глазах, - убеждённо ответил он.
-  А что именно вы увидели? – спросила я.
Не знаю, - растерянно ответил коллега.
Я увидела, как в глазах моего коллеги отразился возмущённый твёрдый отказ, затем он опустил глаза, и я уже видела только его прикрытые веки и выражение лица, в тонких изменениях мимики которого был заключён ясный и точный смысл о том, что он - порядочный человек, и такими отвратительными делами не занимается. Очевидно, конкретные мысли могут быть выражены как в глазах, так и мимическими мышцами.
Никаких видимых изменений в глазах при таком немом общении не заметно. Очевидно, и я, и мой коллега - увидели в глазах собеседников  их мысль (но я — анализировала, а он — нет).  Естественно предположить, что носителем информации в этом случае является излучение мозга, но это не телепатическое общение, ибо общаться описанным способом люди могут только глядя друг другу в глаза. Человек, способный анализировать увиденное, может заметить, что тонкие изменения мимики и выражения глаз во время общения на немом инстинктивном языке (НИЯ) запечатлеваются на фотографии и киноплёнке (что, видимо, хорошо известно режиссёрам и актёрам), а художники отображают эти изменения на полотне. Но обычные художники делают это интуитивно, что следует из опросов: «Я не вижу отражения мыслей в глазах и выражении лиц людей, я пишу портреты интуитивно», - сказали 100% опрошенных «уличных» художников (20 человек). Вероятно, гениальные художники (которые являются всегда осознанными и независимо мыслящими людьми [2;3],  делали это осознанно.
Например, люди всех времён высоко оценивали картину Леонардо да Винчи «Мона Лиза», которая по силе выражения созвучна сонатам Бетховена, но не могли понять, в чём сила её воздействия. Замечали только  необычность её улыбки.
На картине изображено лицо молодой женщины с глазами пожилого мужчины, как будто излучающими мысли и чувства живого мозга. Это глаза страстного мыслителя, пристально, сурово, с надеждой и затаённым страданием вглядывающиеся в зрителя. А в лёгкой улыбке женщины можно прочесть снисходительность, грусть и некоторое лукавство: "Вам и не догадаться, что я - и есть Леонардо". Люди чувствовали в этой улыбке какую-то загадку и вызов, призывающий её разгадать. Но прошло много веков, прежде чем некоторые из них смогли осознанно анализировать увиденное, и поняли, что в этом женском портрете Леонардо изобразил самого себя.
Внимательный наблюдатель заметит, что все люди в промежутках речевого общения сознательно общаются на НИЯ, но не анализируют этот процесс, и запоминают только наиболее часто повторяющиеся ситуации. Например, часто можно наблюдать, как человек внимательно смотрит в глаза собеседника, пытаясь определить, правду он говорит или нет. Испытуемый в ответ может позволить читать в своей душе, может сделать выражение своих глаз непроницаемым, а может попытаться обмануть, изобразив «честный» взгляд (более 50 наблюдений).  Так же хорошо заметно, как чиновник молча, без явно заметной мимики, на НИЯ, обещает просителю помочь, но - через время, «жди» - написано в его глазах и тонкой мимике. Но наиболее наглядно НИЯ заметен во время открытой инстинктивной травли изгоя (инстинкт подсказывает сознанию методы травли, - во многом аналогичные с таковыми при инстинктивной травле в животном мире [9], а мышление находит конкретные слова и действия).
Степень осознанности НИЯ проверялась путём опросов населения в местах отдыха горожан. Вопросы  на вышеперечисленные темы задавались людям молодого и среднего возраста, разных национальностей. Всего опрошено 100 человек. 80 % опрошенных наблюдали инстинктивную травлю изгоя, 20% сказали, что не были в такой ситуации. Задавались следующие вопросы: «Приходилось ли вам наблюдать в коллективе инстинктивную травлю изгоя? Не санкции начальника, а преследование человека в социальной группе?». Если человек отвечал утвердительно, ему задавался следующий вопрос: «Замечали ли вы при этом у других людей немое предложение поиздеваться над изгоем?». И если человек снова отвечал утвердительно, задавался вопрос: «По каким признакам вы это видели».На эти вопросы люди отвечали сразу и уверенно, радуясь, что могут помочь исследователю: «Видели по выражению глаз и лица» участников травли. При просьбе объяснить, что именно они видели, 32 % ответили, что видели конкретное предложение в глазах людей, 60% ответили: «Видно по выражению лица», 8% ничего не замечали в глазах и лице, но глядя на лицо человека, «всё понимали интуитивно».
Попытку увидеть правду в глазах собеседника также осознавали все опрошенные, но думали над ответом. 33 % уверенно ответили, что видели немой ответ в глазах собеседника, 67 % так же уверенно ответили, что они «понимали это интуитивно». Из них на следующий вопрос: «По каким признакам вы это понимали интуитивно?» 22 % ответили, что они «ничего не видели в глазах, замечали, что что-то изменилось в лице, но не пытались анализировать, что именно», остальные 45 % ответили, что они «ничего не видели в глазах и лице, но увидев человека, сразу всё понимали о нём интуитивно».
Немое обещание помочь и немое согласие оказать услугу за плату, осознавали все, кто был в такой ситуации, - 46 % опрошенных, из них 71% уверенно ответили, что они «видели это в выражении лица», 29 % ответили, что «ничего не видели в глазах и лице, но глядя на человека, понимали всё интуитивно».
12 % опрошенных не понимали вопроса о немом общении. НИЯ понимают все люди, это видно по их эмоциональным реакциям и изменениям поведения. Значит, у этих 12 % сознательный анализ НИЯ полностью отсутствовал.
НИЯ, как и речь, отражает степень умственного развития человека, но только во время рассудочного общения. А во время инстинктивного общения на НИЯ все люди выглядят очень умными в равной степени, в том числе, - ограниченные и с лёгкой степенью умственной недостаточности (возможно, поэтому окружающие долгое время воспринимают их, как нормальных, - 8 наблюдений).
Таким же образом, как и люди, на НИЯ общаются между собой и с людьми животные (примеров известно очень много). Иногда животные сами обращаются к людям на НИЯ.

