История первой любви

Фаина Завьялова-Гусельникова
 Я расскажу историю мой первой любви. Звали его Юра Шабалин. Он играл в духовом оркестре Районного Дома Культуры вместе с моим братом Петей Гусельниковым. После танцев иногда Петя провожал девушку в мою сторону и заодно меня доводил до дому. когда подружки разбегались в другие места по домам. Однажды Петя не мог меня проводить и привел Юру вниз по окончании танцев. Это было примерно в июне, я  заканчивала  9 класс.. Юра жил напротив 9 школы с мамой, у него были сестры  Нина и Мария. Нина работала в детском саду, что был в конце ул. Рабочей недалеко от 9 школы. Мария - где-то в горсовете. Юра провожал меня несколько раз, без всяких купюр и намеков на какие-то особые отношения да и я тогда не была в него влюблена, он тоже ничего не проявлял, просто выполнял просьбу брата.
Он закончил 7 класс и поступил в РУ-28, а я пошла в 10 класс. Он был младше на полтора года. я в ноябре. а он в июле 41 года.
Я тогда пела у Клигера, в дуэтах еще и даже танцевала на выездах в колхозы. Меня Чувашов заставлял, когда однажды заболела танцовщица там, в колхозе. он меня кинул на сцену в украинском наряде и сказал- ТАНЦУЙ, ЧТО УМЕЕШЬ. А я ходила в танцевальный в 9 школе и была солисткой
знала элементы жока. станцевала, Володе понравилось. Конечно, жок - танец молдавский., но гопак я тоже умела танцевать. просто пришлось танцевать экспромт..

Юра поехал в колхоз на картошку с училищем  а я с техникумом, мы  пол-месяца копали там картошку. Когда я приехала домой. мне сестра отдала от него письмо, он писал из деревни, написал. что  соскучился, хочет поскорее меня снова провожать. Я тоже в колхозе думала о нем. потому что это были чистые отношения. только за руку меня брал. если надо было где- перейти канаву или лужу. А однажды мы пошли с ним после танцев на кладбище. Он хотел показать могилу. может, отца. не знаю. Может еще какого родственника. Нас сторож не пустил и по рельсам шли обратно, там была канава. рыли что-то. Он меня перенес так нежно на руках. Все это было до колхозов. И я подумала, как он трогательно ко мне относится, а говорили, что он угрюмый и грубый. За словом, он , конечно. никогда бы в карман не полез. Этот эпизод меня всколыхнул. вот я тоже скучала. а тут еще и письмо.

При первой встрече после колхоза он ко мне стал относиться уже с такой нежностью и любовью. что я , действительно, в него влюбилась. такого внимания я никогда ни от кого не получала да лет-то мне было... Вот такое первое чувство. И однажды у моего дома во время провожания он меня так схватил и стал  жадно целовать в губы. А я раньше никогда ни с кем не целовалась. Мне было так приятно,  со мной ничего подобного никогда не было. Потом он меня выпустил, посмотрел мне в глаза и сказал - Я ПОШЕЛ, склонил голову и больше ничего не говорил. и ушел быстрым шагом.   Я стояла ошарашенная, что у меня закружилась голова , и я легла на  лавочку, чтобы придти в себя. Этот эпизод я никогда не забуду.
Про Юру я никому не рассказывала, кроме подруги Нины, с которой мы дружим до сих пор. Она живет в Казахстане.

