И. Галактионов. Императрица Мария Феодоровна

Библио-Бюро Стрижева-Бирюковой
Небольшой очерк "Императрица Мария Феодоровна" появился во 2-ом томе журнала Софьи Кашпирёвой «Семейные Вечера для семейного чтения» за 1882 год. Подписан этот очерк криптонимом "И.Г.", вероятнее всего, автор его -  Иван Александрович Галактионов (ск. 1881), выпускник Петербургского университета (1869), преподаватель 3-й Санктпетербургской гимназии. В "Семейных вечерах" в 1881 году были опубликованы его "Письма брата к сестре о Петергофе, его истории и достопримечательностях", в этом популярном и приспособленном для юношества сочинении Иван Александрович в виде писем рассказывает об истории и памятниках Петергофа, о жизни в Петергофе русских государей. В 1882 г. в этом же журнале напечатаны его очерки-рассказы «Завоевание Сибири» и «Как Русские научились Шведов бить». Известно также сочинение И.А. Галактионова "12 декабря 1877 года. Император Александр І и его царствование" (1877 и 1879).



ИМПЕРАТРИЦА МАРИЯ ФЕОДОРОВНА.

В 1774 г. был заключен славный мир в Кучук-Кайнарджи. Вся Россия торжествовала его. Императрицу Екатерину II поздравляли иностранные государи, и более других Фридрих Великий; даже турки чествовали нашего посла небывалым образом и послали с поздравлением в Москву своё посольство.
В Москве Государыня пробыла несколько времени и занималась учреждением о губерниях, великим делом, оставленным ей в наследие Петром Великим.
По возвращении Императрицы в Петербург, великая княгиня Наталья Алексеевна, супруга наследника престола, серьёзно захворала. Истощены были все средства медицины, чтобы восстановить её угасавшие силы - но напрасно: она скончалась.  Павел Петрович был так огорчён этой потерей, что захворал и сам слёг в постель.
Так как в это время гостил у Императрицы Прусский принц Генрих, то он не отходил от Великого князя и всячески старался рассеять его горесть. Неудивительно, что участие, принимаемое Генрихом, приятно поражало Императрицу, и она более привязывалась к нему. Этим расположением воспользовался Генрих, чтоб указать Императрице, желавшей сочетать Великого князя, во второй раз, с принцессой Виртембергской, двоюродную внуку короля Прусского. Екатерине понравилось его предложение, и она решила, что Великой князь поедет в Берлин, как для собственного рассеяния, так и для того, чтобы свидеться с принцессой.
21 июля 1776 г. Павел Петрович имел торжественный и пышный въезд в столицу Прусского королевства. Празднества и блестящие балы чередовались при дворе с манёврами и парадами. (Кагул-Румянцев). Здесь Великий князь увидел принцессу Софью-Доротею и с первого взгляда пленился её красотой. Познакомившись с нею ближе, он успел убедиться, что её душевные качества ещё более превосходили наружные.
Последовал сговор, после которого Цесаревич поспешил в Петербург. Скоро приехала сюда принцесса со своею родительницею и, 15 сентября 1776 г., после миропомазания, была наречена Мариею Фёдоровною.
На другой день последовало блестящее торжество бракосочетания.
Так как Мария Феодоровна родилась 14 октября 1759 г., то в это время ей было неполных 17 лет.
Молодые супруги жили большею частью в Гатчине, и редко появлялись в большом петербургском дворце. Через год слишком Мария Феодоровна сделалась матерью: 12 декабря 1777 г. у неё родился сын Александр. Известно, что Императрица Екатерина была чрезвычайно обрадована рождением внука, и, с первых дней появления его на свет, перевела его к себе во дворец и взялась сама руководить его воспитанием.
Молодым супругам было подарено место на р. Славянке, в котором и появился нынешний Павловск. Мария Феодоровна занялась хозяйством: распоряжалась устройством дома, фермы, выслушивала все отчёты по постройкам и даже вменила в обязанность директору уведомлять её о быте жителей Павловска, касательно их здоровья и всех хозяйственных мелочей. Современники говорят, что доброта хозяйки не имела пределов: она посещала больных, была ласкова и внимательна к рабочим до последнего плотника или ледокола. Вот образчик тех милых и добрых писем, каких много сохранилось от Великой княгини. В октябре 1782 г. она писала своему управляющему Кюхельбекеру.