   На станции скорой помощи был пёс по кличке «Бомж». Я в то время была на положении завуалированного изгоя [2, стр. 94;3] и находила утешение в общении с Бомжем. И пёс моё отношение оценил очень высоко. Это заметили. Однажды я увидела, как один из врачей, пользующийся большим авторитетом, что-то долго хмуро говорил Бомжу. А затем с таким же хмурым видом собаке начали что-то говорить и окружающие врача фельдшера. Когда они закончили, пёс отошёл от них и подошёл ко мне. В его глазах отражались чувства почтительности к высшему существу, удивление, потрясение, растерянность и вопрос: «ТЫ РАЗВЕ НЕ ТАКОЙ ЖЕ БОГ, КАК И ОНИ?». Я удивлённо посмотрела на него. Пёс не уходил, он задал вопрос и явно ждал ответа. Я ответила словами, глядя ему в глаза: «Да, я тоже «бог». Но я не с ними. Иди к ним. Они тебе нужнее». Я видела, что пёс понял мои слова, но он не уходил и продолжал растерянно смотреть на меня. «Уходи!» -  сказала я.  Пёс сделал два шага и остановился, в его глазах была просьба и надежда, он выбрал - меня... Я не могла забрать его себе (я жила в коммунальной квартире). «Уходи!» - решительно повторила я. Пёс вернулся к людям, от которых ушёл ко мне, и они молча приняли его. С тех пор он не обращал на меня внимания. Если я обращалась к нему, он делал вид, что не замечает меня.

