Пубертат - наблюдения, рекомендации

Кохэйри Эрай
    Пубертат (подростковый возраст от 12 до 18 лет, у девочек может пораньше начинаться, с 10-ти лет) – переходный период человека из детства во взрослую жизнь. Человека в этом периоде в нашей культуре принято называть подростком, отроком, девушкой или юношей.  Дело в том, что в этом периоде, в чем-то подросток взрослый уже, а в чём-то ещё ребёнок и ему самому от этого очень трудно.

    Так с т.з. психологии развития  кризис этого периода очень похож на кризис 3-х лет («я сам», негативизм: «не едет не красная не машина»), который характеризуется появлением у ребёнка самосознания, а также в силу эмоциональной привязанности к матери, необходимой для полноценного психического развития в предыдущем раннем возрасте, отделением от неё. В подростковом же возрасте кризис характеризует сепарация уже не от матери, а от семейной системы, и её ценностей, т.е. происходит отделение от семьи для последующего осознанного возврата, но на новом, более зрелом уровне.

    Таким образом, основным личностным новообразованием подросткового периода является самосознание - осознание самости, выработанных ценностей, морально-нравственных норм, мировозренческих установок; своей социальной роли в коллективе сверстников, в семейной системе и в жизни, своего предназначения, выбор для себя профессиональной деятельности.

     С другой стороны (физиологический аспект) этот период сопровождается гормональными взрывами, отсюда эмоциональная лабильность (подросток то смеётся - то плачет, то тихий - то агрессивный), акцентированием на взаимоотношениях со сверстниками (романтических отношениях в том числе),  учёба в этот период отходит на второй план, при этом экзистенциальные, философские вопросы всё более занимают сознание подростка (поиск смысла жизни, своего пути, самоидентификация).  Подростки к этому возрасту накопили уже свой жизненный опыт и чувствуют неслаженность, дисгармоничность мира, противоречивость внутренних ценностей, традиций и внешних, которые его окружают.  Начинается бунт, особенно сильный, если в семье традицией является лицемерие, жестокость и другие бездуховные/ низкодуховные проявления человека.  Также бунт может проявляться в отходе от церкви или вероисповедательных традиций семьи. Феномены пубертата необходимо понимать и относиться к ним с мудростью, помня о задачах подросткового периода.


        Задачи подросткового периода:

1. Отделение от семьи и её ценностей (связано с тем, что подросток стремится выработать свои ценности).
2. Становление личности (поиск смысла жизни, поиск Бога, своего предназначения и т.д.)
3. На основе выстраданных ценностей, и смыслов уже осознанно вернуться в ценностную семейную систему, способным продолжить не только семейные традиции и род, но и человеческий Род, как таковой.



        Характеристика пубертата и задачи взрослых:

     В теории деятельности выделяют ведущую деятельность того или иного возрастного периода. Так, например, с рождения до года ведущей деятельностью в жизни человека является эмоциональное общение со взрослым, с года до 3 лет предметно-манипулятивная, 3 лет до 6 /7 лет игровая, с 6/7 до 10/12 лет учебная, а с 10/12 лет эмоционально-личностное общение в большей степени со сверстниками и только к 15-17 годам учебная деятельность вновь занимает своё ведущее значение в жизни ребёнка. Так происходит при благоприятном протекании процессов созревания человека. Если периоды с точки зрения ведущей деятельности проживаются не качественно, то эта неполноценность развития искажает каждый последующий возрастной период.

     В настоящее время у родителей по отношению к детям дошкольного возраста наблюдается образовательный крен. Буквы, чтение, счёт они требуют от детей уже в дошкольном возрасте, наваливают на детей огромное количество кружков и секций как правило, не особо нужных детям. При этом совершенно не учитываются ни способности, потребности ребёнка, ни физиологические особенности центральной нервной системы, выражающиеся ещё не достаточной зрелостью мозга, ни задачи возрастного периода. Также в целом можно наблюдать денежный крен, который проявляется в повёрнутости на деньгах, праздности (развлечение и балование детей на фоне депривации детской игры и качественного общения со взрослым, вместо закаливания и подготовки ко взрослой жизни).

