Танки и САУ начала Второй Мировой войны. Танкетки

Лев Вишня
http://www.proza.ru/2015/10/30/117

Танкетки РККА.

   На 22 июня 41 г. в РККА существовали следующие виды бронированной техники:
Танкетки Т-18 (формально была снята с вооружения), Т-27, Т-37А, Т-38, Т-40,  двухбашенный Т-26 (версия с двумя пулеметами, а также с 37-мм орудием «Гочкис», но без бронебойных снарядов как у Рено FT-17).

  Легкие танки: Т-60 (формально на 22 июня 1941 г. он еще не поступил на вооружение), Т-26 (однобашенная версия с 45-мм орудием), БТ-2, БТ-5, БТ-7 и Т-50.

  Средний танки: Т-28, Т-34.
  Тяжелые танки: Т-35, КВ-1, КВ-2.

Бронированные автомобили (о них отдельный разговор)
САУ как класса боевых машин на момент начала войны в РККА не было, были только попытки создания прототипов и исследования. 

   Самый главный вопрос остается: «сколько было этих машин?». Вопрос «в каком состоянии?» оставим за кадром. Условно будем считать, что любая машина, что находилась в распоряжении тов. Сталина к 22 июня 1941-го, была как только что вышедшая из ворот завода. Потом разберемся с категориями (1-я, 2-я, 3-я, 4-я). Надо заметить, что танкеток 1-2 категории было довольно мало, и на то есть две причины:

   а) в основном все эти танкетки разрабатывались в самом начале 30-х и строились в ситуации, когда отлаженной системы производства бронированных машин в стране еще не было. Например, часто на танкетки и легкие танки БТ-2 и Т-26 ставилась «техническая броня», представляющая собой низкосортовую мягкую сталь. Очень посредственной была ходовая часть, слабый моторесурс, сама технология изготовления большинства узлов и деталей, необходимых для такой техники, была тогда еще в процессе становления. Тот же самый «Рено-17/18» сумел пережить 25-30 лет эксплуатации, именно потому что технология его изготовления была самой передовой на тот момент в мире, а не создавалась с нуля как в СССР. Это позволило «старичкам Перовой мировой» воевать и охранять немецкие склады и аэродромы всю Вторую мировую, в то время как его советский аналог Т-18 к 41-му годился только на бронеколпаки для оборонительных линий. 

   б) очень похоже на то, что изготовив огромное количество танкеток, советское командование так и не нашло решения, как их использовать на поле боя. В результате большинство танкеток на момент начала войны находились на складах в крайне плачевном состоянии.

   Стоит еще отметить, что только одна танкетка РККА была на уровне машины немецкой Panzer II по всем показателям (бронирование, вооружение, скорость). И это была как раз еще не пошедшая на тот момент в серию Т-60. Все остальные танкетки шли уровнем ниже Panzer I или французских AMR 33/35.

   Итак, пошли с самых маленьких (с самых первых) и наверх.

1.   Т-18 (варианты Т-16, Т-17, Т-19, Т-20 – изготавливались штучно в серию не шли).

Т-18 – точная копия французского танка «Рено FT-17», его масса составляла 5,05 - 5,8 т. броня – 16мм листы технологической на первых порах (до 27 года) и после уже катаной броневой стали, крепившейся, как в аналоге, болтами к каркасу.
Вооружение -  пушка 37-мм «Гочкис» (21 калибр, 37мм, длина ствола 777мм, вес снаряда 710гр). Впоследствии с 27-го устанавливался модернизированный вариант данного орудия «Гочкис-ПС». Первоначально устанавливались пулеметы спаренный «2х6,5-мм Федорова», затем ставший стандартным для всего отечественного танкостроения до конца Второй мировой войны «7,62-мм ДТ».
   Мощность двигателя 35-40 л. с. (меньше чем у «Запорожца»), что обеспечивало неплохую проходимость при предельно малой скорости – 7,5-15 км/ч.
   В принципе, все про этот танк. Всего их было выпущено 959 шт. К 22-му июня почти все они были сняты с вооружения, и большинство демонтировано следующим образом: ходовая часть отправлялась на переплавку, а башня использовалась в качестве бронеколпака для дзотов.
   На ходу в наличии было порядка 50-и машин, которые использовались в учебных целях.
   Отсутствие в комплекте отечественного варианта пушки 37-мм «Гочкис» бронебойного снаряда не дает нам возможности определить Т-18 даже в самые легкие танки. Это классическая пехотная танкетка.