     Можно  предположить, что на мнение пса повлияло моё доброе отношение к нему, но, судя по его поведению, моё отношение повлияло на его чувства, но не на его мысли (известно, что у животных есть конкретное мышление). Перед тем, как проявить чувства, мозг животного хотел решить  задачу — такая я, как другие люди, или другая. Возможно, его мозг логически рассуждал так: внешне я выглядела так же, как и все другие «боги», и вела себя, как "боги". А эти "боги" дали ему понять, что я — другая, не «бог».  Мнение собаки и мнение людей не совпадало. И пёс решил ПРОВЕРИТЬ, правду ли ему сказали, он — МЫСЛИЛ. Руководители подразделения оценивали меня высоко, я получила высшую квалификационную категорию и успешно работала на кардиологической бригаде, часто спасая безнадёжных пациентов. Почему же мои сотрудники внушали собаке, что я, в отличие от них, «плохой человек»? Потому, что в социальной группе инстинкт подчинения (в составе социального инстинкта) полностью изменяет собственное мнение людей о чём-либо, если оно отличается от мнения инстинктивного лидера (неформального), и они начинают думать так, как думает лидер. Это — целесообразно, это обеспечивает единство действий [10]. У инстинктивного лидера той группы была лидерская программа древнего типа, которая признавала только инстинктивное подчинение(инстинктивные лидеры современного типа принимают рассудочное подчинение), рассудочное подчинение не могла заметить, и пыталась изгнать «неуправляемого» из группы путём травли [2;9]. Поэтому обладатель этой программы видел во мне врага, а его фантазия рисовала соответствующий образ врага. Логическими доводами вывести людей из-под действия инстинкта подчинения -  невозможно, ибо этот инстинкт не допускает критики мнения инстинктивного лидера (люди подвергают критике собственное мнение, если оно есть и отличается от мнения лидера). Но путём НИЯ людей можно вернуть в мир разума: если изгой на рассудочном уровне обратится на НИЯ к человеку, которым управляет инстинкт травли, то его собеседник тоже может перейти на рассудочное общение на НИЯ. Выражение глаз людей при этом переходе резко изменяется. В их глазах внезапно исчезает агрессивность и безжалостность, и загорается свет разума, а следом - понимание, и такое отношение к изгою, которое он заслуживает, как личность: уважение и симпатия, или уважение и сочувствие, или только жалость (20 наблюдений).
     НЕОСОЗНАННЫЕ РЕФЛЕКТОРНЫЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (РЭВ). Перед описанием рефлексов общения следует упомянуть об инстинктивном поведении людей [2;3;7].  Инстинкты людей (и других млекопитающих) представляют собой влечения и исполнительные программы, объединяющие множество безусловных рефлексов, необходимых для реализации данного влечения. Поэтому их можно назвать «сложными инстинктами». У слов «желание» и «мотивация» - широкий смысл, слово «потребности» отражает потребности организма, необходимые для поддержания жизни, поэтому слово «влечение» (побуждение) наиболее подходит для обозначения инстинктивного стремления.Влечения направляют произвольное сознательное поведение, эмоции стимулируют его по принципу «кнута и пряника». Сложные инстинкты работают в содружестве с аналитической деятельностью мозга: мозг постоянно оценивает ситуацию и вычисляет пути достижения цели влечения. Умозаключение о ситуации (осознанное или неосознанное) включает исполнительную программу сложного инстинкта, если она совпадает с ситуацией, зафиксированной в генетической памяти, а при изменении ситуации  управление поведением переключается с инстинктивного на рассудочное управление, или — на индивидуальное автоматическое управление без участия сознания (которое представляет собой программу