Когда я закончила 10 классов, а он  -  уже год учился в ремесленном училище,   на одном из свиданий   предложил мне жить с ним у него дома с его матерью. Мне не было 18, это было в августе. а ему 16, он получил паспорт. Я сказала. что мне надо учиться, я как раз поступила в техникум. Пока не закончу. замуж не пойду. Он сильно обиделся и сказал :" Тогда я приведу девчонку детдомовскую из РУ". Я ничего не ответила и ушла домой. Дома рассказала старшей сестре Груне, она мне сказала. что я правильно поступила. потому что нас не зарегистрируют. Ему нет 18, а мне будет только вот-вот. И зачем мне так рано?"  Больше мы не встречались. Он привел Галку,а я стала учиться в Техникуме МОД и сильно страдала  и плакала. Специально вечером ходила по ул. Ленина с подругой. чтобы хоть издалека на него посмотреть. а он не стал играть в духовом, и на танцах его не было. Он играл в духовом РУ.  В самодеятельности техникума был Гриша Новоселов. он пел, как ТРОШИН, мы пели с ним дуэтом. он соло. я соло и тп. Гриша стал за мной ухаживать. Он был курсом ниже. из 7-миклассников. а мы 10-тиклассники учились 2, 5 года. они

Участие в художественной самодеятельности и общение с Гришей Новоселовым помогало мне как-то, хоть на некоторое мгновение, не вспоминать об ЮРЕ. Но все равно не  переставала о нем думать... Никогда не жалела, что отказала ему в совместном проживании до его совершеннолетия. Через 2, 5 года после нашего разрыва по окончании техникума я уехала в Карелию на работу на Лахденпохский фанерный комбинат. Я всегда жила с родителями, из родного города выезжала только на гастроли и фестивали с академическим хором в города  Свердловской области  и на преддипломную практику в Костромскую область.

Карелия... Ладога.. Самостоятельная работа и проживание в общежитии. Все - для меня новое. Здесь я и поняла. что Карелия мне долго будет сниться. По договору согласно направлению мне должны были предоставить отдельную комнату. но т.к. я привыкла жить в большой семье, я отказалась и попросила устроить меня с девчатами. Мы жили втроем- Анка, Тамара и я. Мы с Томой работали мастерами в цехах, Анка - обмотчицей в электроцехе. Мы с Анкой сразу сдружились, мы носили одежду и обувь одинакового размера, нас даже путали, потом люди говорили :" В очках - ФАЯ, без очков АНЯ".

Но, по-моему, я отвлеклась от основной темы. Через 11 месяцев я поехала домой в отпуск. очень скучала без родителей, сестре и брата. Прямо неслась домой. Ну, поезд сильно тогда не несся, потому что  паровоз. Сейчас от ПИТЕРА до Свердловска 36 часов. а тогда -трое суток. Отпуск дома я провела просто замечательно. встретила однокурсников. которые остались дома. некоторые также приехали в отпуск. Мы с подругой - соседкой Галей познакомились с хорошими мальчиками, они были спортсменами и работали в школе физруками. Они нас учили красиво ходить, как на подиуме, мы ездили на рыбалку. катались на лодках по родной реке Тавде. в общем, было не скучно. Когда подошел срок моего возвращения  из отпуска, Мы с Галкой решили устроить прощальный вечер. Пригласили своих мальчиков - спортсменов и всех однокашников, кто был в городе. естественно, с кем дружили раньше. У нас на стол все было готово. но мальчики наши задерживались. хотя почти все уже были в сборе. И вдруг раздался звонок. Галка поспешила открыть двери, потом вернулась одна и говорит :" Фая, там... Шабалин,хочет с тобой поговорить..."

Я так заволновалась, просто дрожь меня взяла. Первая мысль была - не пойду! Но потом подумала, а что тут такого? Можно и поговорить. Но увидеть его хотелось очень. Я вышла. Он, как всегда стоял, немного наклонив голову, смотрел из-под лобия, а рукой гладил подбородок. это - его постоянная поза была и раньше, когда он молчал. Мы долго смотрели друг на друга. каждый думал о своем, а у меня только мысль - как же я его люблю! В какой-то миг он взял меня за голову. прижал к своему плечу. я не сопротивлялась. погладил по волосам и сказал:"Пойдем ко мне домой, надо поговорить,здесь я не могу".