«Мой добрый Кюхельбекер, вы меня мало-помалу подготовляете к тому, чтобы потом сказать, что мне невозможно будет найти мой дом под крышей. Не такое ли ваше намерение, мой добрый Кюхельбекер? Я вас угадала; я даже вам скажу, что об этом очень сожалею, но я уверена, что вы в том не виноваты. Сообщите мне, ради Бога, зачем Камерон сделал низ на сводах? Это только удваивает расходы и имеет ту неприятность, что никогда не сохнет, притом на эти толстые стены тратится много кирпича; если же прочность того требует, то дело другое. Наконец, я вам повторяю, что я уверена, что вы, мой добрый Кюхельбекер, всё сделали, как можно лучше. Что же касается Камерона, то я отлагаю моё суждение о нём, пока вы меня не известите о сущности дела. Поговорим о саде, который будет моим утешением, потому что я очень огорчена тем, что начала постройку дома, который сыграл со мною коварную шутку. Готов ли птичник? Льщу себя надеждою, что он красив, ведь вы мне это обещали, мой добрый Кюхельбекер. Что делает молочня? Будет ли она под крышей? Что я найду новенького в моём саду? Будет ли он насажен редкими цветами? Будет ли окончена колоннада? Готов ли цветник пред птичником? Очищен ли мой лес? Словом, найду ли я много новенького? Признаюсь вам, это будет для меня истинным праздником, когда я опять увижу мой дорогой Павловск. Конечно, я хотя один раз, да приеду туда зимой, чтобы взглянуть на него, и тогда уже вас поблагодарю лично за все ваши труды и заботы, которые мне не безызвестны и которые умею ценить...»