поведения для данного конкретного случая). Необходимые инстинктивные влечения есть у всех людей, но — в разной степени выраженности (так же, как и набор необходимых эмоциональных реакций). Издавна известны основные влечения: влечение к власти, влечение к собственности, влечение к противоположному полу и влечение к познанию. Они есть у каждого, но в разной степени выраженности. Каждое влечение обеспечивается соответствующей исполнительной программой для его осуществления (иногда такую программу называют "талантом"). Например, люди с наиболее сильно выраженным влечением к собственности, имеют талант её приумножать, даже имея ограниченный ум, а среди гениев богатые люди встречались редко, ибо их поведением руководил иной интерес. Люди с сильно выраженным влечением к познанию обладают высоко развитым интеллектом. У гениев это влечение - на уровне страсти, а их разум освобождён от действия инстинкта подчинения, который у обычного человека не допускает критического  анализа мнения инстинктивного лидера, а в обществе (самой большой социальной группе) - лишает его возможности критически анализировать устоявшееся общественное мнение, ибо оно воспринимается, как мнение высших лидеров [8]. Надо заметить, что любопытство не равнозначно влечению к познанию и качественно отличается от него. Любопытство ищет ответ на вопросы: "Что? Где? Когда?", и т. п. Влечение к познанию ищет ответ на вопрос: "Почему?" [там же].
Существуют ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ИНСТИНКТИВНЫЕ ВЛЕЧЕНИЯ, которым соответствуют патологические исполнительные программы, например, садизм. Из множества описаний симптомов садизма в литературе  можно предположить, что у таких людей имеет место врождённое уродство 3-х инстинктов – социального, охотничьего и полового. Множество людей терпят издевательства и унижения в семье или коллективе. А садистов-маньяков – единицы. Очевидно, непреодолимое влечение к убийству  является врождённым уродством личности, а не следствием социальных влияний. Но в одних случаях это влечение действует с первых лет жизни, а в других - проявляется в неблагоприятной среде, последнее наблюдается и у садистов женщин. Возможно, мутантный ген  садизма является рецессивным. В первом случае есть сочетание 2-х мутантных генов, от матери и от отца (и, судя по множеству признаков, у таких людей - сильная инстинктивная лидерская программа), а во втором -  только один мутантный ген, и нормальные гены общения у них доминируют до тех пор, пока не появятся соответствующие условия.
    Люди осознают свои влечения, ибо они направляют их сознательное поведение, но рефлексы общения большинством людей не осознаются, так как они вызываются посредством ненаправленного КОНЦЕНТРИЧЕСКОГО ИЗЛУЧЕНИЯ МОЗГА.  Последний вывод сделан на основе наблюдения РЕФЛЕКТОРНОЙ  РАДОСТИ  ПОБЕДЫ (РРП). Впервые я заметила у людей эту радость, наблюдая скандалы в очередях. Было очевидно, что люди проявляли психическую агрессию к другим без рациональной причины,  потому, что им хотелось напасть. Всегда нападали на уставших, болезненных или чем-то подавленных людей, которые ослаблены и открыты для агрессивного удара. И всегда словам сопутствовало невербальное общение агрессора с жертвой, без которого обидные СЛОВА — НЕ РАНИЛИ жертву нападения. Случай помог мне понять, что описанная радость победы является рефлекторной.