Мы пошли к нему домой, я спросила про его жену Галю, Юра сказал, что она с ребенком живет в квартире, которую ему дал лесокомбинат, а он живет с мамой,   как и раньше. В доме был ремонт, поэтому все вещи находились по улице под навесом. Посредине комнаты находился тарный ящик. на нем стояла свеча. Мы сели визави. Он предупредил, что свечу он зажег, потому что Галка за ним следит, когда узнала, что Фая в городе. Сам он учился в Вечерней школе в 10 классе и готовился поступить в Уральский лесотехнический институт.Немного помолчав,он сказал:" Выходи за меня замуж, мне теперь почти 20 лет". У меня сразу протест - как так? Жена. ребенок - я не в праве рушить семью. Но он сказал, что они с Галей не регистрировались. а дочери платит алименты добровольно и регулярно. Не успела я ничего ему ответить, как раздался стук в окно. "Это Она - сказал Юра. Я ее впущу, буду держать, а ты беги!" Что делать? Надо бежать, так бежать! Он держал Галя. она орала в мой адрес оскорбительные слова, но я не реагировала и побежала на банкет. Мне почему-то было весело от того, что он меня по-прежнему любит,второе предложение сделал а на Галке " женился" назло, скорее себе. чем мне. У меня была твердая позиция - сначала образование. потом семья.
На другой день я уезжала. меня провожали мои родители, сестры и братишка. Когда поезд тронулся , я из окна вагона увидела. что ЮРА стоял в отдалении и махнул мне рукой...

На другой год я поехала в отпуск, это было ближе к 8 марта. В Питере, конечно, купила всем подарки, маме и своим сестрам.Прибыв в Свердловск, я увидела. что меня встречает Юра. Очень удивилась- откуда он узнал, на каком поезде и в каком вагоне. Оказывается. он приезжал к матери, а моя сестра Людмила ему сказала. что я приезжаю тогда - то. Я давала домой телеграмму с указанием поездов. Юра сразу спросил  про мой билет, чтобы закомпостировать его на следующий поезд в родной город Тавду. Я отдала ему билет. он побежал в кассу,потом мы взяли такси, я сказала водителю, что меня надо увести на ул. Комсомольскую к брату. Но Юра сказал:" Нет. едем в общежитие института, там День рождения одной однокурсницы, мы отметим, и я отвезу тебя к брату". Честно говоря, мне хотелось побыть с  Юрой, и я согласилась. Мой чемодан он унес в свою комнату, мы отметили  праздник. Он сказал:" Пойдем, я покажу тебе, как мы живем". В комнате стояло порядка 10-12 кроватей. Раньше такие были многочисленные комнаты. Он закрыл дверь на ключ и сказал :" Я тебя никуда не отпущу, пока ты не согласишься стать моей женой". Я была в шоке. Оказывается, он закомпостировал билет на другой день на вечер. а я хотела навестить брата и уехать днем, чтобы 8 марта быть дома . Надо было что-то предпринимать. Юрка был сильно выпивши, я оценила обстановку, где мой чемодан, его пиджак с моим билетом и где ключ от комнаты. Благодаря тому, что все удобства в коридоре, я сказала:" Хорошо, я останусь. ты ложись, а я  сейчас приду и поговорим". Он согласился. лег в постель, я взяла из пиджака билет и  ключ, а чемодан подставила ближе к выходу, инсценировала, что мне надо там что-то взять. Потом убедившись, что он закрыл глаза, выскочила из комнаты. Кстати, я спрашивала, где  ребята, с которыми он жил, а он сказал, что со всеми договорился, чтобы они ушли, так он решает главный вопрос в его жизни...

Я решила навсегда закрыть этот вопрос с первой любовью. Не могла я тогда себе позволить . что при наличии у него дочери, войти в его жизнь. Мы так были воспитаны. не рушить семьи, потому что примером нам была наша крепкая и дружная семья. 