    Для облегчения протекания кризиса подросткового периода важно, чтобы ребёнок ходил насколько это возможно в хорошую школу с хорошим детским коллективом и классным руководителем, а также имел искренние, глубокие и доверительные отношения с родителями и значимыми взрослыми.   Именно этот возраст сенситивен для того, чтобы подросток состоялся в среде сверстников, осознал на данном этапе свою социальную роль, презентовал свои способности.


    Если подросток мало общается и у него мало друзей, и его ничего не интересует или интересы внутри компьютерных игр (не коллективных особенно), тогда стоит бить тревогу. Почему? Потому что не решаются основные задачи периода. У подростка не происходит личностного становления, если он не смог выстроить взаимоотношения со сверстниками. Именно в этот период, особенно, если подросток не находит себя среди классного  коллектива, или коллектива секции, муж/спортивной школы, то он либо замыкается, либо уходит в виртуальный мир, либо начинает искать другую компанию, более комфортную для себя (даже если она девиантная), ведь главное – принятие его средой сверстников и безусловное принятие, и понимание взрослыми.

    Выстраиванию гармоничных и счастливых отношений со сверстниками подростку могут мешать застенчивость, низкая или наоборот неадекватно завышенная самооценка, различные фобии, страхи, родительские отрицательные установки «ты будешь один», «с тобой никто не будет дружить», «да что ты можешь!» и т.д.


    Есть древнее высказывание от том, что «до 6-ти лет ребёнок – царь, после 6-ти – слуга, а после 12-ти – друг». Я считаю, что доброжелательные отношения с ребёнком необходимо установить изначально, при этом уже с 3-х лет ребёнок учится и царствовать, и служить одновременно. Это связано с тем, что ряд потребностей он всё ещё не может самостоятельно удовлетворить, но обучаясь с помощью взрослых навыкам самообслуживания, какие-то свои потребности он уже в состоянии удовлетворить сам.  То есть в оказывании посильной помощи родителям и происходит его служение. Дружить же с ребёнком нужно опираясь на доброжелательность в отношении него.

   Если родителям не удалось в дошкольном возрасте добиться установления доброжелательных и доверительных отношений с ребёнком, то в силу того, что подростковый возраст также достаточно гибкий, многое можно исправить. Очень важно в этот период дружить с подростком сохраняя границы! 

    Таким образом, основная задача родителей и значимых взрослых – помочь своему чаду состояться в общении, занять достойное место в среде сверстников.  Чтобы избежать попадания ребёнка в асоциальную компанию, или на фоне экзистенциальных и духовных поисков не допустить проведения экспериментов со своим здоровьем с помощью агрессивных компьютерных игр, табака, психотропных средств (алкоголь, наркотики), сомнительных духовных практик (шрамирование, мистические ритуалы, суицидальные клубы, сексуальные эксперименты и т.п.), родителям стоит предложить ребёнку хорошую, здравую альтернативу (посещение театральной студии, занятия конным спортом, занятия в клубе исторических реконструкторов, инженерные секции, эстетические и другие занятия, в зависимости от пола, интересов и потребностей подростка (на заметку: интересы и способности стоит выявлять уже с дошкольного детства, понятно, что они могут меняться, но на их основе родителям и значимым взрослым легче поддерживать контакт с подростком). Общаясь в среде сверстников, объединённых общими здравыми и созидающими интересами под чутким и мудрым руководством взрослых, подросток сможет приобщаться к высоким культурным взаимоотношениям и ценностям, напитывать своё сознание красивыми и богатыми по содержанию образами, моделями поведения и решения разных жизненных или будущих профессиональных ситуаций. Поэтому большой родительской ошибкой будет ограждение ребёнка от коллектива сверстников и замыкание чада на себе, на мире взрослых, на мире компьютерных игр и видеофильмов (что касается видео, то речь конечно, не о детях искусства, т.е. о потенциальном режиссёре, актёре). 