Однажды на базаре продавщица чем-то возмутила меня, и я повысила тон, испытывая сильное желание уязвить её. Неожиданно упоительная радость разлилась по моему телу, прекрасная, чистая, ликующая, и быстро возросла до ощущения счастья. Время как будто остановилось. Когда радость исчезла, я ощутила потрясение от пережитого, а затем непроизвольно (рефлекторно) повернула голову в сторону толпы на базаре. Взгляд мой упёрся в пожилую женщину, которая стояла в 3-х метрах от меня. Глядя куда-то вниз и в сторону, она слегка улыбалась, стараясь скрыть выражение унижения на своём лице. Продавщица замолчала, на её лице и в глазах появилось выражение непонимания и удивления. Побеждённой она не выглядела. Я поняла, что испытанная мною радость победы была рефлекторной, вызванной излучением мозга и тела не моей собеседницы, а женщины из толпы, которая ощутила унижение в ответ на мой агрессивный выпад, направленный на другого человека. Поскольку в момент ощущения РРП я не видела эту женщину, можно сделать вывод, что моя агрессивная энергия концентрической волной разошлась вокруг меня и коснулась всех окружающих людей. А пострадал от этой агрессии только один человек, тот, который был наименее защищён. У всех остальных, стоявших рядом со мной, РРП не возникла, видимо, потому, что они ни на кого не нападали, и эта цепочка рефлексов (волна агрессивной энергии - волна энергии побеждённого - РРП) была между нами двумя. Позже я всегда узнавала РРП у других людей по характерному выражению радостного потрясения на их лицах. Радость от других причин не сопровождается потрясением. Я много раз видела, при каких именно ощущениях противника люди испытывают РРП (точнее, это видят все, я осознавала то, что видела), и могу утверждать, что РРП возникает только в ответ на ощущение унижения, означающее признание себя побеждённым в инстинктивной борьбе. Обида, оскорбление, гнев или страх — без сопутствующего унижения не вызывают РРП. РРП возникает у людей ко всем, и к тем, кого они ненавидят, и к тем, кого они любят, ибо это - РЕФЛЕКС. Многочисленные наблюдения подтвердили моё предположение, что побуждение к психической агрессии и выбор случайной жертвы, безусловно, инстинктивные. Сознательно уловить беззащитность за спокойным и приветливым (надменным, высокомерным и проч.) выражением лица — невозможно. Но нападающие всегда объясняли своё поведение другими мотивами, например, матери и учителя объясняли свою агрессивность к детям необходимостью воспитания (более 20 наблюдений) [6].
Все замеченные мною эмоции и чувства, возникающие и поддерживающиеся рефлекторно, имели свои аналоги в сфере рассудочных взаимодействий, но есть различия. Рассудочные чувства к кому-либо ВОЗНИКАЮТ ПОСТЕПЕННО, после осознанного ПОЗНАНИЯ И ОЦЕНКИ его личности. И длятся долго. Аналогичные рефлекторные  эмоции и чувства ВОЗНИКАЮТ МГНОВННО, часто к людям, о которых НИЧЕГО НЕ ИЗВЕСТНО, к незнакомым, или в момент знакомства. Например, уважение к победителю и презрение к побеждённому (в инстинктивной психической борьбе), независимо от того, кто из них прав. Или — мгновенно возникающее уважение в высшей степени к незнакомому человеку, который только что был выбран лидером (молча, за 2-3 минуты, т. е. - инстинктивно) [2;3]. Люди объясняют свои рефлекторные эмоции и чувства так же, как и рассудочные, не подозревая об их рефлекторном происхождении. Рефлексы общения отличаются в социальной группе и вне группы. Изолированные рефлексы общения включаются в любой ситуации в ответ на определённый СИГНАЛ. В социальной группе те же рефлексы объединены исполнительной программой сложного инстинкта (которая включается в строго определённой СИТУАЦИИ), и  работают по этой программе. Например, вне социальной группы люди проявляют агрессивность к тем, кто в данное время психически слабо защищён. В социальной группе нападают на нижестоящих в иерархии группы (с более слабой лидерской программой, способной объединить меньшее количество людей) - независимо от степени их защищённости (уязвимости), для подтверждения своего статуса (лидера или авторитетного члена группы).

