Сланцевский городской торг

Владимир Будько
…простой народ так же не читает в Европе,
как и у нас.
Н.П. Огарев.

Лавры Пикассо с детства мне не давали покоя. – Я много рисовал. Увлечение перешло в умеренное рисование сегодня. Я очень люблю клепать шедевры. Жаль, что окружающие ценности моих работ не понимают. У меня живопись и графика, – некоммерческие. Это пока.

В 10-м классе сосед предложил мне расписать стены его гаража. Для этого были выданы нитро-краска разных цветов, 2 банки эмали и малярные кисти. Что-то интересное я изобразил, и фрески простояли в чужом гараже какой-то период в неприкосновенности. Со временем неблагодарные потомки соседа забелили шедевр, по которому плачет московский Музей современного искусства. Гараж этот еще стоит в Лучках, во дворе домов 63 – 65 по ул. Ломоносова.
Лучший художник школы № 4 в лучшие свои годы к тому ж сочинял стенгазеты и оформлял Красные уголки, в т.ч. в армии.

После СА я приехал в Сланцы и практически через неделю по протекции maman устроился в новую художественную группу Торга.
Опыта оформительской работы у меня почти не было, если не считать работу по оформлению класса связи и Ленинской комнаты на полуострове Рыбачьем. Мало того, оформиловку я почитал презренным ремеслом, совершенно не подозревая, что годы работы художником-оформителем будут лучшими годами моей жизни, наполняя ее культурой и своеобразием.
Новая группа художников, в которой я приступил к первой своей работе, начиналась в 1973 г. Руководил ею – Юрий Константинович Смирнов, бывший художник СПЗ «Сланцы». Вместе с ним с завода в Торг перешел и Михаил Юльянович Полевой. Из старого состава оставался Владимир Алексеевич Смирнов, который владел и навыками фотографии. В то время к нему за консультациями иногда обращался Ю. Терентьев, сегодня признанный мастер сланцевской фотографии.
В предыдущую группу торговских оформителей входили Юлий Дерешко, Михаил Лясин и упомянутый Владимир Смирнов.
Юлий Дерешко – примечательнейшая личность на сером сланцевском небосклоне. Это был, прежде всего, творческий человек. Одно время он работал в ДК СПЗ «Сланцы», где им были оформлены несколько спектаклей. Он писал яркие картины мастихином и занятные акварели, которые процарапывал воском. Жил он в Лучках, в доме, где нынче расположен магазин № 42. Глядя на него, развил склонность свою к художеству другой колоритный художник, – сосед по коммуналке, – Коля Егоркин.
Художественная мастерская Сланцевского городского торга в 1973 г. находилась у Кирпичного завода на Комсомольском шоссе, в деревянном здании старого магазина. Она имела два рабочих помещения. В одном производились художественные работы, во втором была фотолаборатория. Обедать мы ходили в столовую завода, который работал еще в годы перестройки, а сегодня заброшен за ненадобностью. На нем трудилась так же какая-то художница.
В наши задачи входило обеспечивать магазины и столовые города наглядной агитацией, а так же поддерживать в порядке витрины. Так было принято. Много работы требовало оформление интерьеров. Один раз на Больничном городке мы делали кафе «Лакомка» (впоследствии – кафе «Омега» ).
В 1970-е гг. были введены в строй «Детский мир», Хозтовары (Кирова, 50). Мебельный магазин (Кирова, 51/1), кафе «Лакомка» (Кирова, 48). Везде группа приложила свои труды и умение.
Сначала мы рисовали большое панно на витринном стекле в промежутке между «Детским миром» и Хозтоварами. Безобразная работа эта простояла более 20 лет. Затем мы оформляли «Детский мир». Ю.К. Смирнов придумывал там объемные элементы, разномастные по стилю.
В Мебельном магазине группой были использованы масштабные фотографии на рулонной бумаге, которые заказывали в Ленинграде. В витринах магазина Ю.К. изобразил интерьеры, срисованные из журналов. – Работа художников начиналась с перелистывания журналов. Ю.К. и М.П. хотелось ухватить идейку . Дерешко прежде работал по наитию. – Гуашевые панно его в витринах маг. «Октябрьский» не подходили под логотипы, как того требовала строгая оформительская мода.
В свое время в Сланцах, при директоре Торга И.В. Иванове, было открыто детское кафе «Лакомка». Оформлением руководил старшой наш – Ю.К. Смирнов.
На главной стене по его инициативе была сооружена механическая установка с меняющимися картинками. Подобный принцип сегодня широко представлен в рекламе. Основу его составляют треугольные вращающиеся детали, на гранях которых расположены фрагменты изображения. – При повороте в нужное положение в совокупности они дают из полос цельную картину.
Треугольные носители давали три картинки. Механика, сделанная А. Комаровым, работала недолго. Причиной порчи установки были посетители. – Носители всяк вертел, как ему вздумается. – Техника не выдерживала стороннего вмешательства.
Стены кафе были обиты щитами из ДВП-плиты в виде шахматной доски. На некоторых были изображены сценки народных сказок. Ударный акцент давали выпуклые круги из металла, на которые загадочная душа Ю.К. использовала зимние салазки. Колер кафе был кирпичного цвета. Где-то была и покраска бронзовой пудрой.
