Семейные ценности. эпилог

Анжела Конн
 
     ЭПИЛОГ.
   

Зима не спешила покинуть Касторью.   В этом году она выдалась довольно снежная и прохладная; с гор Вици и Граммос иногда дули ветры, сметая  сухой снег с крыш и застилая  тесные улочки городка  белой пылью.  Были дни, когда солнце пробиваясь сквозь тучи, радовало гостей и горожан тёплыми лучами; улицы в эти часы заполнялись детворой и туристами.

В такие дни Медея садилась у окна, любуясь золотом  всполохов, пробивающихся сквозь серость облаков, оживляя не только пасмурный небосвод,  но и вселяя  надежду.  Она  ждала конца зимы как никто вокруг;  с её уходом закончатся муки, терзавшие   тело и душу,  длившиеся  почти полгода.  Именно такой отрезок времени определил врач, назначивший химиотерапию с целью предупреждения рецидива. После обследования и анализов, сделанных  в американской клинике, врачи всё-таки пришли к решению провести  профилактическое лечение. Медея  как ни старалась -  не сдержалась, расплакалась, зная, какой мучительный  процесс придётся пережить.  Врач взял её руки в свои и глядя прямо  в глаза, сказал: "Медея, послушай, это необходимо. Говорю, как коллега коллеге, ты должна понять. Не об хо ди мо...  Знаю - не хочется,  знаю - противно, но ты должна пройти и  через это. И только тогда у тебя всё будет хорошо. Я тебе обещаю, у тебя всё будет хорошо." Последнюю  фразу  он произнёс с особым нажимом.
 После  пригласил в кабинет Яниса и говорил с ним. Сказал, что будет на связи с ними постоянно, лишь бы они не передумали и точно следовали  рекомендациям. Потом позвонил лечащему врачу Медеи в Салониках и обсудил лечебные средства  с ним. Решение было принято.

 И вот полгода, как она принимает эту химию, будь она неладна...К счастью, побочные эффекты у неё слабовыраженные. Есть и тошнота, и рвота, и волосы выпали - самое страшное, чего она боялась, - однако приспособилась, а куда денешься? Дома повязывает бандану, на людях надевает парик. Поначалу сопровождалось это действо нервозностью, иногда слезами, но... привыкла.

Одна приятная новость  за последние месяцы, - когда прилетели из Нью-Йорка в Москву,  купили квартиру, - покупка оказалась спасительной необходимостью неустанной сначала мыслительной, а позже практической деятельности  для её психики, и сейчас, сидя у окна, мечтает о том дне, а это будет летом, она с детьми полетит в Россию, займётся ремонтом и приобретением обстановки и навсегда забудет о кошмаре, который пережила в связи с болезнью.  Врач обещал, и она верит ему.

Второй человек в их доме, ждущий конца зимы - это Агата.  Приехала как только узнала, что Медее нужна помощь. Она по-прежнему следит за питанием своей подопечной, ставшей подругой, помогает преодолевать болезнь, гуляет с ней и мечтает о свадьбе. Медее остался один сеанс химии, поэтому они уже сейчас, в дни, когда нигде не болит и настроение приподнятое, начинают готовиться к торжественному событию. Приглашения написаны и разосланы,  символические подарки гостям заготовлены - дань традиционной греческой свадьбе, - ресторан выбран, меню одобрено и свадебный наряд заказан.

Всё идёт своим чередом. В городах бушуют революционные страсти, где-то грабят, где-то убивают и льётся кровь; а где-то борются за спасение чьей-то жизни, отдавая последнее;  люди рождаются и умирают, женятся и разводятся, болеют и выздоравливают;  время неумолимо движется вперёд, приближая субботний апрельский день, в который назначена свадьба.  И так будет всегда. Жестокость мира не может препятствовать образованию семьи, когда двоих неудержимо тянет друг к другу.
 
 Только одно чувство способно совершенствовать мир - любовь.  И только она  способна  собрать большое количество людей, когда двое отправляются в совместный жизненный путь; каждый присутствующий заново проживает свой счастливый состоявшийся или предстоящий прожить миг.