     Важно помнить! В этот период подросток особенно сильно ощущает чувство одиночества, отсюда и стремление к общению, и ранимость, и сверхчувствительность, и протестные агрессивные всплески. При этом подростку сложно находить меру, баланс между потребностью формировать, искать свои ценности, смыслы жизни и потребностью в безопасности и родительской защите. Если родители не понимают этого, то подливают масло в огонь внутренних противоречий подростка и разрушают его доверие. Именно в этом кроется причина попадания подростков под манипуляции посторонних взрослых-недоброжелателей, преследующих удовлетворение своих извращённых потребностей (педофилия, воровство детей для органов, сектанские сообщества, и вообще различные развращения).
Чтобы этого избежать чувство безопасности и уважение личного пространства подростка, которые будут формировать в его душе ощущение принятия и любви, должно быть не прикосновенно! Это обязанность родителей и значимых взрослых!

   Родителям необходимо транслировать своему ребёнку культурные и общечеловеческие ценности (любви, безусловного принятия, уважения, чести, справедливости, трудолюбия, сотрудничества, красоты взаимоотношений между мужчиной и женщиной и др.). То есть, на фоне бурных поисков и отторжений подросток должен видеть высокие примеры, сравнивая их с социальными моделями поведения в том числе негативными, которыми, к сожалению, заражена наша культура и от которых мы, взрослые не сможем его оградить, но обязаны помочь выработать стойкий духовный иммунитет.  Например, подросток ведёт свой личный дневник, он должен быть уверен, что в дневник не залезут и не прочитают без его ведома сокровенные мысли.  Гораздо важнее, установить настолько доверительные отношения с подростком, чтобы он сам захотел поделиться важными и интимными переживаниями и мыслями (например, распространённое блогерство одна из форм ведения личного дневника и доступный способ самовыражения). Если личные границы взрослые будут нарушать, или будут обманывать подростка, то это приведёт лишь к разочарованию, подавленной или явной агрессии, уверенности в том, что мир не справедлив, родители/ взрослые лжецы и враги, а внутреннее одиночество может спровоцировать нежелательные последствия вплоть до суицида.

     Важно помнить! Раны, нанесённые человеку в этом периоде, остаются на всю жизнь! При неправильном отношении родителей к подростковым бунтам/замкнутости худший исход сепарации (не считая суицида) - это потеря контакта между старшим и младшим поколениями, полная утрата доверия, отрезание себя от семьи.  Таким образом, мы приходим к пониманию того, что сознанием/ душой ребёнка сможет завладеть тот, кто обеспечит ему удовлетворение базовых потребностей в этом периоде. Не теряйте детей, подаренных вам на воспитание Богом!
   
     Раньше в нашей культуре существовал очень важный инструмент – инициация (посвящение). Собственно, инициация в семейное таинство (свадьба/венчание), претерпев культурные изменения более-менее сохранилась до наших дней, не смотря на процветающую уродливую форму безответственного, неразумного сожительства, распространившуюся на Руси/в России после распада Советского Союза и переворота русских семейных традиций и общечеловеческих ценностей.
    Родителям необходимо подумать какие вехи в развитии своего ребёнка они хотели бы обозначать и закреплять в виде инициации. Здесь важно не забывать и о полоролевой принадлежности ребёнка, чтобы не получилось так, что мальчика посвятят в женские таинства, а девочку в мужские, а это уже начатки воспитания гоморро-содомских грехов. Как это происходит сейчас? Можно рассмотреть на примере воспитания современных девочек. Например, девочку-девушку не обучали ведению семейного хозяйства, материнству, а акцент сделали на получении профессии, с целью зарабатывания на жизнь, чтобы стать независимой, самообеспечиваемой – это вариант мужской инициации, но не женской. А вот если девушку воспитывали в духе праздной, легкомысленной жизни, в интригах и смене нарядов, то это вариант инициации в паразитирующую, развратную жизнь блудной женщины, а не в семью с реализацией роли жены и матери.  Да, в современных реалиях разрушенного института семьи, семейных ценностей и традиций женщине важно получить профессию, которой она сможет добыть себе хлеб насущный, но ориентировать на это девушку нужно в крайнем случае и при этом объясняя жизненные обстоятельства при которых стоит так относиться к самообеспеченности. Не секрет, что активная социальная включенность женщины при недостаточном потенциале способна не только истощить женщину, но и разрушить её. Внешний мир, выстроенный по современным мужским принципам не содержит в себе заботы, бережного отношения к женщине, женской нежности. В итоге мы наблюдаем массу женщин с вторичными половыми признаками, а внутри уже являющимися мужчинами и по восприятию себя, и по образу мыслей, и по образу жизни. А так как именно женская миссия создавать и хранить семью, то разрушенная женщина не способна выполнить своё предназначение, а современный мужчина, призванный создать женщине гармоничные её природе условия, тоже не особо торопится вернуть переформатированную психику женщины в первозданный источник. Большой камень здесь я кидаю в огород современных работодателей, которые позволяют себе даже подумать о том, что они имеют право решать за женщину, когда ей создавать семью и рожать детей, а тем более лишать её права в получении работы, если она стремится состояться как женщина и мать. Но это уже другая тема.


