Болгарский путь

Виталий Хватов
     В те самые девяностые годы  я, как и многие, искал счастья, а точнее способ, подработать за границей. В том числе и в Болгарии, везло мне как-то на нее.
    Тогда удалось совместить приятное с полезным. Брал из своих художественных поделок то, что не жаль и ехал туристическим автобусом через все границы в Болгарию,   в город Пловдив. Приятное состояло в том, что удавалось совершить путешествие через закрытые прежде границы и познакомиться со страной Болгарией, её народом, историей и природой.
     А польза заключалась в том, что денег на поездку я почти не тратил.  Наоборот, получал за свои изделия  болгарские левы, которые успешно обменивал на доллары. Пара сотен «зеленых» за двухнедельную поездку были тогда серьёзным подспорьем в семейном бюджете, хотя и не слишком оттопыривали карман.

     В Пловдиве сразу завязались знакомства на различных уровнях, начиная с базарных торговцев. Один из них, похожий больше на турка или цыгана, ослепительно мне улыбался и предлагал какие-то сомнительные сделки. Я, чувствуя подвох, думал про себя:«Ой, зарежет такой ночью в подворотне, как пить дать».
     Вечерком встретился с Георгием, когда-то бывшим заведующим отделом городского комитета Болгарской коммунистической партии. Жить меня устроили в болгарской семье  у Радосветы. Её муж был писателем и очень рано умер, а супруге пришлось существовать на мизерную пенсию, которую она получала как специалист – ботаник с университетским образованием.
     Её небольшой домик, расположенный  у подножия большой скалы в самом сердце старого Пловдива, давал возможность сдавать комнату приезжим и иметь хоть какую-то возможность жить. А я был рад случаю побыть в приличных условиях и общаться в неформальной обстановке.
    Поначалу многое удивляло, особенно необходимость строго экономить воду, газ, электричество, тепло. В декабре месяце в комнате хозяйки горела компактная печь, согревая её комнату. Кухня же, обогревалась конфорками плиты, а теплую воду давала газовая колонка. Комнаты для гостей прогревалась перед сном электрическими обогревателями, а потом выключались и они.  Но, под красивым, толстенным болгарским лижником, связанным из чистой овечьей шерсти, было тепло и уютно всю ночь. И после хлопотного дня спалось особенно крепко. Утром долго не хотелось покидать это уютное гнездышко. Но, дела…

    Вечером, бывало, приглашали в гости знакомые болгары. Интеллигенция – чиновники, инженеры, педагоги. Всегда было о чем поговорить. После недолгой адаптации болгары говорили на своем языке, а я на русском. И все друг друга понимали. С Георгием говорили больше о политике и пропаганде, с Вассилом находили понимание в общем увлечении спортивным ориентированием, а с женщинами - болтали о прекрасном.  Взаимопониманию способствовал хороший стол, который всегда накрывали хозяйки и на нем бутылочка болгарского красного вина.
    Но в целом все разговоры сводились к политике. Мы лелеяли тогда надежды на перемены к лучшему. Лишь некоторые из нас преуспели в коммерции, но большинство так и питались одной надеждой.
    Все дружно осуждали планы разрушить памятник русскому солдату Алёше, который располагался неподалеку, на высокой горе, с которой виден весь Пловдив. Должно быть, мнение большинства народа не позволило правящей верхушке осуществить эти планы.
    Тогда же удалось побывать в старом городе, где почти в неизменном виде сохранились здания, построенные двести и более лет назад.
 
    Пловдив город с очень древней историей. Когда-то он был центром провинции на задворках Римской империи, куда с глаз подальше отправляли провинившихся римлян.
    Сегодня в центре города сохранились остатки древних зданий ещё тех лет. Несколькими метрами ниже уровня современных улиц видны остатки древних мостовых и зданий с мозаичными полами римских времен. Они бережно сохраняются городскими властями.
    Однажды мне посчастливилось побывать на Шипке, в местах героических и самоотверженных боёв за свободу болгарского народа. Величественное горное плато, где проходили бои русской армии против турок, оставляет сильное впечатление. А ведь тогда нужно было воевать лютой зимой в горах. Гибли тысячами, а раненых вывозили в Россию.
    Дорогого стоит взглянуть со смотровой площадки  величественного памятника под Шипкой, сооруженного в честь побед русского оружия в войне 1877-1878 годов.