   В западном варианте его прямой предшественник Рено FT-17 подвергся массированной модернизации и имел в комплекте бронебойный снаряд. Польские машины этого типа крепко побили в 39-ом немецкие Panzer I и Panzer II. Кроме того получил новую связь, двигатель, позволявший ехать со скоростью до 20к/ч и лобовую броню, наращенную в башне до 22мм. В общем, там сумели выжать из этой самой массовой модели французских танков максимум возможного, в результате уже 7-8-и тонная машина балансировала на грани попадания в класс «легкие танки». Об этой модели будет рассказано в разделе «французская бронетехника», но даже она, на мой взгляд, все равно относится к танкеткам. Хотя, в отличие от нашего варианта, она могла легко победить самые ранние немецкие машины, это показали как и столкновения в Польше, так и на территории самой Франции. Как будет сказано, впоследствии немцы в 40-ом заполучили 1704 машины этого типа, самых крайних модернизаций и активно использовали их всю войну, как дозорные машины, для разведки, для сопровождения пехоты, в противопартизанской войне и для охраны аэродромов.


2. Т-27

  Класс «танкетка» без всяких «и» или «или».
  Вес 2,3 тонны, противопульная броня 6-10, вооружение 1х7,62-мм ДТ, мощность двигателя 40л.с., скорость по шоссе – 40км/ч.
  Скоростная танкетка для поддержки пехоты.


  Изготовлено 3295 шт.
  Варианты: ОТ-27/ХТ-27 – химическая танкетка, МЗ-27 – минный заградитель.
К началу войны в строю было 2343 машины, в основном в учебных частях и на охране объектов. Качественной тактики использования танкеток в бою в РККА так и не было разработано, и в итоге именно в качестве учебных и охранных машин эти танкетки и прослужили всю войну, на поле боя практически не использовались. Порядка 900-1200 машин было утрачено в 41-ом в ходе отступления, в подавляющей массе просто брошено на поле боя или оставлено на складах.
  Немцы сохранили только несколько машин для изучения, остальное пустили в переплавку.
  Причина?
  10мм броня не держала даже бронебойные пули 7,92-мм противотанковых винтовок PzB 39, не говоря уже о более серьезных средствах поражения.
Как «танк», эту машину рассматривать нельзя и ее появление в «Статистическом сборнике №1» именно в качестве танка следует считать конфузом.



3. Т-37А и Т-38

   Аналогично Т-27 чистой воды «танкетка» без всяких «или» (хотя в советской классификации введен как «малый танк»).
   Вес 3,2 тонны, противопульная броня 4-8мм (самая тонкая броня из всех советских машин!), вооружение 1х 7,62-мм ДТ, мощность двигателя 40 л.с., скорость по шоссе – 40км/ч. Изготовлено 2552 шт.