Прошло несколько лет, я вышла замуж. у нас С мужем Володей родился сын Игорь, мы жили, ни о чем не тужили. Дружно и счастливо. Летом я поехала в отпуск к родителям с сыном. И совершенно случайно я узнала. что Юра работает начальником цеха на деревообрабатывающем предприятии после окончания Уральского лесотехнического института. И я решила его найти. узнать. как он живет, как его родные и тд.
Через проходную меня не пустили, тогда мне пришлось воспользоваться своим удостоверением внештатного корреспондента газеты, выпускаемой даже не в этом городе. Старичок на проходной не стал сильно разглядывать бумагу, поверил и пропустил на территорию завода. Я попала в обеденный перерыв, и мне сказали, что Юрий Васильевич ушел в столовую. Мы пошли с Игорешкой в столовую, взяли обед и сели за стол, за которым сидел ЮРА. Я села напротив его , он ни на кого не смотрел, как всегда сдвинув брови,я наоборот внимательно смотрела на него и ждала. когда он посмотрит , что вокруг его делается. Но он думал о чем-то своем, также наклонив голову, взял поднос, отнес посуду на мойку и вышел. Мы не старались торопиться и догонять его. как получится. так и ладно.
Мы вышли из столовой. он стоял и курил, смотрел в противоположную от выхода сторону. Тогда мы пошли мимо него. Тогда он, видимо что-то почувствовал и несмело окрикнул :"ФАЯ, это ты?" Я сделала вид, что только что его заметила.
Конечно, забавно и смешно. но он сказал:" Я думал, что это твоя сестра со мной сидела за столом, я ее плохо знаю, поэтому не решился ничего спросить..." Мы поговорили, я сказала. что вот сын пойдет в 1 класс. муж работает, его не отпустили в отпуск, а мы отдыхаем. Он тоже рассказал о своей семье, что с той первой Галей так и не живет, никогда не регистрировался, алименты дочери платит добровольно. как и раньше. Потом подъехала автомашина , и Юра уехал на совещание . Так произошла наша вторая встреча после моего отъезда из дома.

Прошло еще несколько лет. У нас родился второй сын  Слава. В моей семье по-прежнему был лад. дети ходили в садик и учились в школе. Не огорчали меня не дети, ни муж.
Однажды меня вызвал к себе в кабинет  главный инженер и предложил поехать в командировку в мой родной город на родственное предприятие, хотя это было не профилю моей должности. Надо было там посетить комбинат. передать бумаги и подписать согласительное письмо на поставку продукции.  Я очень обрадовалась, так как предоставилась возможность еще до отпуска навестить родителей, сестер и брата. Когда я приехала домой. сходила на комбинат, сделала все, что мне поручили, решила узнать , кто сейчас из однокашников и друзей в городе. Обычно, мы приезжали, разыскивали, кто приехал и собирались, чтобы отметить встречу. И совершенно случайно я узнала. что мой однокурсник Арик Дубских  работает начальником цеха на деревообрабатывающем предприятии, вернулся домой с Кавказа, где он работал по направлению от техникума. И я решила его найти. узнать. как он живет, как его родные и тд. Его мать Ирма Ивановна была учителем немецкого языка, советовала мне пойти учиться на преподавателя немецкого- у меня были только отличные оценки по этому предмету. Был конец декабря, в это время у всех руководителей цехов много забот по выполнению плана квартала. полугодия и года. Арик сидел в кабинете и говорил по телефону. Когда я зашла, он бросил:" Девушка, мне некогда, и малолеток на работу не берем!". Я села на стул, как будто меня тут ждали и стала хохотать. Он возмутился и стал меня отчитывать , мол нынешняя молодежь такая-сякая. не вежливая. наглая. Я продолжала улыбаться. Ему кто-то позвонил. он опять стал вести разговор, гневно при этом смотрел на меня, все ждал, когда я уйду. но выгнать грубо не решался. Хорошо воспитан.

Он говорил про какие-то трубы, про незаконченный монтаж системы отопления цеха и пр. Потом сказал:" Девушка, ну сколько  убеждать. что я не возьму Вас  на работу. Я опять захохотала. сняла шапку-ушанку, она видимо очень меня делала молодой. и пальто у меня было в талия с пояском, и произнесла, что и произнесла, что ни за что не уйду. пока не примите, Арнольд Иванович!