      Вернёмся к инициации. В процессе инициации мы что-то делегируем и дарим ребёнку, посвящая его тем самым постепенно в настоящий мир взрослых (ответственных, зрелых, разумных, деятельных). Таким образом, подросток не будет сам себя посвящать курением, алкоголем, беспорядочным и несвоевременным сексуальным интимом в некий, как ему кажется, мир взрослых, так как при правильной инициации, девиантное, разрушительное поведение взрослых не будет ассоциироваться в душе подростка со взрослостью.


     Чтобы было понятнее, что такое инициация, можно вернуться к ранним периодам ребёнка. Например, окончание дошкольной ступени, как взросление и получение новой социальной роли – школьника, ученика, при ослаблении (но не окончательном уходе, как думают некоторые родители) роли детской игры – есть инициация.

   Семейные инициирующие мероприятия/события должны устраиваться с учётом индивидуального хода развития ребёнка, а общечеловеческие инициации с учётом культурных традиций. Так, инициации интеллектуального развития (детская игра, учёба, общение со сверстниками, получение профессии, работа); инициации духовного развития (приобщение к таинству причастия -  посвящение в божественные законы, приобщение к таинству исповеди - диалог с Богом, приобщение к таинству свадьбы (для меня не брака) и т.п. в зависимости от верований и традиций, принятых в каждом народе); полоролевые инициации (становление мужчины, женщины, мужские и женские роли и задачи – семья: отец, муж/ мать, жена и приобщение к таинствам взаимоотношений между мужчиной и женщиной). Перечисленные виды посвящений могут взаимно дополнять друг друга, т.е. не обязаны  устраиваются постепенно.


      Таким образом, моменты инициации вырабатываются индивидуально, но в качестве ориентира, можно выделить следующие важные периоды: 12 лет, 14 лет, 16 лет, 18 лет. Напомню, что у девочек эти периоды могут начаться раньше. В любом случае, родителям необходимо наблюдать за ходом развития своего ребёнка. Не в тему данной статьи, но не могу не сказать - возраст инициации не ограничивается 18-ю годами, просто это уже другой возрастной этап.


     12 лет. Например, мальчика можно приобщать к вождению машины или беря с собой в поход разрешать ему самостоятельно разжигать костёр. Девочке можно разрешить иногда подкрашивать реснички и надевать туфельки с каблучками (но не постоянно, учитывая составы современной косметики и ещё формирующуюся в этом возрасте костно-мышечную систему), приготовить самостоятельно какое-то блюдо для семейного обеда, ужина.  Как мальчику, так и девочке можно в этот период подарить ответственность в виде заботы за младшим членом семьи, или позволить остаться одному/одной дома с договором, что дома будет чисто, убрано, и день будет проведён с пользой.  Можно делегировать поход в магазин (если это будет преждевременно для конкретного ребёнка, то лучше перенести на более поздний период, а кому-то и в более раннем (10 лет) подойдёт подобный вариант – так как всё индивидуально).