Роскошные, шумные,  искрящиеся смехом и весельем греческие свадьбы...Несмотря на то, что Тони и Агата не планировали ни  широкого размаха, ни традиционных ритуалов с соблюдением национальных обычаев, которых обычно придерживаются в Греции, особенно в маленьких городах, как  Касторья,  гостей собралось немало.

  Агата в белом платье в стиле ампир,с ниспадающими фалдами в пол, придающие  её облику сходство с мраморными античными колоннами - образцом красоты и гармонии в Древней Греции -  в сопровождении родственника жениха в окружении гостей  подходит к церкви, где   у порога свою избранницу встречает  Тони в светлом костюме, и они вместе входят в храм, подходят к алтарю и в окружении родных и близких  совершается  ритуал церковного бракосочетания.  Гости замерев, не спускают глаз с жениха и невесты, у всех на лицах улыбки и восторг. Священник,  благословив кольца, надевает их на безымянный палец правой руки жениха и невесты, объявляет  их мужем и женой.  Венчание окончено.   Гости шумно поздравляют молодожёнов, обсыпая их рисом, конфетти, устилая цветами путь выхода.   Родители невесты, Кир с женой и взрослыми  детьми, Афина с Алексом и тоже с детьми,Медея, Янис, их девочки, друзья, соседи,знакомые - все здесь. Приехали даже Дмитрий Иванович с Жанной...Какой грек упустит возможность погулять на  свадьбе... Поцелуи, пожелания долгой счастливой жизни под торжественный аккомпанемент музыки и вручение памятных сувениров - бомбоньерос, -  которые преподносят гостям Христофор,  Леон и Фил, - завершают  первый этап празднества, и гостей  приглашают в  ресторан.

Здесь начинается безудержное, не стеснённое церемонией  веселье. Музыка, тосты, обильная  еда и общение  чередуются  с  каскадом  танцев, один за другим появляются то группа из молодых парней, то группа из девушек, затем танцуют все вместе, и  кульминация свадьбы - танец новобрачных, к которым постепенно присоединяются гости и отплясывают  греческий танец в одном хороводе, держа друг друга за плечи и двигаясь в ритмах музыки бесконечно долго, по ходу вбирая  всё новых и новых участников всеобщего счастья.  Стариков переполняет радость, гордость  за поколение новых греков - такая молодёжь не даст погибнуть стране. Дмитрий Иванович растрогавшись, тайком от жены  вытирает слёзы, но Жанна, вдохновлённая танцующими, пускается в пляс. Медея просит Яна выйти на свежий воздух.  Во дворе она вдыхает дух горной чистоты,наполненный озёрной влажностью и, прильнув к мужу, произносит:  "Спасибо тебе, мой дорогой, спасибо за всё, помощь, терпение... Её прерывает голос Элен, которая в поисках родителей, распахнув дверь, кричит в темноту: - Мама...отец...  Она выбегает к родителям, а вслед за ней движется группа гостей; танцуя они приближаются  к Медее, Янису,  окружают их и взяв в кольцо, продолжают танец. Во двор выбегают Тони с Агатой, входят к ним в круг, и музыка, звучащая уже здесь, кружит их в хороводе. Кто-то выносит шампанское, наполняет бокалы и -  под россыпью звёзд на ночном небе -   слышатся слова, как в день их свадьбы "Виват,Янис! Виват, Медея! Виват, молодожёны!"  Жизнь торжествует!


На лето, как и мечтала, Медея с тремя детьми  прилетела в Москву.Она по-настоящему счастлива, потому что покажет детям город, который любила всегда. Они много гуляют, ходят в театры, на выставки и руководят ремонтом, который идёт полным ходом.  Время от времени к семье присоединяется Янис. Волосы у Медеи отросли, теперь у неё стрижка "под мальчика", что становится предметом шуток детей. Янис поддакивает им, а Дея загадочно улыбаясь, включает музыку, лёгким шагом подходит к мужу и вовлекая его в танец, кружится под свою любимую "Любовь, шампанское, закаты, переулки,  Ах,лето красное, забавы и прогулки,  Как упоительны в России вечера. Балы, красавицы,лакеи, юнкера,  И вальсы Шуберта, и хруст французской булки...  Как упоительны в России вечера"...