ВЫВОДЫ


1.НИЯ представляет собой произвольный обмен конкретными мыслями, отражающихся в глазах и в тончайших изменениях мимических мышц.

2.НИЯ является всеобщим. Он обеспечивает взаимопонимание между людьми всех возрастов и разных национальностей, между животными разных видов, и между животными и людьми.

3.У животных нет речевых центров, они понимают не слова, а конкретные мысли, отражённые в глазах и мимике людей.

4.Все люди в промежутках речевого общения произвольно используют НИЯ, как во время инстинктивного поведения (предложение издеваться над изгоем во время инстинктивной травли), так и во время рассудочного поведения (требование взятки).

5.Судя по опросам, 88%  людей осознанно общаются на НИЯ, из них 1/3 сознательно анализируют, что видят немой ответ в глазах или в глазах и мимике собеседника, но анализ этот является не полным, ибо они не осознают, что видят в глазах собеседника его НЕВЫСКАЗАННЫЕ МЫСЛИ.Остальные 2/3 осознанно задают немой вопрос и осознают немой ответ, но процесс немого общения сознательно не анализируют, их сознание получает готовый результат неосознанного анализа в виде «интуитивного» знания или чувства. У 12 % сознательный анализ НИЯ полностью отсутствовал.

6.Опыты Р. Сперри с разделёнными полушариями мозга человека показали, что существует два сознания, речевое и немое, а интегративная деятельность мозга объединяет оба сознания в ощущение единого «я». [1.с.153,154]. Легко заметить, что речевое сознание руководит процессом последовательного логического мышления (используя понятия, слова и другие знаки). Немое сознание также  разумно, возможно, оно делает окончательные выводы в мышлении. Можно было бы предположить, что на НИЯ общается немое сознание, самостоятельно анализирует полученную информацию, и сообщает речевому сознанию результат. Примеры, приведенные выше, указывают на то, что НИЯ использует речевое сознание. Известно, что в коре правого полушария расположены зоны, анализирующие абстрактные понятия, и, следовательно, немое сознание понимает абстрактную речь. А опыты Р. Сперри показали, что немое сознание понимает обращённую речь, умеет читать и писать [там же]. Но путём НИЯ люди обмениваются только КОНКРЕТНЫМИ мыслями, касающиеся общения. В выше приведенном примере в глазах вымогателя можно было прочесть «Плати», но сколько платить, - не видно. На немой вопрос «Сколько платить?», могут так же молча ответить: «Сколько сможете», «Немного», «Много», «Очень много». Но любую АБСТРАКТНУЮ мысль (например, цифру) таким способом выразить невозможно. Почему? Ведь люди обмениваются мыслями как во время, очевидно, инстинктивного общения, так и во время как будто рассудочного общения. Но точно так же общаются и животные, и в их глазах отражаются такие же конкретные мысли на темы общения и удовлетворения потребностей. Это — межвидовое инстинктивное общение в рамках социального инстинкта, и происходит оно без участия сугубо человеческого абстрактного мышления.

7.Степень осознания НИЯ не зависит от возраста, образования и общественного положения людей.

8.Готовая мысль появляется в сознании в виде мгновенного бессловесного понятия, кода. Этот код является единым для всех народов (в отличие от внешнего кода - слов). А в случае конкретных мыслей, касающихся общения, - этот код единый с кодом животных. Что и обеспечивает взаимопонимание при общении на НИЯ.

9.Не обнаружено признаков перехода управления поведением с речевого сознания на немое, но можно заметить переход с немого инстинктивного общения на немое рассудочное.

10.Инстинктивная травля изгоя встречается очень часто (в 80% социальных групп).

11.РЭВ осуществляются посредством ненаправленного концентрического излучения мозга и тела.

12.Возникновение эмоций сопровождаются электрическими и электромагнитными явлениями. В момент возникновения эмоции на мембранах клеток мозга скачкообразно изменяется мембранный потенциал и, соответственно, изменяется магнитное поле. Изменение магнитного поля вызывает такое же скачкообразное изменение электрического поля и одновременно порождает электромагнитную волну. Различные изменения электрических и магнитных полей, возникновение электромагнитного излучения, явления электромагнитной индукции - являются средством информации при общении. Люди и животные улавливают излучение друг друга, а их мозг соответственно преобразовывают его в чувства и мысли (подобно тому, как телеприёмник преобразовывает электромагнитные волны определённой частоты в звук и свет). Это знание оказывает влияние на их последующее поведение, но большинство людей не осознают, каким путём пришла к ним информация.


ЛИТЕРАТУРА

1.Физиология человека. В 3-х томах. Пер. с англ./Под ред Р. Шмидта и Г. Тевса. - М.: Мир, 1996.
2.Светличная Л. В.  “Естественные предпосылки социального поведения”. Таврический журнал психиатрии, 2013,  №4.
3.Светличная Л. В. Естественные предпосылки социального поведения. URL:
http://www.proza.ru/2013/06/26/1335.
4.Светличная Л. В. Невербальное общение. URL: http://www.proza.ru/2009/01/30/697
5. Светличная Л. В. Неосознанное общение, продолжение. URL: http://www.proza.ru/2009/02/07/497
6.Светличная Л. В. Рефлекторная радость победы. URL: http://www.proza.ru/2008/12/17/416
7.Светличная Л.В. Как мозг управляет поведением? Сложный инстинкт. URL: http://www.proza.ru/2009/06/21/543
8.Светличная Л.В. Сложные инстинкты, дополнение. URL: http://www.proza.ru/2012/10/23/517
9. Светличная Л.В.. Лидер и изгой. URL:http://www.proza.ru/2010/01/08/1171.
10. Лариса Викторовна Светличная, "Влияние социального инстинкта на сознание и мышление". URL: http://www.proza.ru/2009/06/04/1049