      14 лет. Важное событие в жизни подростка, как человека части социальной системы – получение паспорта гражданина страны, в которой он родился и живёт.  Родители могут заранее подумать о том, что даёт паспорт ребёнку и поговорить с ним об этом, а также придумать разрешительные события, подарки для подростка. Например, согласно трудовому кодексу с 14 лет дети могут работать (есть ограничения, но об этом лучше почитать в трудовом кодексе), а значит ребёнку можно разрешить подрабатывать летом, на каникулах или в среде сверстников. Например, ребёнок любит что-то мастерить, он придумал идею и решил её воплотить в жизнь. Ему можно разрешить набрать клиентов для своей идеи и получить за свой труд вознаграждение (оно может быть материальным, моральным, финансовым). Бесценный опыт трудовой деятельности и оплаты труда пригодится ему во взрослой самостоятельной жизни, а ситуации, с которыми он столкнётся во время работы над реализацией проекта/идеи будут способствовать работе над собой и выработке необходимых качеств характера. Родители же, находясь рядом и ненавязчиво направляя своё чадо смогут сохранить с ним добрые отношения. На мой взгляд, в этом периоде важно сберечь ребёнка от зарабатывания на жизнь, т.к. это не задача периода, если конечно сама жизнь не ставит подростка в условия выживания.


     16 лет. В этом возрасте ответственность выходит на первый план (ответственность, как формируемое личностное качество важно и в другие возрастные периоды, поэтому важно не ставить ребёнка на путь безответственной праздной жизни, например, формирование навыков самообслуживания начинается уже в раннем возрасте). Завершается ступень девятилетнего обучения (средней школы) и подросток переходит в старшую школу.  Раньше наши предки в этом возрасте уже создавали семьи, т.е. можно в качестве инициации сделать акцент на семейных ценностях, чтобы подготовка к семейной жизни была плавной и своевременной. Девушка, как будущая мать, жена обучается гармоничным, красивым, чистым взаимоотношениям с противоположным полом, аналогично и юноша. Инициация – в чистоту и целомудрие (это можно делать и в 14 лет).  Например, психолог Щукина Ирина Львовна рассказывала, как подарила своему сыну в этом возрасте игрушку-волчок, внеся смысл «чем больше волчок крутится, тем более он устойчивый», таким образом, объяснив ребёнку, чтобы крепко стоять в жизни на ногах нужно трудиться, действовать.  Для него, как для будущего мужа и отца – такая инициация будет очень помогать в понимании своих семейных обязанностей и функциональной роли.  Девочке тоже можно подарить волчок, но с акцентом на особенностях женского труда и деятельности.  Таким образом, приобщая к семейным ценностям в этом возрасте имеет смысл уже инициировать и будущую профессиональную деятельность, к которой также нужно готовиться.


      18 лет. Инициация – поступление в учебное заведение с целью овладения знаниями, умениями, навыками будущей профессии и выбора социальной и профессиональной роли (но на основе способностей, потребностей и интересов, а не внешне сформированного «престижа» той или иной профессии и образа жизни). Также, согласно семейному кодексу, 18-ти летие – это период совершеннолетия, согласно которому подросток становится взрослым человеком, способным полностью нести ответственность за свои поступки и жизнь. Но для родителей это не означает, что они получают право снять с себя родительский крест, это означает лишь то, что теперь они становятся добрыми волшебниками и феями, если в жизни их ребёнка что-то происходит, и если он нуждается в их поддержке, мудром совете, благословении, они готовы оказать родительское участие. Если бы к 18-ти летию человек уже овладевал профессией и возможностью стабильного заработка и по-настоящему крепко бы стоял на ногах, вот только тогда можно было бы со спокойной душой отпустить своё чадо. Отпустить, но не выкинуть! На мой взгляд, окончательное отпускание может произойти, когда дочь выдают замуж ((инициация) и она уходит в другой Род продолжать его и становится женой, а потом матерью, тем самым выходит из-под защиты, заботы и обеспечения отца и получает защиту, заботу и обеспечение мужа), а сын женится, и отлепившись от матери становится главой своей семьи и способен нести ответственность за семью, обеспечивая, и давая ей защиту, и заботу.  Или же другой вариант – инициация в монашество.


     В связи с тем, что в настоящее время семейные и родовые традиции в большинстве семьях утеряны, то современным родителям придётся не мало потрудиться, чтобы выработать свои здоровые жизнеутверждающие инициации, а также расспросив своих родителей, бабушек и дедушек собрать информацию о родовых традициях, сохранённых и передававшихся из поколения в поколение в их семьях.


