Рецензия на книгу Т. Смита Малыш 44

Надежда Хаппи
«Советская Россия. Украина. Деревня Червой.1933 год.
Так как Мария решила умереть, ее кот должен теперь сам искать себе пропитание. Она уже и так довольно долго заботилась о нем. Деревенские жители уже давным-давно выловили и съели всех мышей и крыс. Домашние животные тоже исчезли в скором времени. Все, кроме одного, ее кота, ее товарища, которого она прятала ото всех. Почему она его не убила? Ей нужен был кто-то, для кого она могла жить, кого она могла оберегать, для кого она должна была выжить.»
         
Именно так начинается ставший популярным роман Тома Смита «Ребенок 44». Это колоссальная детективная история о сталинской России, том времени, когда «преступлений и проституции не существовало», а общество было принято считать совершенным.  Шаг за шагом Том Смит испытывает своих героев, ставит перед ними, как кажется на первый взгляд, нерешаемые проблемы. Выбор между жизнью и смертью, испытание любовью, предательство, жизненные перипетии – это не только мастерская уловка, способ, которым пользуется молодой писатель в раскрытии характеров главных героев Лео и Раисы,  а также прием, позволяющий автору вырисовать жестокую политическую машину под названием СТАЛИНИЗМ.

Души, поступки, идеи настолько извращены, что порой кажутся немыслимыми. Страной правят убийцы, садисты, извращенцы. Есть среди них и «истинные» патриоты, которые, действительно, борются за дело Родины. Но настолько ли они отличаются от первых, отъявленных негодяев? Том Смит находит ответ и на этот вопрос.

Главный герой Лео –  патриот, который со временем узнает, что его жена согласилась выйти за него только из страха. Лео также сотрудник КГБ, в руках которого власть. Раиса боится не только его. Она страшится всех представителей власти, которые, как известно, могут использовать любой предлог, чтобы человек исчез навсегда за холодными стенами Лубянки. Она боится за себя, и только чувство самосохранения ведет ее под венец.

Любви нет, она изжила себя, она переродилась в нечто варварское, запятнанное, имя которому – СТРАХ.

Сталинская Россия – это бесконечное пространство, где можно черпать идеи для новых романов. Это актуальная тема в настоящее время, и мы видим, как на прилавках книжных магазинов появляются произведения, посвященные ей.
 Но «Ребенок 44»  не настолько прост и примитивен. Том Смит идет глубже. Он не только скрупулезно изучает советскую историю, читая «Архипелаг Гулаг» Александра Солженицына, Бориса Левитского («The uses of terror»), Роберта Калена «Отдел убийств»,  Симона Монтефиоре «Молодой Сталин»,  Энтони Олкотта «Русское чтиво», он также развивает параллельную тему, вокруг которой и вращается весь сюжет,- тему серийного убийцы. Писатель знакомится с подробностями громкого процесса над  небезызвестным нам Ростовским Потрошителем, Бешеным Зверем, Убийцей из лесополосы – Андреем Чикатило, совершившим 53 доказанных убийства мальчиков и девочек в 70-80 годы.

Сегодня многие помнят эту громкую историю, связанную с именем Чикатило, по отношению к которому был приведен смертельный приговор в 1994 году. Хотя до этого времени два невинных человека пострадали и были расстреляны за преступления Ростовского Потрошителя.

Автор «Ребенка 44» переносит преступления серийного убийцы в сталинское время, как бы оживляет печальную историю, ведя читателя по провинциальным городам Ростовской области, где были совершены леденящие душу убийства детей. Также это дает возможность писателю глубже раскрыть политические и социальные вопросы того нелегкого времени.

Как было сказано выше, «Ребенок 44» – это детективная история, в ней есть жестокие и кровавые сцены. Сам автор объясняет в одном из интервью, что они были навеяны ему реальной действительностью, которую он, на самом деле, пытался смягчить в своем романе.

«В то время существовали более жестокие пытки, более причудливые, чем я мог бы вообразить»- говорит Т.Смит.

Под впечатлением от «Архипелага Гулага» он, тем не менее, опускает некоторые немыслимые сцены пыток, как например, срывание  человеческих ногтей, но он подробно описывает пытку камфорным маслом, которое, попав в кровь, вызывает припадок, во время которого жертва говорит правду.

Лубянка – место, где исчезают люди, где личность умерщвляется, человеческое лицо стирает признаки нормальных мыслей. Камеры, где держат «преступников» трех видов: в первых - люди, если можно так выразиться, «живут», находясь так близко друг к другу, что нельзя даже пошевелиться, не дотронувшись до другого. В других камерах, наполненных ледяной водой, людей наказывают. В третьих – допрашивают.

Я бы сказала, что «Ребенок 44» написан в трехмерном измерении. Многие скажут, что это невозможно. Тем не менее, листая страницу за страницей, герои оживают, становясь частью жизни читателя. Невероятные сцены голода и даже каннибализма ошеломляют, вызывая вопрос, как этот молодой английский писатель мог так хорошо знать проблемы того далекого времени? Перемешав столько судеб, сюжетных линий в одном романе он не запутал сюжет, он вылепил историю настолько гениально, настолько захватывающе, что вызывает дрожь в теле, изумление талантливостью этого человека. Кажется, что он сам лично пережил сталинизм, вынеся оттуда опыт и знание не только времени, но и русской культуры, взаимоотношений, - знание, которое мастерски воплотил на страницах романа.


Том Смит – английский писатель, окончит Кембридж в 2001 году, после учился год в Италии. «Ребенок 44» - его первый роман о сталинской России, переведенный на 17 языков, уже завоевал несколько призов. Еще до публикации романа о нем узнал известный голливудский режиссер Ридли Скотт, который выкупил права на фильм и  в данное время работает над экранизацией романа.

2010 год