Основа исторического развития

Аркадий Костерин
   Однажды я прослушал интересную лекцию по новейшей истории академика Пивоварова. (https://www.youtube.com/watch?v=4CIonGaKgb0)  Хорошая лекция, однако после неё у меня осталось некоторая неудовлетворённость. Дело в том, что  Пивоваров в своей лекции не упомянул о значении духовных законов в историческом процессе. Хотя косвенно он подошёл к этой теме, но не сформулировал. Подход Пивоварова характерен для современных историков. Они уже не говорят, как прежде об исторических законах и экономических предпосылках исторического развития. Даже и о развитии сейчас не говорят, потому что считают его относительным. Для современного подхода характерно представление об истории, как равнодействующей линии всех человеческих устремлений и действий. Это называется «антропный подход».

   Конечно, антропный подход к истории совершенно оправдан, но надо учитывать, что в основе человеческих судеб лежит духовная жизнь. Обобщённо говоря, человек – это то, во что он верит. А все конкретные события его жизни – это воплощение духовного выбора человека (ну и конечно окружающих его людей и общества, в целом). Существуют архетипы восприятия и развития психики, общие для всех людей. Реализация некоторых из них способствует продуктивному развитию, самовыражению и, в конечном итоге, духовной реализации, которая является счастьем в масштабе всей жизни, другие архетипы – препятствуют развитию личности. И есть свободный выбор человеком архетипов своего существования. Это и есть закон духовной жизни, воплощающийся в истории. Каким образом он воплощается?

   Допустим, имеется некий миф, который большинство людей отвергает. Но последователи этого мифа верят в его истинность и, руководствуясь этим, совершают свои поступки, однородные по смыслу. Тем самым они практически реализуют свою, альтернативную нить истории в жизни человечества. Продолжая это сравнение, общечеловеческую историю можно сравнить с толстым канатом, в котором переплетены все существующие линии, обусловленные различными мировосприятиями и духовными устремлении. Частные линии истории относительно самостоятельны, и в то же время, они взаимозависимы, как это видно на предложенной модели. Об общей истории человечества можно говорить лишь условно, принимая за неё осевую линию толстого переплетённого пучка частных вариаций.

Октябрь 2015.