     Подводя итог, задачи родителей в подростковом периоде человека:


1. Быть максимально включёнными в жизнь семьи и особенно в процессы, происходящие у ребёнка (имею ввиду социальные роли "родитель-ребенок").

2. Сохранять с подростком (имею ввиду этап развития - подростковый) доверительные, добрые отношения. Быть в контакте с ним, относиться к подростку с уважением, терпением, демонстрируя тем самым свою искреннюю любовь.

3. Не зацикливаться на учёбе! Понимать, что учёба важна, но она в данный момент (до 15-17 лет) естественным образом отходит (но не выбрасывается) на второй план, так как человек развивается и должно произойти личностное становление, а учёба по идее нацелена на передачу знаний о мире и формирование определённых учебных умений и навыков; полноценной картины мира и развития личности учёба без наработки успешных социальных навыков, способов общения не даст, кроме замкнутости и интеллектуализации. Воспитательного аспекта в современной школе практически нет, ведь наше современное образование формирует уже не Образ творческого и мыслящего человека, а Образ  потребителя-сквозняка, для которого достаточно пропустить через себя поток разной не состыкованной между собой информации в таком количестве, что не одна разумная душа в условиях поспешности не сможет разобраться и сориентироваться в нём, поэтому для игры по правилам современной школьной учёбы, завершаемой ЭГЕ-ге!, нужно просто зазубривать материал, перенапрягая мышцу механической памяти. Что-то конечно откладывается, но какого качества? В общем, учёба - учёбой, а качественное развитие личности в данный период - ценнее.

4. Не придираться к подростку по мелочам (замечания по поводу внешнего вида, порядка в его комнате, угловатости движений, «определись, ты взрослый или ребёнок!» и т.д.). Стоит договариваться, сотрудничать. Например, может быть следующая установка «я согласен/согласна иногда тебе помочь с уборкой комнаты, так как я понимаю тебя и твои перепады настроения и энергетики, завалы в  учёбе и не хватки энергоресурсов все успевать, т.к. ты учишься этому; я тебе друг, а не враг, сам/сама был/была в твоём возрасте».

5. Использовать технику активного слушания, которая основана на назывании, проговаривании и понимании чувств человека. То есть выслушивая ребёнка назвать, обозначить чувство, не давая ненужных советов, советы даём только если нас об этом подросток сам просит, то есть когда он настроен выслушать взрослого. При этом, советуя, мы не даём готовых ответов!, а побуждаем подростка к размышлению, к самостоятельному поиску решений возникших с ним жизненных ситуаций. И его найденные решения мы совместно обсуждаем, без критиканства, гнобления,  осуждения и фраз типа «ну кто так думает», язвительных «мда, очень остроумно» и т.п. Помним, подросток раним и чувствителен к словам, манере общения, критиканству.

6. Вовремя отпускать. Успевать за взрослением ребёнка. Учитывать сенситивный период (т.е. чувствительный и благоприятный период для развития тех или иных качеств, умений, приобретения знаний и формирования навыков). Предъявление адекватных возрасту требований (если предъявляются ребёнку завышенные требования, непосильные для него, то таким образом мы разрушаем самооценку ребёнка, формируя заниженную и различные личностные комплексы, а это будет искажать последующее его личностное и социальное развитие). Родители должны быть гибкими, мудрыми и разумными, понимать возрастные особенности своего ребёнка. Например, с 1 года - ребёнок должен самостоятельно держать ложку (если мы обучали его этому). Но ведь маме проще самой накормить, так быстрее, чем методично и терпеливо приучать ребёнка к самостоятельному удержанию ложки. 2-3 года – ребёнок должен самостоятельно одеваться. 4-7 лет – самостоятельная уборка комнаты, игрушек, полив цветов в комнате, поддержание чистоты в шкафчике с одеждой, умение самостоятельно играть. С 9-10 лет – умение самостоятельно подготовить школьные домашние задания. После 12 лет – отпускаем нарабатывать свой жизненный опыт (совершение ошибок, набивание шишек при рассуждении и наставничестве родителей). Всё это возможно, если родители занимались ребёнком, воспитывали в нём навыки самообслуживания и самостоятельность. Если же они этого не делали, то и результата не будет, самостоятельность ребёнка будет складываться стихийно.