И Арик, конечно, узнал меня по голосу. потому что мы  с ним жили по соседству  с малых лет бегали в одном дворе, потом учились в техникуме.

Он вскочил. стал меня тормошить и сказал:" Все! Я тебя никуда не отпущу. едем со мной на нашу дачу на рыбалку, у меня авто " Запорожец" и удочки я взял. Сегодня пятница. Жена с мамой уехали в Сочи! Едем!" Надо сказать. что и раньше во время отпусков всегда все собирались у них на даче. Помню,  летом , когда созрела клубника. мы пили водку и ею закусывали. Смех и только. Это был настоящий друг детства! " Сейчас позвоню Юрию Васильевичу еще по одному вопросу и поедем"- сказал Арнольд.  Он набрал номер телефона и начал разговор,что ему некогда. подруга Фая приехала. едем с ней на рыбалку . Я не придала значение имени и отчеству того, кому он звонил. Мало ли какой Юрий Васильевич, но спросила, что за  тип? Арик ответил, что это Шабалин. Он теперь не работает по специальности. а перешел на предприятие монтажное. работает там главный инженером. Юрий в свою очередь спросил, что за Фая приехал? Когда Арнольд назвал мою фамилию, Юра потребовал передать мне трубку. Арик так удивился и спросил:" Ты знаешь ФАЮ?" Тот, видно ответил, что знает, а у меня свою очередь спросил, откуда я знаю того?.  Тогда он сказал Юрию, что ни за что не отпустит меня и повезет на рыбалку. а тот ему сказал, что сейчас приедет и хочет меня видеть. Мы договорились встретиться в заводской столовой. Я туда пришла первой. видно Юрию было далеко добираться. Я села за первый попавшийся столик. Как назло, ко мне подсела с подносом знакомая женщина, мы с ней учились в техникуме. Она что-то рассказывала. а я ее не слышала. все смотрела на входную дверь. Она это заметила и спросила " Ты кого-то ждешь?". Когда он появился в дверях, я ее совсем не слушала. Она обернулась, потому что сидела спиной ко входу. увидев Юрия, сказала :" А... этот..." Видимо, у нее были какие-то воспоминания о нем. мне это было не интересно, я сделала вид, что не имею к его появлению. никакого отношения, встала и направилась к выходу. Юра поступил тоже мудро - не сразу вышел за мной. а минут через 15. Там стояла грузовая машина-фургон. Потом мы сели в кузов автомобиля. он сразу схватил меня и стал целовать. я не сопротивлялась... Он  рассказал, что живет с женщиной , тоже без регистрации, и, если когда-нибудь пойдет в ЗАГС, то только со мной. Я почти молчала. Я была рада встрече. У этой дамы ребенок от первого брака. у них родился сын Вася, он назвал его в честь своего отца. Мы поехали на его базу. Он работал гл. инженером Уральского региона по монтажу сантехнического оборудования и систем. Мы провели ночь в конторе, он позвонил жене. что уехал в командировку в Пермь и вернется через два дня. К моему удивлению, его вторую даму тоже звали ГАЛЕЙ.

Когда я вернулась а Карелию, мой потенциальный жених, а в будущем муж. попросил у меня паспорт, он боялся, что в отпуске я выйду замуж. Он был прав_ я чуть не вышла замуж, чтобы остаться в родном городе. так как очень скучала по родным. Тогда мне сделал предложение мальчик Леня. который мне очень нравился еще в школе. но тогда мы с ним только танцевали вальс на большой перемене. Мама тогда спросила " Леня по счету который жених?" Я сказала - четвертый. Мама тогда посоветовала  выходить замуж за того, кто был третьим. А им был мой будущий муж. Возвратившись из отпуска, я дала согласие стать женой Володи Завьялова.