http://ru.wikipedia.org/wiki/-37#/media/File:T-37-1.jpg
   
  Т-38 отличался более совершенной трансмиссией и более толстой броней (10мм), было собранно 1340 машин.
   На момент начала войны в строю было 1478 Т-37А шт. и 1143 Т-38.
   Также как и Т-27 не был воспринят армией в качестве боевой машины и использовался в качестве либо учебной, либо охранной.
   Танки Т-37А и Т-38 входили в состав различных подразделений РККА, как танковых, так и стрелковых, кавалерийских и воздушно-десантных. В составе танковых частей РККА плавающие танки появились в 1934 году, когда в состав механизированных бригад был включен взвод разведки в составе трех танков Т-37А. В 1935 году количество танков во взводе увеличилось до пяти, но довольно быстро выяснилось, что плавающие танки плохо подходят для совместных действий с Т-26 и БТ по причине меньшей скорости и проходимости. В 1939 году Т-37А и Т-38 были изъяты из штатов танковых бригад. Однако с началом Финской войны было решено сформировать отдельные батальоны плавающих танков, специально предназначенных для действий в лесисто-озерной местности Карелии. Каждый такой батальон включал в себя 54 танка. По окончании войны, в марте 1940 года, танковые батальоны плавающих танков были расформированы.
   В ходе финской кампании было утрачено 94 машины. Использование их по назначению в качестве плавающих танков закончилось полным фиаско. В ходе Великой Отечественной войны использовались эпизодически. В основном для оперативной поддержки пехоты, для разведки и для форсирования водных преград.

   По советской классификации эти машины идут как «малые танки». Но конечно в любом варианте это просто танкетки. Почему некоторые историки записывают машины с пулеметом в качестве основного вооружения и броней 4-10мм в «танки» остается для меня загадкой. В действительности эти машины (Т-27, Т-37А и Т-38) глобально уступали как Panzer I так и тем паче Рено FT-17. Их вообще по идее нельзя вводить в статистику бронетанковых сил, т. к. они практически не использовались в ходе боевых действий.
   Суммарно их было произведено порядка 6700 шт, что весьма и весьма утяжелило общий порядок цифр «Статистического сборника №1» и дало возможность некоторым историкам выпускать шутейные произведения о «гигантских сталинских бронированных армадах».
   В действительности всю эту серию танкеток по большому счету следовало бы полностью вывести за рамки статистики Великой Отечественной войны, также как выведен тот же Т-18.


4. Т-40

   В отличие от вышеперечисленной серии (Т-27, Т-37А и Т-38) это действительно боеспособная и эффективная танкетка:

http://ru.wikipedia.org/wiki/-0_()#/media/File:T40kub1.jpg

очень и очень симпатичная машина класса «танкетка» («малый танк» по советской классификации).
   Броня 10-15мм., лобовая - уже 20мм.
   Вооружение: пулеметы 1х12,7-мм ДШК и 1х7,62-мм ДТ. В пушечном варианте был вооружен 20-мм пушкой ШВАК-Т (ТНШ), бронепробиваемостью бронебойного снаряда 12,7-мм ДШК была порядка 15мм. а в случае пушки – до 25мм.
  Вес машины 5,5 тонн.
  В отличие от выше перечисленных моделей, оснащался четырехтактным рядным шестицилиндровым карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения ГАЗ-11 мощностью 85л.с., что обеспечивало скорость 25-30км/ч.
  По своим характеристикам машина находится в одном ряду с Panzer II, Рено FT-17 или английской машиной Vickers Mk. VI, немножко уступая им по ряду характеристик (надежности, скорости и устойчивости в бою). Кроме того, немецкий и французский танки имели лучше бронированную защиту – 22-30мм.
  На момент начала войны было в строю примерно 300 машин, а всего было изготовлено до конца 1941г. 763 машины.
  В бою показал себя неплохо, но был заменен начавшим выпускаться в том же 41-ом году Т-60.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/66/-60.JPG

  Машина, почти вписавшаяся в параметры «легкого танка». Но в классе «танкеток» находится, потому что на момент начала войны у нее не было бронебойного снаряда и 25мм пушки.


5. Т-26.

   Аналогом Т-26 был английский легкий танк «Виккерс Mk.E», который в принципе по нашему классификатору также следует признать «танкеткой». Именно такое бастардное происхождение от английской танкетки и сделало Т-26 довольно сложным для изучения танком. В отличие от Т-18, который практически не претерпел изменений, Т-26 претерпел и они носили чрезвычайно драматичный для конструкции характер.
   Английский аналог Т-26 в тех же практически габаритах весил порядка 6-и тонн и имел две пулеметных башенки, либо одну пушечную. Аналогично получилось и с советской танкеткой на базе этой модели.
   Лишь к февралю 31-го удалось определиться с заданием для промышленности и конфигурацией будущей машины.
   Выпускался танк одновременно на двух заводах, а именно Ленинградском Заводе № 174 и Сталинградском тракторном заводе с начала 31-го по конец 39-го.
   Количество произведенных машин и поставленных в РККА не совпадает, что дает в итоге массу разночтений при конечном подсчете численности парка.
   Итак, по годам, произведенные и принятые госкомиссией, поставленные в РККА танки (через «/»). Это конечно двухбашенные (однобашенные в следующей статье):