7. Включать подростка в активную, полезную деятельность (реально взрослую!, а не игрушечную или праздную). Это могут быть совместные походы, экскурсия на работу к маме/папе, чтобы помочь, посмотреть, как в реальности работают взрослые люди конкретных профессий и т.д.


       Помнить, что человеку-подростку важно вырасти, а родителям выжить!


    На фоне таких здравых, доверительных и уважительных отношений, основанных на разумной любви, подросток сможет пройти бурный подростковый период без ненужных травм и потерь, а также сможет слушать и услышать родительские послания.  Если со стороны родителей не будет добра, вЕдения, любви, уважения и безусловного принятия, то подростковый период станет подростковым кризисом и  будет протекать болезненно, сопровождаться агрессией и негативизмом, и оставит на всю жизнь в душе человека душевные/психологические травмы или может завершиться суицидом.


          Предподростковый период.


       Для того, чтобы подготовиться к пубертату, следует не упустить предподростковый возраст (8- 10/12 лет) – период относительного затишья перед подростковой бурей.

     Родителям ни на секунду нельзя забывать о том, что ребёнок всё впитывает, как губка! А значит настроен брать пример, в первую очередь со взрослого.

1. Важно продолжать выдерживать и соблюдать ритм недели и распорядок дня.
 
2. Давать ребёнку поручения по дому (оговорённые с ним за ранее, посильные ему, чтобы он мог их выполнить и нарабатывал позитив, уверенность в своих силах, радость от сделанного, а не наоборот). Помнить, что обязанности – это рутина, а освоение нового – это радость, развитие, а не обязанность.

3. Дарить ребёнку то, что развивает его и тем самым приносит ему радость.  Также, как и с обязанностями, развивать ребёнка, опираясь на зону его ближайшего развития (то, что сегодня ребёнок сможет сделать только вместе со взрослым, в будущем сможет сделать сам). Таким образом, формируя уверенность в своих силах ребёнку будет легче в подростковом возрасте состояться в среде сверстников.

4. Помогать ребёнку подготовиться к пубертату.  Подводить его к пониманию того, что важно быть не стадом, а индивидуальностью. А индивидуальность проявляется в деятельности, поступках и размышлениях, а не в праздном шатании, наряжаниях, безответственности и тем более курении, сквернословии, и мнимых компьютерно-игровых достижениях.  Таким образом будет осуществляться и профилактика зависимостей. Уже с дошкольного периода, но даже если он пропущен, то с начальной школы нужно искать вместе с ребёнком то дело, занятие, которое он может делать очень хорошо, которым искренне интересуется (если ребёнок не понимает сам или не имеет ярко выраженных способностей, можно перепробовать разные занятия, или протестироваться на определение способностей и интересов в рамках предварительного профориентационного периода).

5. Учить ребёнка давать отпор, говорить «нет» непонятным предложениям, поступающим как от сверстников, так и от взрослых людей. Это важно, так как в современном мире действует достаточно непонятных и откровенно разрушительных моделей взаимоотношений, образов жизни и мыслей.  Можно предложить ребёнку отреагировать фразой «хорошо, я подумаю» и потом обсудить то или иное предложение, поступившее в его адрес. Да и самим, прежде чем принять ту или иную идею стоит просмотреть её в окне Овертона, из каких качеств материальной природы она рождена (страсти, невежества, благости), насколько она совместима с Вечной жизнью (созидательна или разрушительная).