Прошло много лет, мой муж умер, я жила одна. сыновья поженились. родились внучки. Я по-прежнему в отпусках успевала посетить родителей на Урале, побывать у подруги в Тихвине и на курортах Крыма или Кавказа.  Однажды из Сочи полетела домой в Тавду. Иду по улице и вижу, мой Юра идет с дамой, он  остановился и сказал;" Познакомься, Фая, это моя законная жена Татьяна", а потом Тане:" А это моя подруга детства Фая." Больше мы ни о чем не говорили, я передала привет его сестре Нине. Он только сказал, что сейчас они живут в Свердловске.

В один из следующих отпусков я встретилась с Ниной Шабалиной и попросила у нее телефон Юры. она сказала:" Ничего я тебе не дам, он из-за тебя двух женщин бросил, как ты приезжаешь, он от них уходит, пусть живет с Татьяной спокойно. Он и так тебя забыть не может,надеюсь успокоится.не капай ему на мозги!"
Но я на этом не успокоилась. мне очень хотелось о нем узнать. как он теперь на новом месте. Прибыв в Свердловск, я в справочном бюро. тогда были такие специальные киоски по городам, где можно было по дате рождения узнать домашний адрес. Я взяла адрес и пошла к ним домой. Дверь мне открыла Татьяна. Я представилась и попросила у нее телефон Юрия Васильевича якобы для передачи ему лично пакета из родного города. Она дала мне телефон своего мужа. я спустилась к телефонной будке и позвонила ему. Он обрадовался моему звонку и сказал, что пришлет "ГАЗЕЛЬ".  Машина пришла через минут 20 и доставила меня на его место работы. Это был экспериментальный завод по испытанию материалов для отделки мебели. Там было все, начиная от лесопильной рамы и всех деревообрабатывающих станков. Он тут был директором, имел научную степень, этот завод был подразделением Уральского НИИ. В приемной секретарь оценивающе посмотрела на меня , но разрешила зайти в кабинет директора. Юра с распростертыми объятиями меня встретил. На нем были огромные очки со сферическими стеклами, которые увеличивали глаза. я ему сказала:" Ты такой страшный!", на что от порировал:" Зато ты у нас молодая писаная красавица!" Потом пригласил шофера. отдал ему деньги, чтобы тот все купил для стола. а секретарю сказал, что все сотрудники могут идти домой. Было 2 часа дня.  Секретарь еще внимательней стала меня разглядывать. Я тогда была загорелая, посвежевшая после моря и южного солнца, да и Крайний Север не дает состариться нам своими жгучими морозами. живем , как в морозильнике мясо, сохраняемся, поэтому в его поступке она явно подозревала что-то такое... ЭТАКОЕ... Это было очень заметно.

Когда вернулся водитель с провиантами, мы накрыли стол. а шофер, выпив с нами первый тост удалился. Юра его тоже отпустил домой.

Мы просидели допоздна, наговорились до сыта, рассказали все, что хотели и могли, и тут он впервые мне сказала самую драгоценную для меня фразу:" Всю жизнь я люблю только тебя, Фаинка!" Зря ты не согласилась выйти замуж еще до Татьяны. Теперь у нас два сына. я из никогда не брошу. А я сказала. что ни о чем не жалею. Так распорядилась судьба. но я всегда поступала по совести. Так мы виделись в последний раз.

в 2001 году я была на родине в последний раз. но решила зайти к сестре Юры Нине. Мы с ней поболтали. Она рассказала. что Таня намного моложе Юры. гуляет, а он пьет. Живут плохо. и даже выразила желание;" Забери его к себе, а то он пропадет". Я на это ничего не ответила, но попросила выслать мне его фото в молодом возрасте. Она дала мне свой адрес и телефон и обещала фото выслать. Конечно, она это не сделала. В 2011 году у меня в гостях побывала подруга Нина, что живет в Казахстане. она тоже родом из Тавды. Я ее попросила  зайти к Нине Шабалиной и взять фото Юры.  Нина по приезду в Тавду позвонила, та ей ответила. что Юра умер в 2006 году. А я не дождалась ....