    Все же обидно, что Болгария в двух мировых войнах оказывалась в рядах противников России.  И это несмотря на очевидные симпатии болгарского народа к России. Вот и сейчас страна развернулась в сторону Европейского Союза, чего-то ожидая.
    Спустя двадцать лет в прошлом году довелось снова побывать в Болгарии среди приятного мне народа. На этот раз исключительно с целью отдыха, в Бургасе, а точнее в поселке Солнечный Берег. Курорт не то место, где можно делать выводы по всей стране. На всем побережье выстроены уже новые звездные отели, аквапарки, зоны лечения, обустроены места отдыха туристов. Вдоль всего берега сегодня автобусные линии, которые делают комфортным и дешевым всё передвижение между курортными городками.
     Но по комфорту места отдыха уступают Турции, Кипру, тем более Европе. Отдыхают в Болгарии по доброй старой памяти россияне, молдаване, украинцы, румыны, а из Европы преобладают сербы и, конечно, немцы, которые не упускают своего случая экономно отдохнуть. Вспомнилось, что молодой человек из Кишинева, приехавший в сезон подработать здесь в качестве официанта, бармена, через месяц вернулся, убедившись, что не судьба ему поправить свои денежные дела, даже в сезон. Упали заработки, кризис.
    Разговорившись с одним из местных жителей Бургаса и желая сделать ему приятное, я сказал, что в России нет ни одного городка, в котором бы не знали болгарское вино, помидоры, лечо и сигареты. На это Пламен, усмехнувшись, сказал, что сегодня они сами помидоры из Македонии едят.
 
    А в этом году привелось по пути из Греции  проехать через всю Болгарию, включая столицу Софию. Маршрут выбирали исходя из состояния дорог. Из окон двухэтажного  автобуса с высоты гор хорошо видны остовы многочисленных заброшенных предприятий. Дважды останавливались в маленьких горных деревушках, где вся жизнь сосредоточилась вокруг нескольких придорожных лавочек, торгующих у развилок дорог. Вся жизнь за счет торговли в расчете на проезжающих туристов. Чуть дальше совсем запущенные дома, где на лавочках сидят древние старики. А поодаль можно видеть дома, очевидно, брошенные. Но у каждого минуса есть свой плюс. И греческие маслины все туристы купили с большой скидкой, грех было отказаться.

    Больше всего удивила столица Болгарии София. С дороги сверху, город был как на ладони и совсем не радовал глаз. Серые, стандартные и однообразные пятиэтажки, которые были построены во времена социализма и с тех пор не красились.
    Они и некоторые частные дома, выглядели совсем жутковато – с облупившейся штукатуркой и трещинами во всю стену. Но будет несправедливо видеть только это.
    Вдоль  окружной дороги Софии начинают мелькать суперсовременные чудеса архитектуры из стекла, металла и бетона. При ближайшем рассмотрении на их фасадах меняются, как в калейдоскопе, вывески БМВ, Рено, Мерседес, Фиат. Это автоцентры по продаже автомобилей этих марок. А в глубине города можно видеть другие шедевры архитектуры – супермаркеты известных европейских фирм. Там крутые ребята и на болгарах умеют заработать свою копеечку. Но, по всему видно, забывают поделиться.
    Чуть дальше за пределами города, на некогда заброшенных площадках вдоль дорог, расположились сотни подержанных авто из Европы и других частей света. Чего только там нет!
    Тут вспомнилось, что это сюда приглашают автолюбителей для покупки подержанных авто. Получается, что Болгария мировой центр по торговле автомобилями?

    Общее впечатление от некогда солнечной республики остается мрачноватое. Очень похоже, что Евросоюз не сделал жизнь большинства болгарского народа счастливее.

    Плохо быть бедным и зависимым от всего и всех в наше время. Но ещё хуже не иметь своего мнения и характера. И плыть вот так по воле волн и ждать, когда попутный ветер наполнит твои паруса…

   Фото автора.