Помню как Константиныч искал нужный цвет. – Были использованы множество эскизных и малярных красок. Смесь перемешивали даже рукой, но нужного цвета сразу не добились. –  Когда намешали целую бочку, оказалось, что цвет краски ни чем не отличатся от сурика, который исстари используют для покрытия полов.
В гардеробе была сооружена стойка а-la-Rus, имевшая сбоку кондовую бутафорию – точеные столбы и подвесные светильники. На входе я изобразил волка из популярного фильма «Ну, погоди». – Разинув клыкастую пасть, он зазывал малышей и их родителей – «Ну, заходи».
В это время у В.А. Смирнова родилась дочь, и мы с помпой отметили это событие. Володя купил ящик вина, который мы потребили с работниками Стройгруппы. Проблем на этот счет никогда не было. Я считаю, что в советской России надо было пить в рабочее время, поскольку дом, – это святое.
Из других развлечений могу помянуть теннис и футбол. Теннисный стол был у нас уже в мастерской на Кирпичном заводе. Его мы использовали по назначению, а когда надо, для работы. Футбол практиковался в помещениях магазинов на Больничном городке. Даже уборщица гоняла с нами мяч.
В новом детском кафе можно было пообедать и отведать мороженого. Были и еще какие-то специальные блюда, соответственно заявленного статуса. Это было первое приличное заведение в Сланцах, если не считать Шашлычной, которую к приличным заведениям можно было отнести с большой натяжкой.
Когда были оформлены «Детский мир», Хозяйственные товары, Мебельный магазин и кафе «Лакомка», группа перебралась в мастерскую при магазине на ул. Банковская 9. Там производился масштабный ремонт и готовился к сдаче промтоварный магазин. Со временем он был перепрофилирован в Специализированный винный магазин, который в народе метко прозвали «Спецуха». В годы борьбы с зеленым змием в Спецухе и возле нее происходили водочные баталии. Потом ту Спецуху упразднили, а магазин получил новое название «Тройка». Тройку оформляла уже новая группа художников под руководством М. Полевого. Примечательно, что под окнами нашей мастерской на Банковской в свое время гудел пивной ларек. – Скучно нам не было.
Мало-помалу освоив профессию, я стал работать самостоятельно. Около полугода я базировался в центральном городском гастрономе – Магазине № 47 (Кирова 24, директор – И.В. Веселова). Мною в залах там были сделаны подвесные щиты, витрины, Красный уголок в кабинете директора и кое-что по мелочам. В помощницы мне была выделена М., симпатичная девица, которая занималась оклейкой и грунтовкой.
В магазине «Октябрьский» (Ленина 14), помню, была мною сделана неплохая витрина, персонаж которой директор назвала «Милый друг». Сей друг представлял галантного усача в высокой шляпе. Я его вырезал из ДВП и покрасил в сине-сиреневые тона. Вокруг друга были развешены женские сорочки и вещи дамского обихода. На полу стояла обувь.
Для нужд рекламы Торг отпускал определенное количество товара. Чтобы не было покушений на выкладку (витрины иногда били), обувь ставили непарами. В продуктовых 47-м и 46-м магазинах в витринах ставили продукты долгого хранения, но консервы из металлических банок, мне помнится, удаляли. Были выкладки продуктов в магазинах №№ 19 и 42. Просуществовали они недолго. В магазине «Космос» были какие-то подвесы, но выкладки никогда не было. Он стоял на отшибе, а потому не привлекал ничьего внимания.
В «Радуге» (центральный магазин одежды и обуви на Ленина 11) витрины оформлялись постоянно. Помню, что когда-то в области проводились даже конкурсы витрин, к которым мы специально делали постановки, снимки которых посылали в Ленинградское областное управление торговли. Были какие-то призы, но со временем мода на конкурсы угасла.
Для нужд оформления Торг выписывал специализированные журналы (Neie Werbung, Реклама), где можно было смотреть, как работали художники в ГДР и др.
Для совокупного оформления магазинов в Лучках мы перебрались в здание на площади Шахтер (дом № 1). Короткий период трудились в магазине № 42 (Маяковского 6). Коротко были в др. точках. Не забывали столовые, которые входили в нашу компетенцию. – Для них мы делали наглядную агитацию. За то нас иногда кормили бесплатным обедом.
Праздничное оформление для главных магазинов готовилось несколько раз в год: «Радуга», «Октябрьский», «Космос», «Универмаг», «Юбилейный», №№ 19, 30 («Быки»), 42, 46, 47. Для того писались плакаты и витринная бутафория. Плакаты, – большие и маленькие, – развозились по точкам. – Потом мы ходили, вешали оформление на палки и проволоку. В это время жители могли видеть в витринах веселых мужиков.
На 1 и 9 Мая, а так же на 7 Ноября в стране полагалась политическая тема. Для того мы копировали через эпидиаскоп открытки и плакаты. На Новый год дополнительно разрисовывали стекла наподобие изморози. После нас уборщицы скоблили краску и матерились.
Бывало, на стекла наносились политические лозунги, два трафарета по всем витринам. Пустая витрина на праздник считалась признаком плохого тона, тем более, что оформление контролировалось секретарем парткома В.И. Соловьевым, и представителем ГК КПСС.