6. Делать психологические прививки, касающиеся курения, наркотиков, блуда и разврата, агрессивных компьютерных игр и тому подобного. Например, алгоритм прививки от курения может быть такой. В 7-8 лет можно воздействовать на эмоции ребёнка и побеседовать о вреде курения (глупые люди курят, начинали курить, даже не поинтересовавшись как это вредно и что таким образом они порабощаются). В 10-11 лет в беседе можно дать факты и цифры (показать фотографии лёгких курильщика, статистику различных болезней, вызванных никотиновой зависимостью, показать фотографии влияния курения на внешность).  Если ребёнок уже попробовал покурить и алкоголь, то не ругать его за этот опыт, а поговорить с ним, узнать его мнение и какие он сделал выводы, и подвести к тому, что он свободен в выборе, но неразумно разрушать себя, ни телесно, ни духовно.  В 12 лет можно уже заключать договор о том, что ребёнок берёт на себя определённые обязанности (см. инициация), в частности не курить, не пить. Особенно это касается наркотиков. По поводу наркотиков и беспорядочных сексуальных связей  стоит сразу твёрдо расставить все точки над «i» – никогда нельзя их пробовать и объяснить почему. Рассказать какие виды наркотиков существуют (табак, порошок, спайс и т.д.) и что привыкание формируется практически сразу. Также показать видео о наркозависимых, рассказать про последствия, почитать истории наркоманов, рассказы на эту тему, чтобы у ребёнка не было романтического, иллюзорного восприятия наркотиков, алкоголя, табакокурения. Дело в том, что, если речь идёт не о дисфункциональной или неполной семье (один взрослый член семьи, отсутствие в семье любви, принятия и доверительного общения, в результате чего ребёнок из такой семьи легко попадает в сомнительные компании и разрушительные виды деятельности), а речь идёт о ребёнке, воспитывающемся в нормальной семье, где он принят и любим, то именно исследовательская деятельность такого ребёнка и побуждает его попробовать неизведанное, и всегда это неизведанное ребёнок, будь то из благополучной или не благополучной семьи, наделяет своей фантазией. Так как "запретный плод сладок", и чтобы свято место не было пусто, необходимо договором зафиксировать те созидательные, альтернативные действия, которые ребёнок обязуется исполнять. Конечно, самый лучший способ для ребёнка - чистая и честная жизнь самих родителей, т.к. она и есть пример, именно её, как книгу, ребёнок открывает и читает.  Согласитесь, не каждая книга интересна и полезна.

7. Сделать семейной традицией – чтение качественной литературы, и проведение семейных тематических бесед (но не морализаторского выноса мозга). Если родители будут рассказывать ребёнку о том, что есть в мире вещи, с которыми нельзя спешить, а есть такие вещи, которые никогда нельзя делать и почему, и что наоборот, необходимо учиться хранить внутреннюю красоту, чистоту и романтизм, то ребёнок будет учиться разумно и трезво, а значит, ответственно относится к себе, жизни и различным предложениям со стороны окружающих. Это значит, что для него человек божественной природы (высоко духовной жизни) станет ценностью, которого он в себе будет защищать всю свою жизнь, выбирая в окружение близких по высоконравственному духу.


       В заключение, тем, кто дочитал до конца хочется сказать, что подростковый период потрясающий, ведь в этот период шлифуется и развивается личность, душа на глазах у родителей и всего мира. Уважение к человеку-подростку + доверие, дружелюбие + искренний интерес, вовлечённость родителей будут залогом относительно спокойного протекания очень важного периода в жизни человека – подросткового возраста, а также того, что наше общество будет состоять из людей, впитавших любовь и уважение с детских лет. Именно такое общество людей/граждан по морально нравственному (духовному) статусу не позволит себя обманывать, обижать, грабить и издеваться, т.е. унижать человеческое достоинство, чем уже давно занимается наше государство и т.н. государственники, которые разрабатывают законы не совместимые с высоконравственной честной человеческой жизнью, для которой мы, женщины благодаря мужчинам (мужьям) рожаем и воспитываем новых людей. Такой труд для государства-сатанинской секты, государства-убийцы, государства-насильника, государства-вора, государства-извращенца, государства-лицемера и клеветника? Извольте! Наши дети (люди) от Бога и для Бога! Помните, есть т.н. психология духа, а есть т.н. психология тела, оторванного от духа.. Идти за тем, что смертно, как минимум, не разумно. Надеюсь вы родители, бабушки, дедушки, тети и дяди прочитав данную статью и поразмыслив о прочитанном,  со мной согласны.

Балашова Екатерина,
Педагог-психолог