Сланцевское городское производственное управление

Владимир Будько
В ГПУ БОН (Сланцевское городское производственное управление бытового обслуживания населения; начальник Н.А. Захаренко) я сменил две мастерские. Одна из них была на бойком месте, опять же на ул. Банковской. Рядом со мной находились Специализированный винный магазин и «Шашлычная». Зная пристрастия нашего народа, можно представить, сколько меня посещало любителей тов. Бахуса. Они отсеялись, когда администрация ГПУ решила выселить меня в 36-ти-квартирный дом на заводе. – Моя жизнь стала спокойней. Произошли изменения в и личной жизни.
В новой мастерской было просторно, и даже стоял теннисный стол. Малевал я себе помаленьку, и начал активно рисовать для себя. В это время мной был создан Клуб художников «Изограф». Я начал систематически участвовать в областных выставках, которые обеспечивала Е.Н. Лаврова (Ленинград). Она же впоследствии увела ок. 40 моих работ выставочного фонда. – Очень культурная женщина.
В бытовке я писал ритуальные ленты, наглядную агитацию и рекламу. Для сторонних организаций работал по безналичному расчету. Для хорошей зарплаты надо было искать заказы.
Как только в СССР дело касалось сдельной оплаты труда, человек сталкивался с нежеланием системы платить по заранее обусловленным расценкам. Подобные ситуации случались несколько раз. Так же было в бытовке. В итоге пришлось уйти на спокойные харчи, в СПАТП, где тогда увольняли художника-неудачника.
Ругаться с администрацией по поводу денег – утомительно. Всегда находится какая-нибудь тетка, которой важно экономить фонд заработной платы. От этого у нее зависела премия. Это было одно из противоречий системы.
Не хотела система платить и за рационализацию труда. Если кто-то мог по-японски организовать работу, это не значило, что ему тут же начинали платить больше. – Доплаты делали символические. – Из этого погиб социализм. – Он не разрешал богатеть.
Социализм – глупое общество нищих рабов, которые живут в замкнутой системе. Человек не может что-либо изменить. Вожди давно все решили за тебя. Остается пахать.
За глупых небожителей, вроде Ленина, все решают банкиры, вроде Ротшильда. Толко Ленин весь на виду, его все знают. Банкир же – всегда в тени, и его не знает никто. Именно он управляет миром, отнюдь не президент. – Это понимать надо. Банкиру даже война выгодна. – Война, на которую мы посылаем своих сыновей.
В основе всех мировых событий – деньги. Война – это банковская операция. Революция – тоже. По мнению глупых банкиров, живших в нач. ХХ в., социализм – это организованное общество грядущего, с которым мировому правительству будет легко работать. СССР предполагалось строить, как огромный кибуц. Считалось, что с социализированной Россией будет работать проще, чем со страной миллиона лохов: крестьян, рабочих, предпринимателей .

Молот-молот, молот-серп, –
Это наш советский герб.
Хочешь, жни, а хочешь, куй, –
Все равно, получишь х…

Написание лент было очень выгодным делом. Если они были, я работал на контору, когда не было, строчил на карман. Кроме того, писал таблички на кресты. Это тоже давало доход (червонец / шт.). Так мы жили в противодействии, – контора и специалист. Было задорно и весело, тем более, что окружение на Банковской было специфическое.
Отдельно нужно сказать о художественной работе в мастерской на заводе, где я после бурных дней на Банковской создал сугубо творческую атмосферу. Дело осложнилось семейной трагедией, которая связана с заболеванием Т. Мне пришлось еженедельно мотаться в Усть-Лугу, в одну из отдаленных больниц Ленинградской области. – Личная жизнь рухнула в одночасье. Это полностью не вязалось с моими творческими планами, которые были обширны.
Диким был развод с С. Не менее дикая ситуации сложилась с Т. – Все было для меня неожиданным в то время, когда у меня разворачивались большие проекты. Я к ним был готов, поскольку годами совершенствовал графическое мастерство и вышел, наконец, на большой графический Питер. – Регулярно я показывался у Ю.К. Люкшина, и даже сделал персональную выставку в к/т «Молодежный». По тем временам – это был подвиг, поскольку признанные мастера годами ждали персоналок на площадках С/Х, которых в Ленинграде в 1980-х гг. было две.
В те времена, когда верховенство соцреализма было полным, а мы в своем медвежьем углу мало тогда шевелились. В городском музее под эгидой директора его В.Д. Никулина сланцевские художники начали выставлять живопись, графику, ДПИ. Дело двинулось. – До этого выставки работ местных изографов делались единственно в ДК СПЗ «»Сланцы». Я их хорошо помню по 1960-м гг.
В мастерской на заводе я сделал несколько больших каллиграфических листов и монотипий. Последние варьировал в 2 – 3 сюжета: «Арлекин», «Изограф». Монотипии повторил по нескольку раз. В итоге выбирал лучшие из них. Они в перипетиях перездов сохранились в удовлетворительном состоянии.
Однажды я пригласил в мастерскую фотогрофа Ю. Голубева и он сделал с меня пару хороших портретов, которые живо передают атмосферу тех дней. К сожалению, я сам художественной фотографией всегда занимался мало, почитая ее ремеслом низшего порядка. Так я считаю и сегодня.
Работая индивидуально, я стремился организовать местных художников на совместный труд. Для этого выдвинул идею создания Клуба художников. Мы провели организационное собрание. Я расписал план работы 2-х секций, после чего понял, что кроме стандартного посещения изостудии, Клуб ни на что не способен. – Первыми саботажниками оказались оформители-профессионалы. Мужчины не желали посещать студию в ДК Горняков. Являлись дамы, костяк Художественной школы во главе с директором. Потом в нашем помещении начали ремонт, подселили ВИА, в результате чего начались пропажи художественных ценностей и материалов. – Пришлось прекратить работу в смежном помещении, где могли находиться посторонние люди. Коммуналка несовместима с творческим процессом.