Городской торг – первое место моей работы на профессиональном поприще. – Изучать пришлось многое, например, шрифты. – Их существует великое множество. Понять конструктивную связь между ними и плоскостью может не каждый.
Сегодня человека заменил компьютер. Дизайнер делает плакат, не умея держать карандаш. Вместе с компьютером в оформление пришло единообразие. – Благодяря Билу Гейтцу вывески во всем мире стали одинаковы.

База отдыха в с. Заручье поступила на баланс СГТ в начале 1970-х гг. Она находилась в живописном месте на оз. Долгом и принимала отдыхающих только зимой. – Летом на ней функционировал пионерский лагерь «Салют».
В преддверии первого лагерного сезона мы, торговские художники, прибыли в Заручье для работы на месте. Кроме лагерной рутины, мною там были исполнены несколько масок из пенобетона. К сожалению, материал непрочен. Ничего из оформления той поры не сохранилось, хотя до сих пор на внешних стенах зданий есть работы группы М. Полевого. – Он умудрился нанести уродливую живопись прямо на кирпичи. Вкус отказал художнику, который несколько раз становился директором лагеря.
С этой базой у меня связано много отрадных воспоминаний. Я постоянно участвовал в молодежных поездках на озеро. Расположена она в живописном месте, в устье оз. Долгое. В старое время там была земская больница. Этот же статус сохранялся за ней до и после ВОВ. Местные жители еще помнят лечащий персонал.
Традиционные заезды на базу совершали на 23 февраля работники Стройгруппы торга под руководством прораба Майи Алексеевны Андреевой. Они сопровождались большим застольем. Приблизительно такая же программа была во время заездов молодежных групп. Миша Полевой договаривался с завхозом о бане. – На второй день бывали лыжные прогулки через озеро, в сторону деревни Изборовье. Иногда мы ходили в село в магазинчик, а заодно к заброшенной церкви . Сегодня я узнал, что Заручье до 1949 года называлось Доложском и имеет давнюю историю. – В этой связи пишу о погосте книгу, но дело то небыстрое.