1931 -  100/17
1932 – 1361/1032
1933 – 576/576
1934 - 1/1

   Всего Т-26 двухбашенный образца 31г.в. с двумя пулеметами, либо с 37-мм «Гочкис» и одним пулеметом (образец 1932г.), броня техническая, противопульная 13-16мм, вес 8 тонн:  - 2038/1626шт.


   Т-26 однобашенный с пушкой 45-мм 20-К, образца 33г с круглой башней и каркасно-заклепочным корпусом. Броня сначала техническая 16мм, впоследствии - гомогенная 13мм, противопульная, вес 8,4 т.: - 4192/3631шт.
  Он уже будет изучаться как «легкий танк».
  То же, но уже с конической башней и сварным конусом (это тот самый вариант, который чаще всего и попадается в камеру в хрониках и в советских фильмах), включая переделанные более ранние образцы, вес 9,4 – 10,25 т., двигатель мощностью 95 л.с.: - 3616/3958 шт.


   Разночтения в численности машин объясняется тем, что часть танков принималась госкомиссией, часть - забраковывалась и возвращалась на заводы. Часть выпущенных переделывались, снимались с вооружения и т. д. «Техническая броня» представляющая 10-16мм листы незакаленной мягкой стали заменялась на 13мм листы уже гомогенной брони, менялся двигатель, ходовая часть и много многое.
   По существу на Т-26 проходило обучение советской танкостроительной конструкторской школы. Как следствие этот танк самый сложный для исторического изучения. Он насчитывает порядка 20 модификаций и вариантов.
   Общее число машин, поставленных на вооружение РККА, составляет 9686 шт.
   Из них 1626 шт. идут как танкетки, а 8060 шт. как полноценные легкие танки.
   На момент 22 июня 1941 г. в строю порядка 500 шт. танкеток, и вероятно до 6500 легких танков, а суммарно до 7000 машин (потом я объясню, как вышел на эту цифру).
   Порядка 700 машин подсчитаны дважды (переделки более ранних версий), и около 2000 первых выпусков ввиду выработки ресурса сняты с вооружения, и также как и Т-18 башни использовались для создания дотов и неподвижных огневых точек. Это пока примерный расчет и без ссылок.


  Таким образом, к июню 41-ого было изготовлено (находилось на вооружении) соответственно:

Т-18 (Т-16, Т-17, Т-19, Т-20) - 959/50 шт,
Т-27 (ОТ-27, ХТ-27, МЗ-27), 3295/2343 шт,
Т-37А, 2552/1478 шт,
Т-38,  1340/1143 шт,
Т-40, 763/300 шт,
Т-26-двухбашенный (тут считаются изготовленные по факту) - 2038/порядка 500-300 шт.

  Всего в СССР к моменту начала войны было изготовлено порядка 10947 танкеток из которых на вооружении к моменту начала войны было 5814 шт.

Из них Т-27,  Т-37А и Т-38 уступали Panzer I и любым французским танкеткам.
Т-18 и Т-26-двухбашенный были примерно на уровне Panzer I или чуть выше.
Т-40 - практически была на уровне Panzer II, чуть-чуть не дотягивала.

  Последняя машина балансирует на гране попадания в класс легких танков, но на 22 июня их в составе войск РККА не было.

  В следующей части вы узнаете уже про легкие танки РККА, к которым следует отнести Т-60, БТ-2, БТ-5 и БТ-7 и Т-50.
Затем о средних и тяжелых танках.

(продолжение следует)


© Copyright: Лев Вишня, 2015