В 1779 г. у Великокняжеской четы родился сын Константин. Императрица и его взяла к себе, чтобы воспитывать вместе с любимым внуком. Добрая и нежная мать потеряла возможность видеть первых своих детей постоянно возле себя, окружать их своею заботливостью, слышать их первый лепет и наблюдать за их первыми шагами...
5 ноября 1796 г. умирает Императрица Екатерина. Вступает на престол Павел Петрович; Мария Феодоровна делается Императрицей. Теперь она получает возможность творить добро в обширных размерах, и для её деятельности открывается новое поприще. Действительно, в этот же год она приняла, по желанию супруга, под своё начальство Смольный институт, а через несколько месяцев - воспитательные дома в Москве и Петербурге. В мае 1797 г. основывает Екатерининский институт, затем переводит в Петербург коммерческое училище, в 1801 г. учреждает Екатерининский институт в Москве, дом призрения в Гатчине и больницу в Павловске.
Не прошло и пяти лет со смерти Екатерины Великой, как Марии Феодоровне пришлось перенести два великие несчастья. Сначала умерла её дочь Александра (супруга эрц. Иосифа, палатина Венгерского) в цвете лет и красоты (ей было только 18 лет), соединявшая с красотой и молодостью - ум и необыкновенную доброту, затем, в марте 1801 г. неожиданно скончался Император, и Мария Феодоровна сделалась вдовою. Только непоколебимая вера в Провидение и сознание священных своих обязанностей дали ей силу перенести такие ужасные потери. «Сердце моё увяло, - писала она Плещееву, - душа моя отягощена, но я не ропщу на определение Промысла; я лобызаю руку, меня поражающую. Оплакиваю мужа моего, дитя моё, но чувствую всю обширность моих обязанностей: они огромны, но Небо подаст мне силы, чтоб их исполнить. Я здорова, но слаба, неузнаваема. Скорбь в сердце моём; она такого рода, что время не уничтожит её. Добрый сын поступает относительно меня, как ангел; соделывая благо подданных своих, он может облегчить глубокую мою горесть, и он это сделает, я в том уверена; он доблестен, добр, чувствителен, благочестив; все благословения мои почиют на этом дорогом существе... Молитесь за меня Богу; без Него я бы не вынесла невыразимой моей скорби!»
С этих пор воспитание своих малолетних детей и заботы о бедных и страждущих стали доставлять ей утеху и отраду. Не станем перечислять всех богаделен, больниц, учебных заведений и разного рода приютов, основанных ею в период 1801 - 1828 г. Достаточно сказать, что в каждую годину народных несчастий и бедствий, Мария Феодоровна выступала со своей благотворительностью и, как «Ангел добра», утешала печальных, помогала неимущим, ободряла малодушных, призревала сирот и больных. Например, когда после Отечественной войны, Москва и другие города лежали в развалинах, и десятки тысяч бедняков лишились крова и пристанища, Мария Феодоровна пожертвовала из своей собственной казны беднейшим жителям Москвы 10 тысяч руб., столько же жителям Смоленска и 1000 р. Казанскому приказу «за оказанное от оного пособие бывшему в Казани институту благородных девиц».
Учебные благотворительные заведения Москвы, щедротами Императрицы, скоро были доведены до такого состояния, что уже в следующем году могли безостановочно продолжать свою деятельность. В 1815 г., в воспоминание о счастливом окончании войны с Наполеоном, Императрица учредила в Павловске на свой счёт Инвалидный дом на 24 солдата. Счастливая мать, при каждом известии об успехе русского оружия, поднятого её венценосным сыном на спасение Европы, выражала свою радость подвигами добра и благотворительности.
Так, по отчётам всех приказов общественного призрения, состояло:
в 1815 г. в 303 заведениях 40570 ч.,
в 1816 г. в 306 заведениях 39280 ч.
Когда в конце 1824 г. страшное наводнение разрушило часть домов в Петербурге, и несколько тысяч несчастных лишились пристанища, Мария Феодоровна опять выступила со своею благотворительностью: во вдовьем доме Смольного монастыря по её приказанию дано было пристанище и пропитание всем бывшим воспитанницам общества благородных девиц Военного отделения и Мещанского училища, Военно-сиротского, Екатерининского и Мариинского институтов, с детьми этих воспитанниц.
Не довольствуясь этим, она сделала распоряжение, чтобы Опекунской совет выдал часть своих сумм всем бедным, не принадлежавшим к бывшим воспитанницам её институтов.
Со вступлением на престол другого её сына, Николая Павловича, Мария Феодоровна приняла в своё заведование все больницы с отделениями для умалишённых и все богадельни. Вникая во все мелочи сама, пробуя кушанья больных, требуя самого подробного отчёта обо всяком заявлении в опекаемых заведениях, Императрица заставляла работать всех - от полного генерала и сильного вельможи до последнего фельдшера и сиделки - на пользу добра и дела благотворения. Ни мрачный вид сырых и затхлых больничных помещений, ни ужасные лица умопомешанных и умирающих не останавливали её посещений. Однажды в её присутствие привезли в воспитательный дом грязного и золотушного ребёнка. Нужно было вымыть его, но ни одна смотрительница не решалась к нему прикоснуться. Тогда Императрица сняла перчатки, засучила рукава и, приказавши подать воды и губку, вымыла ребёнка. Другой раз, она приехала в приют, в котором долгое время не бывала. Жалкий вид запуганных детей, не знавших от самой колыбели ласк матери, глубоко растрогал её чувствительную душу. Дети теснились между собою, но боялись подойти к ней. «Счастливы мы, - сказала она чиновнику, - что призваны воспитывать для добродетели этих невинных детей и возвратить их обществу полезными его членами. Примемся за это прекрасное дело с неутомимою ревностью, но не забудем, что наши старания принесут истинную пользу только тогда, когда будут проистекать из сердца, исполненного любви». Частые посещения Императрицы скоро рассеяли робость малюток и, лишь только Государыня появлялась в каком-нибудь из своих заведений, они с неудержимым восторгом бежали к ней навстречу и приветствовали ее именами Милой и Ненаглядной.
Для женских институтов Императрица Мария Феодоровна была настоящею матерью; впрочем, институток того времени она иначе и не называла, как своими милыми детьми. Посещая постоянно институты, Императрица знала всех учениц, заботилась об их успехах и поведении, привозила им гостинцев и устраивала для них праздники. Немногие, очень немногие, но живы ещё свидетели таких посещений. Они помнят, как Императрица Мария Феодоровна приезжала в Смольный и Екатерининский институты, из которых последний был обязан ей и своим учреждением и своим процветанием; они помнят и могут передать нам, что Мария Феодоровна приезжала сюда, как приезжает добрая бабушка в любимую семью своих внуков, с конфектами и с работой; как она по часу сидела на уроках, со вниманием следя за ответами своих милых детей; как обедала за их столом и своей простой, доброй и безыскусственной речью заставляла забывать своё высокое положение. Её интересовала каждая мелочь в жизни институтов. Преподаватели, классные дамы, даже нижние служители и девушки были определяемы и увольняемы не иначе, как по утверждению Императрицы. Она желала знать всех, кто трудится в дорогих для неё заведениях, и она знала их.
Последний год жизни Императрица много хворала, но не оставляла обычных своих занятий: посещала разные заведения, слушала доклады, делала распоряжения. 24 октября наша церковь празднует Божью Матерь всех Скорбящих радости. В этот день (в 1828 году) предстоял престольный праздник в одной из новых больниц. Все думали, что Императрица посетит заведение. Но ожидания не сбылись: в этот самый день душа её отлетала в вечность.

[Подпись]: И. Г. [Иван Александрович Галактионов?]
«Семейные Вечера для семейного чтения», 1882 г., т. II.